Судьба и небо. О вреде алкоголя

**************** Отрывок из художественно-документального романа******

Ноябрь 1943 г.

На следующий день он заехал в штаб дивизии, чтобы обсудить с Дзусовым план предстоящих действий, и уже на пороге заметил, что в штабе царит какая-то праздничная атмосфера. Дежурный по штабу шепнул ему, что приехали  гости из города Мариуполя, в честь которого их 9-ю гвардейскую дивизию и назвали Мариупольской.   Покрышкина немедленно усадили за накрытый стол, начались тосты, налили ему сто граммов водки.

- Нет, нет, я пить не буду! – запротестовал он.
- Да как же так, Александр Иванович? - разливающий, представитель городских властей  Мариуполя, от обиды даже развел руками.
- Мне сегодня на задание лететь.
- Ну, ради нашей встречи! – насели на него гости. – По такому случаю командир отменит задание!
- Не могу!  - твердо сказал Покрышкин, поглядывая на сидевшего напротив Дзусова.
- Мы были о летчиках  лучшего мнения! – с обидой сказал разливающий.
- Ну, ладно, Саша, - не выдержал Дзусов, - выпей за встречу, я разрешаю.

Покрышкин выпил, закусил, ответил на несколько вопросов  «шефов», сфотографировался с ними на память, пригласил их побывать в полку и отправился на аэродром. Там его поджидал Речкалов, с которым они должны были вместе лететь на задание. Взлетев, немного походили над морем, но никого не нашли, полетели к занятой врагом Одессе, потом повернули обратно, чтобы проштурмовать колонну автомашин, которая двигалась по дороге к Николаеву вдоль берега.  Машин было много, среди них были и грузовики с сидящими в них солдатами, и бензовозы, и легковые автомобили со старшими офицерами. С первой атаки Покрышкин зажег бензовоз, который немедленно взорвался, образовав на дороге затор. Из грузовиков стали выскакивать люди и бежать от дороги, а иные грузовики принялись объезжать горящий бензовоз по полю. Один из них был атакован Речкаловым, пулеметная очередь которого сперва полоснула по кабине, а потом по кузову, да так, что во все стороны полетели окровавленные куски человеческого мяса. Покрышкин же тем  временем нацелился на легковой автомобиль, который, набирая скорость, помчался по пыльной дороге вперед, прочь от горящего бензовоза. Он прицелился в автомобиль и не поверил своим глазам: очередь прошла мимо, вспахав дорогу за машиной, в которой, судя по всему, сидел какой-то важный чин. Его «кобра» взмыла вверх, а в атаку на автомобиль пошел ведомый.  Вот, что значит, выпить перед полетом!  Раньше он себе такого никогда не позволял, но в этот раз отступил от правила, и вот результат. «Шестьдесят шестой» тем временем довершил начатое им дело  и снайперским залпом из авиационной пушки превратил автомобиль в горящий факел. Судя по тому, что оттуда никто не попытался выскочить, все пассажиры и водитель погибли мгновенно. Эта неудача на глазах у Речкалова привела Покрышкина в мрачное состояние духа. Дав себе зарок, никогда больше не пить перед полетом ни под каким видом, он выбрал себе цель покрупнее. Это был опять бензовоз. Командир полка взял в себя руки, спикировал над бензовозом, тщательно рассчитал упреждение, прицелился и дал короткую очередь. На этот раз  промаха не было. Бензовоз взорвался, и его горящие куски полетели во все стороны, поражая соседние машины. Успокоившись от этой столь приятной для его взора картины, Покрышкин  вместе с Речкаловым пошел домой.


Рецензии