О старом здании грдб-ргдб

Давно хотелось рассказать о том, как мы жили в нашей старой библиотеке на ул. Дм. Ульянова. Я проработал там свои первые 10 лет. И это мои личные воспоминания, субъективные и неполные. Но это, считайте, начало. Присоединяйтесь! Если не мы, то кто? А для кого – не нам судить. Итак,
На каком-то дне рождения Анна Мироновна Лушельская спросила меня: «Марк, а помните, как в нашем мужском туалете…» Вздрогнули только непосвященные. Речь, конечно же, шла о старом помещении нашей библиотеки. Располагались мы на первом этаже большого жилого дома, где, как я понимаю, библиотека изначально не предусматривалась, а было стандартное помещение магазина с высоченными потолками и окнами, в котором надстроили антресоли. И там у нас был кабинет директора, большая комната методистов (всех!), другая поменьше – отдела рекомендательной библиографии и предбанник со столом для машинистки. А пройти в комнаты можно было только по балкону, нависавшему над старшим читальным залом, где и читатели читали, и мы работали, и проводились совещания, встречи с интересными людьми и т.п. (см. фото). 
Чем хорош был этот коридор с перилами, так это тем, что, когда проходили какие-то крупные мероприятия, он превращался в бельэтаж, где можно было поставить стулья, посидеть, послушать и выйти, не привлекая внимания внизу. Я помню, как первый раз выступал перед зав. методотделами ОДБ, ужасно волновался и всё время косился налево вверх, что из зала, я думаю, выглядело забавно. Но там сидели друзья-коллеги и, активно улыбаясь, меня подбадривали, за что я им благодарен до сих пор. А кто сидел в кресле у кабинета директора, не было видно никому.
Так вот насчет «нашего мужского туалета». В старом помещении ГРДБ их было два: один наверху – общий, другой – на первом этаже, разделенный пополам на «М» и «Ж». А курилки не было. Мы же не Ленинка, где имелась специальная комната с вытяжкой. А общаться, «перекурить» новость где-то надо. Насколько это всё важно, я почувствовал сразу, как бросил курить. А тогда, в конце 70-х, мы со Смоляком курили, к нам присоединялись Анна Мироновна, Марина Баранова, кто-то еще. «Мешали» только читатели, которым было надо, и шофёр библиотечного уазика Константин Аркадьевич, которому тоже было надо, и он заходил, демонстративно не замечая никого. Ну, и, конечно, Галина Михайловна Мещерякова, которая громко и аргументированно возмущалась, стоя за дверью. Сейчас трудно поверить, но жесткого запрета, тем более оргвыводов не было. Жарковой докладывали – это точно, но она сама покуривала, причем, с теми же людьми, правда, в своём кабинете и всегда проветривая. Словом, «наш мужской туалет» был не самым удобным местом для общения, но самым экстравагантным и потому запомнившимся надолго. А чаще мы курили на улице и потому были знакомы со всеми родственниками Ларисы Полянской, которая жила в соседнем подъезде и иногда умудрялась опаздывать на работу, что ей, конечно, прощалось, потому что человеком она была положительным и машинисткой безотказной. А иногда мы наблюдали, как из того же подъезда садился в машину сам академик Опарин, огромного роста с доисторической бородкой клинышком, а за ним семенила его супруга, маленькая, яркая, похожая на состарившуюся куклу. Это было зрелище. Но ... просто вспомнилось.


Рецензии
Любовь Устинова-Шашкова
Марк! Спасибо тебе большое! Со старым зданием нашей библиотеки у меня связаны самые теплые воспоминания! Мы были молодые, веселые, озорные! В читальном зале всегда отмечали Новый год, который совпадал с Днем рождения библиотеки. Как-то отмечали там день рождения Лидии Михайловны. В разгар веселья в дверях появилась Наталия Владимировна Дурова, с которой они очень дружили. В красивом концертном платье и шляпе! Очень торжественно и артистично произнесла поздравление! Мы просто ахнули! Это воспоминание осталось в моей памяти надолго.

Вера Семёнова
Еще про Ленина в изгнании. Было это первые годы моей работы в РГДБ. Однажды я сидела в читальном зале. Обслуживанием детей и сотрудников занималась Марина Галкина, вместе с которой я пришла в РГДБ после окончания института. Во время затишья в обслуживании Марина предложила мне: "Хочешь, я покажу тебе, что хранится у нас в фонде?" Я ожидала увидеть редкие книги, а Марина подвела меня к белому изваянию. Это был бюст Ленина невероятных размеров. Такому надо стоять на большой площади, а его взяли в районную детскую библиотеку. С момента образования ГРДБ бюст попал в "изгнании". В новое здание его, конечно, не перевезли и дальнейшая его судьба мне неизвестна.

Марк Бродский
Еще о жизни в старом здании ГРДБ-РГДБ. На первом фото видно, что в старшем читальном зале, стояли длинные столы, за которыми сидели и читатели, и мы работали. А когда проводились большие мероприятия, столы надо было выносить, а потом заносить обратно. Рабочих нам не полагалось, поэтому все переносы тяжестей (и не только столы, но и книги, и мебель, и разные стопки, и прочее) ложились на мужское меньшинство б-ки. Кого видели – тех и просили. А видели тех, кто помоложе и кто сидел в ч/з, то есть меня, Васю Панкова, Илью Юдасина (пока они не уволились), потом Жорика, иногда Смоляка, Мишу Соловьева. Конечно, нам это было не в тягость, даже приятно: и общение, и вообще размяться. Но наступал «судный день», когда надо было писать почасовые отчеты: квартальные, полугодовые, годовые. А Елена Ивановна Голубева (догадываюсь, что не от себя 🙂) мне постоянно делала замечания, что не укладываюсь в нормы, и я сам сначала не мог понять, почему. И тогда я завел тетрадь, и стал записывать по часам всё, чем занимался в течение дня. Таскали же мы не по своей инициативе. Отчет получился впечатляющим. Потом я его, конечно, переписал. Но мой аргумент был услышан. 😀
О старом здании ГРДБ-РГДБ http://www.facebook.com/groups/457816358110137/posts/636034473621657

Марк Бродский   14.04.2023 12:02     Заявить о нарушении