Воспоминание фронтового шофёра. Гл. 4

                Малая земля.

               Особое место в воспоминаниях Петра Гавриловича  занимает рассказ о сражении на Малой земле.
               Люди старшего поколения знают о Малой земле по одноимённой  книге мемуаров Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, вышедшей в свет в 1970-е гг. Многие помнят уроки истории и литературы, на которых изучали эти мемуары, писали по ним сочинение.

             Малая земля – участок на западном берегу Цемесской бухты на южной окраине Новороссийска, где во время войны шли упорные бои за освобождение Новороссийска и Таманского полуострова.

             В начале 1943г. Новороссийск был оккупирован немецкими и румынскими войсками. В феврале 1943г. военно-морской десант под командованием Цезаря Куникова отвоевал у превосходящих сил противника небольшой клочок земли площадью около 30 км, который и получил название «Малая земля». Оборона его длилась 225 дней – с  февраля по сентябрь 1943г.

                Путь на плацдарм начинался в Геленджике. Именно отсюда морем  доставлялись боеприпасы, продовольствие, людская сила. В исторической литературе много говорится о моряках Черноморского флота, о лётчиках, которые под непрерывным огнём неприятеля доставляли на Малую землю грузы, но практически ничего не пишется о подвиге фронтовых шофёров.

               Воспоминания Петра Гавриловича раскрывают ещё одну сторону большого общенародного подвига, совершённого на Малой земле.

            …В феврале 1943г. Петра Гавриловича отправили в Геленджик для обслуживания нужд морского порта.

             Все подходящие к Новороссийску  суда нещадно бомбили. Разбили и пристань, поэтому крупные корабли подойти к берегу не могли, только небольшие катера и канонерки. Решено было построить причал в Геленджике, а брёвна для него приходилось возить из леса за несколько километров.

           - Нас было пять машин, – вспоминает Петр Гаврилович,  – мы  стояли в ущелье недалеко от Геленджика, а причал для катеров строили в самом Геленджике. Завозили столбы из леса. Это было весной. В лесу снег рыхлый, машины в  грязи вязнут, с прицепом никак не выедешь. Измучишься,  пока до места доберёшься. Придёт ночь, нужно отдохнуть немного, но отдыха нет: ночью немецкие налёты начинаются. Бомбили порт и весь Геленджик, никакого спасения не было.
 
                Там были наши войска и запасы боеприпасов. Бомба в них попадёт, и они начинают сами рваться. Машины горят, дома горят, но фашисты бьют без окорота.  В Геленджике мы пробыли десять суток и нас заменили, других прислали. Я уже был согласен  умереть от такой бомбёжки, но всё обошлось.

                Потом меня перебросили возить снаряды с Кабардинки в Геленджик. Морем в Кабардинку приходили суда с боеприпасами, очень большие по 1300 тонн. Корабль подойдёт к причалу, стараемся быстрее перегрузить всё на машины. И возим за десять км на 15 машинах целые сутки, а то и больше. Вечером везём в порт в Геленджик и загружаем катера, а ночью их отправляли на Малую землю в Новороссийск.

                В Новороссийске есть Сахарная гора, немцы расположились на ней и, как только наши катера подходили к Малой земле, начинали обстреливать их снарядами и бомбить сверху. Со стороны просто жутко смотреть!
                Когда везёшь туда снаряды или продукты, так не чаешь, как вернуться. Так и думаешь, накроет снарядом по дороге...

               …Летом две роты автобата направили на Кубань в станицу Крыловская на заготовку хлеба для армии. Задания по вывозу хлеба были большие. Почти месяц работали по 12-13 часов, обслуживали четыре колхоза. Потом переехали на уборку в станицу Белореченская: возили овощи. Там женщины солили огурцы и капусту в бочках, сушили картошку, и всё это отправлялось на фронт.

               Уже осенью Петра Гавриловича перебросили в станицу Воронежская, где он перевозил зерно на мельницу, а оттуда муку для отправки в 18-ую армию.  Это время стало для водителей отдыхом.

               После окончания сельскохозяйственных работ, автобат вернулся в Геленджик. 18-я армия как раз перешла в наступление под Новороссийском в направлении на Тамань, и водители снова приступили к выполнению боевых заданий.

            Когда освобождали Новороссийск, немцы упорно сопротивлялись. Нашим войскам долго не удавалось подавить огневые точки фашистов: хорошо  укреплённые бетонные доты сверху были покрыты резиновой грузолентой, которая хорошо пружинила  и снаряды от неё просто отскакивали. Потом, по словам Петра Гавриловича, на самолётах установили «особые пушки, которые  «прорезали» немецкие укрепления»

                После  Новороссийска советское наступление развивалось быстрыми темпами. Отступая, немцы минировали всё что могли. Стоило только съехать чуть в сторону с дороги,  и гибель от мины была обеспечена. На Таманском полуострове большая группировка немцев была прижата к морю. Часть взяли в плен, а часть  была разбита при попытке  переправиться через пролив на плотах.

             – Закончили мы своё сражение на Чёрном море,  – пишет  Пётр Гаврилович,  – у села Шишиморово. Я вспомнил, что у нас в деревне была такая фамилия – Шишиморовы. Вот здесь мы и разгромили фашистов, а в приказе отметили, что силами 18-ой армии Таманский полуостров полностью освобождён от фашистских захватчиков.


                Историческая справка:
         С  15 февраля по апрель 1943 г. 18-я армия называлась 18-й десантной армией и принимала участие в десантной операции на Малой земле.
        В  сентябре — октябре 1943 г. участвовала в  Новороссийско-Таманской стратегической операции (9 сентября —9 октября) и освобождении Новороссийска  (16 сентября).
        Керченско-Эльтигенская десантная операция  (31 октября — 11 декабря 1943 г) завершила участие 18-ой армии в освобождении  Кавказа.

                (Продолжениеhttp://proza.ru/2023/04/29/905)


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Алёна! Спасибо за продолжение
очень важной историко- документальной публикации.
Вам всего доброго и светлого желаю!

Тамара Полухина   09.04.2023 16:52     Заявить о нарушении
Доброе утро, Тамарочка!
Спасибо, что читаете и пишите!
Всех благ Вам и замечательного настроения!

Алёна Сергиенко   11.04.2023 07:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.