Он увидел гроздьями свисающих бесов...

Некий молодой иерей В. впервые в жизни крестил, в крестильной при соборе.

Как всегда, в ту горячую пору девяностых годов было сразу несколько крещаемых - и младенцы, и взрослые.
Россия тогда переживала словно свое второе крещение, все хлынули в храмы.

И вдруг…
На одном крестящемся, а это был известный самарский краевед, он увидел гроздьями свисающих бесов.
Они злобно шипели, готовые броситься на него…

Батюшка бросил кадило и побежал в храм к отцу Иоанну за поддержкой.
- Там… там… они пучками…
- Да кто «они»? - невозмутимо спросил отец Иоанн Гончаров.

- Как - кто? Бесы! Идите лучше вы докрестите. У вас опыт, вас они испугаются.
- А ты сам - кто? - снова спросил, словно все еще чего-то недопонимая, отец Иоанн.

- Как кто? Священник.
- Раз ты священник, тогда ответь: кто от кого должен бегать? Ты от бесов или бесы от тебя? Вот то-то же…Так что иди в крестильню и крести сам! Ничего не бойся. Ты священник, с тобой Господь.

Иерей В. пошел в крестильню.
Собравшись с духом, продолжил чин крещения.
И вот уже когда тот краевед «дунул и плюнул» на лукавого, бесы стали постепенно исчезать, словно растворяться в воздухе.
К концу крещения их совсем стало не видать.

А отец Иоанн все это время горячо молился у иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Только бы не дрогнул собрат по алтарю.
Только бы не испугался…

И он не дрогнул.

Помяни Господи во Царствии Твоем протоиерея Иоанна, прости ему вся согрешения вольная и невольная и сотвори ему вечную память!




КЕМ ОН БЫЛ - ОТЕЦ ИОАНН?
 


Протоиерей Иоанн (Гончаров) /31.08.1946 – 29.09.2020/ был знаковой фигурой в жизни Самарской епархии.
Человек умирает так, так жил.
Он умер на молитве...


Именно благодаря его приходу в качестве настоятеля Покровского кафедрального собора в середине 80-х гг. ХХ века отмечалось заметное оживление в деятельности церквей г. Куйбышева...

У отца Иоанна был талант к богословию.
А самым главным его призванием была проповедь.
Когда он выходил на амвон, все сразу замирали.
Говорил вдохновенно и ярко.
Его и прозвали «Самарским златоустом».

Он говорил о том, что все мельчает, оскудевает, приходит в упадок, что внешне все вроде бы идет успешно, но это лишь оттого, что «православие оязычивается» и миру становится «своим», а истинное Православие - это борьба с грехом и страстями, а значит, и с миром, во зле лежащем.

Говорил, что время, когда священство расстреливали, не застал.
- А в 1970-е годы Церковь жила в особенно благоприятных и благодатных условиях. Власть заботилась о нас, ограждая от посторонних.
Была тепличная атмосфера.

В Церкви не было случайных людей - случайных не пускали «органы», они отсеивались.
Это была Церковь верных, тех, кто прошел строгий отбор.
Верующие были как одна семья.
А другие жили где-то в другой жизни, и они, другие, знали, что где-то есть Церковь.
А значит, теоретически имели возможность в нее ходить, но не ходили.

Отец Иоанн вспоминал, как верующие помогали друг другу, как священники общались дружески в своем кругу, как много было любви в этом тепличном мирке…

И все это - рухнуло.
Упали невидимые шлюзы, и народ хлынул в храмы.
Чужой, дикий, неочищенный народ.
И те, кто ходил в храмы всегда, оказались растворенными в новых, пришлых, случайных…

Церковь вобрала в себя всех, и Сама потеряла ту «камерность», «тепличность», которые придавали особый аромат той ушедшей эпохе.
Встала задача расширения Церкви.
Другая жизнь, другие люди.
И, главное, другие делатели пришли на эту ниву...

Говорил он про современное состояние России, Русской Православной Церкви, о староверах, коронавирусе, но думается, что его точку зрения по этим и многим другим вопросам проще узнать из первых рук — на ютубе в своих проповедях отец Иоанн очень хорошо сам рассказывает об этом.

Одно можно сказать с его слов — у России, как у государства, и у нас, его жителей впереди тяжелые времена...

Он умер утром на молитве.
Болезновал сердцем о том, что вокруг творится.
Вот сердце и не выдержало.
А был отец Иоанн из крепкой породы…

Утром в своем доме он встал на молитву.
К нему в дом постучал мужчина: нужно было поговорить со священником.
Его попросили подождать, сейчас батюшка молится.

