Командировка хоккеиста в Германию

После  триумфальных побед наших хоккеистов в 60-70-х годах прошлого века спрос на них за границей был огромен.  Да и сами закончившие активную спортивную карьеру хоккеисты были не прочь поехать за границу малость заработать. Именно малость,  хотя они по контрактам получали валюту с несколькими нулями, но львиную долю у них забирало родное государства в лице прослойки, организации, о которой вот что можно прочитать в интернете.

Для координации работ по осуществлению на коммерческой основе организации выездов за границу советских спортсменов, тренеров, преподавателей и других специалистов в области физкультуры и спорта в 1987 году было образовано хозрасчетное внешнеторговое объединение «Совинтерспорт» (в 1988 году переименовано во «Всесоюзное внешнеэкономическое объединение «Совинтерспорт»).

Как видите, эта организация появилась во времена «горбачевской перестройки», когда уже не было железного занавеса между социалистическими и капиталистическими странами. Но далеко не все знают, что и до этого ездили за границу наши спортсмены. В частности, хоккеисты московского «Динамо» защитник Валерий Васильев и нападающий Александр Мальцев в Венгрию, и там Мальцев играл защитником.  Была договоренность между МВД СССР и МВД ВНР.  Но не только они, и не только в социалистические страны ездили наши спортсмены.

Большая часть карьеры 6-кратного чемпиона мира Юрия Лебедева прошла в «Крыльях Советов» — там он провел прекрасные 15 лет. Но был в биографии выдающегося форварда неприятный эпизод, когда его буквально вынудили покинуть страну и отправили играть в хоккей в Германию.

Германия никогда не входила в число грандов мирового хоккея. Конечно, иногда в стране появлялись талантливые хоккеисты, как, например, партнер нынешнего снайпера Макдэвида по звену в клубе «Эдмонтон Ойлерз» Драйзайтль, который в прошлом сезоне выиграл приз лучшего бомбардира регулярного чемпионата НХЛ по системе «гол плюс пас».   Или в финале Олимпиады 2018 года встретились сборные России и Германии, и лишь в овертайме победили наши хоккеисты. Правда, ради справедливости надо сказать, что на той Олимпиаде не было игроков НХЛ.  Можно добавить, что в товарищеских матчах сборная России без игроков НХЛ тоже побеждала сборную Германии с  большим трудом.

Но все это было уже в нынешнем XXI веке. А в прошлом, когда в чемпионатах мира выступали две немецкие сборные — из ГДР и ФРГ, обе они нередко проигрывали сборной СССР, пропустив больше десяти голов.  В Германии всегда был популярен футбол, а хоккей с шайбой был в роли Золушки.

Мало кто знает, что у Леонида Брежнева было особое отношение к Гамбургу. В этот немецкий город он много раз летал на лечение. А когда там создали местную хоккейную команду, то спортивные руководители попросили у советского политика помощи. Чтобы устроить настоящий хоккейный бум и привлечь болельщиков на трибуны, новому клубу нужны были игроки с именем и статусом. Поэтому Леонид Ильич должен был отправить в Германию нескольких советских хоккеистов высокого уровня. Одним из них и стал Юрий Лебедев.
«Я как раз закончил играть. Вызвали в ЦК партии: «Собирай вещи — послезавтра улетаешь в Гамбург». — «У меня маленький ребенок — никуда я не поеду». — «А тебя не спрашивают». Я ж партийный человек был — перед чемпионатом мира в Праге нас заставили вступить в партию. Улетали впопыхах. Даже коньки с собой не взял. Прилетаю на пересадку во Франкфурт, а там как раз наша сборная — наоборот, прилетела откуда-то. Иду с женой и ребенком — навстречу Фетисов с Касатоновым. «Ты куда?» — «Да вот, выслали из страны», — вспоминал нападающий.

