Победитель

СЕМЕНЧЕНКО ИГОРЬ ИВАНОВИЧ

Побеждающий других – велик,
побеждающий себя – могуществен.
Лао Цзы.

Учитель. Заслуженный путешественник России. Горный турист. Многократный призёр районных, областных и республиканских соревнований по лыжным гонкам, спортивному ориентированию. Обладатель медалей разного достоинства, герой многих публикаций.
Да, кубки, медали, почётное звание – уже это даёт нам право называть его победителем.
Но всё-таки главная победа этого человека - победа над самим собой, над своими слабостями, конкретнее, над своим грехом молодости – пристрастием к алкоголю. Ведь именно пагубные пристрастия становятся причиной гибели личности, а нередко и физической гибели – смерти. Тысячи, да что тысячи – миллионы людей погибают, не сумев побороть алкоголь, наркотики, преступные наклонности.
Много лет назад вопрос пить или не пить остро встал и перед героем нашего очерка. Неудачный брак или собственная беспечность привели к тому, что Игорь стал больше уделять времени дружеским застольям, чем семье. Семья распалась, и это стало очередным оправданием того, что нужно выпить, «забыться». Реально нависла угроза остаться не только без семьи, но и без работы. Трудно теперь точно установить, что удержало от дальнейшего падения гибнущую душу: собственное самосознание или самоотверженность матери, или новая любовь, которую он называл не иначе, как «моя Танечка». Скорее всего, всё в совокупности. С тех пор и до последнего своего часа он не пригубил больше ни одной рюмки.
Отсчёт его полезной, интересной, насыщенной яркими событиями жизни начался именно с наступлением момента трезвости. Те, кто не знал Игоря в ранней молодости, даже не подозревали, что он был на грани гибели.
Всё оставленное ему, отпущенное Богом время, он как бы навёрстывал упущенное. Торопился жить. Но делал это не наспех, основательно и очень разносторонне. Алкоголь не разрушил личность, т.к. период его пагубного увлечения был непродолжительным. «До» он успел закончить физмат пединститута и отслужить год в армии, как и было положено юношам по окончании вуза. «После» - поработать по распределению учителем физики и математики в Дергачёвском районе Саратовской области. Потом – преподавателем Саратовского политехнического института. И снова школа – сначала №7, потом - №2 в городе Балашове. Судя по сведениям о поощрениях и награждениях в трудовой книжке, работал он с энтузиазмом: все страницы заполнены: благодарности, премии, поощрения.
Успехи были замечены не только директором школы, но и руководством гороно: Семенченко назначают директором ШРМ №2.
               