Пришел через час, напомнил о себе. Посмотрели в замочную скважину, но отца Иоанна у божницы не увидели.
Открыли дверь, а он лежит на кровати.
Бездыханным.
И молитвослов открыт на молитвах ангелам…



ОДИН ИЗ РАССКАЗОВ БАТЮШКИ ИОАННА



Вот случай такой мне рассказала одна монахиня, Матрона, когда работала алтарницей в Петропавловском храме.
Монастырь, в котором она подвизалась, закрыли и всех сестер посадили в тюрьму, в одну камеру.
Условий никаких, на всех одно одеяло...

Но в душе, как ни странно, была радость!

Господь не оставлял и даровал сердцам благодать, переживали необычайный душевный подъем.
Эти вещи вообще-то для разума малообъяснимы.
Православие постигается сердцем.
Как о музыке, можно ли о ней сказать?
Вот начнешь говорить и ничего не скажешь.
Это надо услышать, пережить, чтобы сердце тронуло.

Так вот сестра Матрона и говорит, что да, тяжело было, но Господь даровал благодать.
Потом стала работать она на хорошей должности, жить в уютной квартире, но уже той радости не было.
По житейской мерке, казалось бы, ей сейчас надо себя счастливой ощущать, но чего-то главного не стало.
Того, что ощущалось под тем одним одеялом арестантским сразу на всех...

Так вот и при социализме мы, священнослужители, трудились и терпели скорби для Бога, и Господь утешение в сердца посылал.
Все переживалось, как настоящая жизнь.

Христианство чем богато?
Благодатью.
Насколько ты себя ущемляешь, настолько Бог тебе восполняет - в этом состоит радость.

Сейчас многие люди благодатью почти оставлены.
Эпоха наша такая, эпоха оставленности наступает.
И все не просто - Промысел в этом Божий.
Нас подготавливают к историческим, огромным переменам.

Вот глобализация намечается.
Все тенденции этого видны, вся западная пропаганда пропитана гомосексуализмом, необъяснимой злобой и вытаптыванием настоящей жизни.
Во всех сферах наметились серьезные перемены - в политике, в экономике, а особенно в сфере нравственной.
Что-то висит такое в воздухе и ждет наших последних решений, наших определений.
Наступает общее охлаждение у людей, на мой взгляд.

Вот хочется мне проводить беседы в школе нашего села, так директор - против.
С ребятами потолковать хочется, хорошее для них сделать.
Но директор ни в какую не соглашается. 
А ведь каждый человек - чудо!



БИОГРАФИЯ



Отец Иоанн родился в Куйбышеве, в верующей рабочей семье.
Его отец был знаком с митрополитом Мануилом (Лемешевским) /†12.08.1968/, и это общение с подвижником, в середине 1960-х годов возглавлявшим Куйбышевскую епархию, повлияло как на него самого, так и на его сына.

С 1968 и по 1972 год учился в Московской Духовной семинарии и Академии.
Кандидат богословия.

Рукоположен во диакона в 1971 году епископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычевым) /†02.11.1995/, впоследствии Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.
В том же году рукоположен во иерея.

Отец Иоанн был духовным чадом Владыки Иоанна (Снычева), вместе с которым они, тогда еще в Куйбышеве, сделали Покровский кафедральный собор, где служил о.Иоанн, центром подготовки будущих священников (в епархии на тот момент не было семинарии).

Также протоиерей Иоанн организовал при соборе первую воскресную школу в городе.

До 1994 года служил настоятелем Покровского кафедрального собора г. Самары.
Был благочинным, чуть ли не «протоиереем всея Самары».
Его благочиние распространялось даже и на другие районы Самарской епархии.

Возглавлял отдел катехизации и религиозного образования Самарской епархии. Преподавал в Самарской Духовной семинарии.
То есть его полномочия уступали только разве что архиерейским.
Автор нескольких книг проповедей.

За то, что отец Иоанн был искренне предан Богу, не терпел лести и лицемерия, был прямолинейным и открыто мог высказать свое мнение его выслали в глушь, в село под названием Новый Буян, где священнику достался строящийся храм, расположенный неподалеку от спиртзавода.

Чада отца Иоанна, как могли, помогали своему духовному отцу строить, а затем расписывать храм.
К Батюшке они ездили из Самары целыми автобусами.

Нелюбовь священноначалия к отцу Иоанну сторицей компенсировалась народной любовью.

В 2014 году почислен за штат.
По благословению правящего архиерея в последние годы жизни совершал Богослужения в Свято-Вознесенском соборе города Самары, где окормлял своих многочисленных духовных чад.

Похоронен на территории Свято-Вознесенского собора города Самары.

Помяни его Господи во Царствии Твоем!


Рецензии
Это все надо проверять. Разные видения бесов часто и "пятидесятники" видят. К тому же и правда ли они ушли, если были.

Потому что сам рассказ достаточно пафосный. И нарциссический типа такие все приходят, а у нас такая сила.