По приезде новичку дали просторную четырехкомнатную квартиру. Если ему нужно было позвонить на родину, то все расходы за связь покрывал хозяин клуба. А для более плавной адаптации еще одного советского хоккеиста — Сергея Короткова из «Спартака» — поселили в соседний от Юрия подъезд. На первый взгляд может показаться, что герой этого текста попал в настоящий рай. Но были в этой ситуации и серьезные минусы. Например, зарплаты нашему герою хватало только на еду и одежду для ребенка. Остальное уходило на профсоюзные взносы. Еще одно немаловажное обстоятельство — в «Гамбурге» проводили всего по одной тренировке в день, а игры были только раз в неделю. Таким образом, у советских хоккеистов было слишком много свободного времени, в которое они попросту бездельничали и не знали чем себя занять. У местных игроков ситуация была иной. Хоккей был для них чем-то вроде хобби и подавляющее большинство каждый день ходило на основную работу. А у Лебедева и его семьи из-за языкового барьера было только одно развлечение — поездка в центр и прогулка мимо красивых витрин магазинов, набитых множеством товаров, которые невозможно было встретить в СССР в те годы. Несмотря на не самые простые условия для жизни и игры в хоккей, Юрию удалось завязать полезные знакомства.

«С сотрудниками консульства сложились очень хорошие отношения. Помогал им возвращать НДС — консулам это запрещалось делать. Когда я ездил к ним получать зарплату, они заодно давали мне документы tax-free. Я ехал за сто километров в ГДР, давал бутылку водки западногерманским пограничникам, они мне ставили печать, я проезжал сто метров, пил чай с бутербродом, и ехал обратно. В консульстве были довольны», — рассказывал герой этого текста.

То, как в те годы проводились матчи в немецком чемпионате, повергло чемпиона мира в шок. По окончании каждого периода на лед выкатывали несколько огромных бочек пива, и каждый болельщик мог подойти к ним и налить себе пенный напиток в литровый пластиковый стакан. До тех пор, пока кеги полностью не опустошались, матч не продолжался. Как результат — если встреча начиналась в 8 вечера, то заканчивалась она не ранее часа ночи.

«Потом еще ресторан — там два зала. В одном болельщики, в другом хоккеисты. Меня там литр пива ждал все время, а рядом рюмка водки во льду. Подходили фанаты, благодарили. Жене с ребенком, конечно, тяжело было — приезжаешь за пару часов до игры, в шесть, а уезжаешь в два часа ночи. Они перестали ходить на мои игры, посещали только самые важные», — делился подробностями того времени Юрий.

Вояж Лебедева в Германию закончился вместе со смертью Брежнева — в ноябре 1982 года. По возвращении на родину форвард провел 2 сезона в «Крыльях Советов», после чего закончил игровую карьеру. А она у него была вполне успешной, на зависть многим. Вот что о нем написано в Википедии.

Ю;рий Васи;льевич Ле;бедев  — советский хоккеист, правый нападающий, заслуженный мастер спорта СССР (1974), самый титулованный игрок команды «Крылья Советов» (Москва).

Первые два сезона провёл в ЦСКА (1969/70) и в клубе 2-й лиги СКА (Калинин) (1970/71). С сезона 1971/72 и по 1984/85 играл за «Крылья Советов» (с перерывом на 1982/83, когда выступал в качестве играющего тренера в немецком хоккейном клубе 2-й лиги «Гамбург СВ»).

Тренер Борис Кулагин и тройка Лебедев — Анисин — Бодунов были главными составляющими победы «Крыльев Советов» в чемпионате СССР 1973/74. Дебют тройки в сборной пришёлся на суперсерию СССР — Канада осенью 1972 года.

Работал тренером и президентом команды «Крылья Советов» (Москва). В настоящее время — спортивный директор клуба.

Награжден  орденом «Знак Почёта» (1981), медалью «За трудовую доблесть» (07.07.1978).

В настоящее время продолжает выступать в ветеранских турнирах в составе ХК «Легенды хоккея СССР». И это в возрасте 72 лет.


Рецензии