После реорганизации школы Игоря Ивановича переводят в СШ №6 учителем математики. Здесь он аттестуется на 1 квалификационную категорию. Это – последнее место работы: приказом №10 от 25 января 2010 года Игорь Иванович был уволен в связи со смертью, наступившей после тяжёлой непродолжительной болезни.
Игорь Семенченко был хорошим учителем. Он раньше всех приходил в школу. Открывал кабинет математики, готовил доску к уроку и ждал детей, которым была нужна его помощь: кто-то не справился с домашним заданием, кто-то пропустил занятия, кому-то нужно было готовиться к олимпиаде.
К сожалению, отношения с администрацией не сложились. Ему давали самые трудные классы с абсолютным большинством слабоуспевающих учеников и требовали участия в олимпиадах. Выглядело это, мягко говоря, некорректно.
Семенченко очень переживал, но переломить ситуацию к лучшему, к сожалению, не мог. Не имея возможности победить в основном виде деятельности, Игорь Иванович не снижал активности в спорте, туризме, горном туризме. Круглый год он был в гуще спортивных событий. Летом – туристическая подготовка и походы с детьми, покорение горных вершин; Круглый год – ориентирование. Зимой – лыжи, летом – байдарки, и не только. Его уважали коллеги, товарищи по состязаниям, к нему тянулись дети. Он был человеком уживчивым, но не мягкотелым, оставаясь непоколебимым там, где не хотел или не мог уступить по принципиальным соображениям.
С ним было легко работать, общаться. Это очень важно для учителя, спортсмена, – твёрдость характера, чувство локтя, зоркость души.
Он многое умел. Шил себе штормовки, спортивные костюмы, рюкзаки, спальники, да так хорошо, что только при очень тщательном изучении можно было обнаружить, что это – самодел.
Бюджет его малочисленной семьи – он и жена Татьяна Владимировна – был очень скромным. Поэтому увлечения увлечениями, а думать о дополнении к учительской зарплате, которая в 90-ые, начале 2000-тысячных была совсем скромной, приходилось постоянно и всерьёз. Он вёл кружки на станции туристов, подрабатывал оформителем в рекламном агентстве. К праздникам Игорь Иванович баловал своими поделками коллег: графические работы, оригинальные разделочные доски, другие милые безделушки хранятся, я думаю, у многих и сегодня. Кстати, пособия в кабинете математики, табличка на его двери – тоже его скромные творения. Декор оформленных им торговых помещений, их внешний вид приятно выделялись среди прочих не только в городе, но и районе.
Ему уже было без малого 60, когда он завоевал свои последние медали в областной «Лыжне России», в спортивном ориентировании.
Всего И.И. Семенченко завоевал 16 медалей разного достоинства, множество грамот, кубки. 9 апреля 2004 года ему были вручены Почётный знак «Заслуженный путешественник России» и удостоверение № 507 Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму.
Сухопарый, мускулистый, загорелый круглый год, очень живой, он казался неутомимым, готовым трудиться круглосуточно. Он ничего не делал напоказ, не старался возвыситься ради самой славы. Вообще, о нём мало что знали в коллективе. Больше из газет, чем из его рассказов: ну, лыжник, спортсмен, турист – об этом писали. А ведь они с супругой были ещё прекрасными огородниками. Они не просто выращивали овощи, картофель, ягоды. Они отбирали лучшие сорта. Игорь привозил элитные сорта томатов, дыни, арбузов. Любимицей же Игоря была клубника. Он заботился о ней лично едва ли не круглый год. И получал отменные урожаи.
С уважением и нежностью Игорь относился к своим старикам - родителям, и одинаково тепло – к тёще. Ухаживал в больнице за отцом, каждую субботу, как бы не был занят, привозил тёщу в свою квартиру - в ванну или в баню к родственникам. Помогал всем по хозяйству – крышу перекрыть, забор новый поставить, погреб почистить.
К своей жене Татьяне – ровеснице, простой женщине, не пользовавшейся даже косметикой, очень скромной внешности, - относился так, как будто это была хрупкая красавица Барби. И даже за глаза называл её только Танечкой. К каждому семейному празднику – дню её рождения, годовщине свадьбы - отказывая себе во всём, делал подарки, покупал редкие в их семье гастрономические изыски.
Многие, в том числе и его коллеги, только на похоронах узнали, каким Игорь был товарищем, спортсменом, человеком. Хоронить его приехали не только из области, но и со всей России. Те, кто заметил его при жизни, уважал, любил, ценил, был с ним в одной связке. Кого он не предал, не обидел, не подвёл…
Как много он делал. Как мало успел! Но страшно подумать, что и этого могло не быть, если бы он, прежде, чем покорять вершины гор и одолевать жизненные трудности, не победил самого себя.
Победив себя, человек становится недосягаем для мелких уколов ничтожных людей. Он становится выше других, сильнее. Больше ценит жизнь. И не зря сказано: за одного битого двух небитых дают. Но не испытывайте судьбу, ибо не каждому дано выйти из этой борьбы победителем.
26 декабря 2015 В. Ильина
При подготовке очерка были использованы документы и фотографии из семейного архива Семенченко И. И., любезно предоставленные его супругой Семенченко Татьяной Владимировной и сестрой Ольгой Ивановной Платошиной.


Рецензии