Вообще в Писании есть о "лозе содомской" - если грозди. И о лозе отцов наоборот. И "изгоните лисинят портящих наши виноградники в цвету".

При том п похоже на прелесть или байку. Один прям их увидел, убежал, пришел второй и тоже увидел. Немного похоже на Голливуд. Там тоже английский корень "святой", но не так.

Надо чтобы Богородица сказала "этот нашего рода", как о Серафиме Саровском.

Ps к тому же видел не тот человек о ком пишете, а ещё кто-то.

Вообще им нравится чувствовать себя хозяевами таинств в соборной церкви, хотя это не так(и это может быть и приемником манипуляции и доминирования - типа мы можем видеть на вас грозди бесов, погибшие, эзотерика фарисейская скорее).

Нов Богослов хорошо пишет о гроздях лицемеров на святом месте

Св Симеон Новый Богослов об исповеди
Симеон Новый Богослов "Об Исповеди":

13. Как уже было сказано, святые апостолы
по преемству передавали эту власть тем, кто
принимал их престолы, так как никто из
остальных не смел даже подумать что-либо
такое. Таким образом ученики Господа строго
сохраняли [за собой] право этой власти. Но,
как мы сказали, по прошествии времени
достойные растворились среди недостойных,
смешались с ними - и скрылись под
большинством, один у другого оспаривая
первенство и притворяясь добродетельными
ради председательского [места]. Ибо с тех пор,
как воспринявшие престолы апостолов
оказались плотскими, сластолюбивыми,
славолюбивыми и склонными к ересям,
оставила их божественная благодать, и власть
эта отнята от таковых. Поэтому так как они
оставили все другое, что должны иметь
священнодействующие, одно только требуется
от них - хранить православие. Но думаю, что и
это они не [соблюдают]; ибо не тот
православный, кто не вносит новый догмат в
Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь,
согласную с правым учением. Но такого и
такового современные патриархи и
митрополиты или, поискав, не находят, или,
найдя, предпочитают ему недостойного, требуя
с него только одного - письменно изложить
Символ веры , и тем одним довольствуются,
что он - ни добра не ревнитель, ни со злом не
борец. Тем самым они будто бы сохраняют мир
Церкви, но этот [мир] хуже всякой вражды и
является причиной великого беспорядка. От
этого и священники испортились и стали, как
народ. Ибо, как сказал Господь, никто из них
не является солью (Мф. 5:13 ), чтобы
посредством обличений связывать и хоть как-
то сдерживать нравственный распад, но,
напротив, сознавая и скрывая страсти друг
друга, они сделались хуже народа, а народ
хуже их. Некоторые же из народа оказались
даже лучше священников, являясь словно бы
углями на фоне беспросветного мрака
последних. Ибо если бы священники, по слову
Господа, сияли жизнью, как солнце (Мф. 13:43 ),
не были бы заметны раскаленные угли, но
казались бы почерневшими в сравнении с
более ярким светом. Поскольку же только
обличье и одежда священства остались в
людях, а дар Духа перешел на монахов, и
благодаря знамениям и чудесам стало
очевидно, что делами [своими] они вступили
на [путь] жизни апостольской, то и здесь,
опять же, диавол сделал свойственное ему.
Ибо, видя их, что они, как некие новые
ученики Христа, снова явились в мире и
просияли жизнью и чудесами, он ввел [в их
среду] и смешал с ними лжебратьев и свои
собственные орудия; и, мало помалу
умножившись, они, как видишь, стали
негодными и сделались весьма не
монашествующими монахами.
Итак, ни монахам по внешнему облику, ни
рукоположенным и включенным в степень
священства, ни удостоенным архиерейского
сана, - патриархам, говорю, митрополитам и
епископам, -
14. просто так, только из-за рукоположения
и его достоинства, не дается от Бога отпускать
грехи - да не будет! Ибо им дозволено только
священнодействовать, но думаю, что и это - не
многим из них, - чтобы, будучи сеном, они из-
за этого не сгорели дотла, - а только тем, кто из
священников, архиереев и монахов может
быть сопричислен к ликам учеников Христа за
чистоту.
+
16. Я знаю, чадо, что таковым дается власть
вязать и решить от Бога Отца и Господа нашего
Иисуса Христа через Духа Святого - тем,
которые по усыновлению суть сыновья и
святые рабы Его. Я и сам был учеником такого
отца , не имевшего рукоположения от людей,
но вписавшего меня рукою Божией, то есть
Духом, в ученичество и повелевшего мне
принять правильное рукоположение от людей
по установившемуся порядку - мне, который
Святым Духом был издавна движим к этому
сильнейшим желанием.

Дмитрий Хохлов 2   10.04.2023 19:20     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за этот текст. И не думал, что такие существуют.

Константин Рыжков   17.04.2023 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.