085 Симплонский тоннель Швейцария, Италия
Раздел 5. Человек деятельный под землей
Зачем люди роют землю? Зачем прорубают скалы? Что они там прячут? Что хранят?
085 Симплонский тоннель (Швейцария, Италия)
Симплонский тоннель — железнодорожный тоннель в Альпах, связывающий города Бриг (Швейцария) и Домодоссола (Италия), Тоннель состоит из двух параллельных коридоров, вырубленных в горном массиве на глубине 2,1 км: Симплон I длиной 19803 м пробит в 1898—1905 гг. и Симплон II длиной 19823 м пробит в 1912—1921 гг. Высота северного портала 685,80 м, высота в середине тоннеля 704,98 м, высота южного портала 633,48 м. В 1906—1982 гг. Симплон являлся самым длинным тоннелем в мире. Много лет по тоннелю курсировал знаменитый «поезд монархов» — «Восточный экспресс».
В мире проложено множество тоннелей — водопроводных, автомобильных, железнодорожных, метрополитенов, играющих важную роль в экономике регионов и стран. Многие из них имеют огромную длину: Делаварский акведук (США, 1945) — 137 км; линия 3 метрополитена Гуанчжоу (Китай, 2010) — 60,4 км; железнодорожный Готвардский базисный тоннель (Швейцария, 2016) — 57,091 км, Евротоннель (Великобритания/Франция, 1994) — 50,45 км и т.д. Одним из величайших инженерных сооружений XX в. стал Симплонский тоннель.
Альпийский перевал Симплон на высоте 2005 м между Пеннинскими и Лепонтийскими Альпами, соединяющий швейцарский кантон Вале с долиной Диведро в северной Италии, издавна считался красивейшим в Европе, но использовался в основном контрабандистами. В 1800—1805 гг. по приказу Наполеона вдоль 35-километровой вьючной тропы был выстроен тракт для перевозки пушек, а позднее — высокогорная дорога. Развитию международной транспортной сети в Европе мешали Альпы, разделявшие ее центральную и южную части. Решить эту проблему можно было, только пробив в горах базисный тоннель. К середине XIX в. Швейцария, Италия и др. страны уже приобрели некоторый опыт подобного строительства.
Переговоры о сооружении тоннеля тянулись 38 лет, пока в 1895 г. не подписали соглашение, исполнение которого с швейцарской стороны было поручено компании «Жюра-Симплон», а с итальянской — немецкой компании «Брандт, Брандау и Со». Государственная граница между двумя странами должна была пройти в середине тоннеля.
Проектировщики впервые решали сложнейшие задачи, связанные с прокладкой такого длинного тоннеля в экстремальных условиях. Предстояло обеспечить вентиляцию штолен, отвод горячей воды, поступающей из водоносных слоев, огромное давление рыхлых горных пород, способных смять любой короб. Надо было также учесть и печальный опыт строительства в 1875—1882 гг. Сен-Готардского тоннеля, когда от несчастных случаев и болезней погибли сотни рабочих, а при подавлении бунта было убито 4 человека.
Главным проектировщиком и руководителем первого этапа строительства стал немецкий инженер-механик Альфред Брандт, создатель нескольких проходческих машин и беспылевого гидравлического бура, впервые примененного в пробивке Симплонского тоннеля. Бур увеличивал скорость проходки в 3 раза. Впервые же был применен динамит, также существенно ускоривший этот процесс.
В 1898 г. Симпсонский тоннель стали вести одновременно с севера и юга две партии рабочих-итальянцев численностью по 3000 человек. Грузы возили на лошадях. При таком способе строительства очень многое зависело от точности расчетов горных инженеров, т.к. при смычке (сбойке) штольни могли и не сойтись в одной точке. Параллельно главной трубе, в 17 м от нее, пробивали еще одну технологическую, для подачи воды в гидравлические буры и свежего воздуха на рабочие участки — для этого на северном портале были размещены гигантские вентиляционные установки. При завале или затоплении эту трубу можно было использовать и как аварийный выход. Через каждые 200 м обе штольни соединялись проходами.
Для рабочих были организованы души и сушилки для мокрой одежды, развернуты полевые госпитали, в штольне даже поставили завод по изготовлению мороженого… Но от этого условия работы не стали менее каторжными. Из-за рыхлого грунта и подземных рек несколько раз приходилось менять траекторию прокладки или надолго застревать на одном месте. Так, один из участков длиной в 42 м преодолевали 7 месяцев, используя комбинации из деревянных и стальных балок, бетона и гранитных блоков толщиной 2,5 м. Температура в штольне доходила до 56 °С, а температура воды, в которой приходилось работать по колено — до 50 °С. Эту воду тщетно откачивали насосами, смешивали с холодной водой, она не убывала, пока не построили специальный дренаж. Однажды прорвался поток кипятка, сваривший заживо более 20 строителей…
Максим Горький в «Сказках об Италии» поведал о том, что рассказал ему «чёрный, как жук», рабочий, на груди которого была медаль за работу в тоннеле.
«Земля там, внутри, встретила нас сурово. Она дышала на нас жарким дыханием, от него замирало сердце, голова становилась тяжёлой и болели кости, — это испытано многими! Потом она сбрасывала на людей камни и обливала нас горячей водой; это было очень страшно!.. Чем дальше — тем горячее в туннеле, тем больше хворало и падало в землю людей. И всё сильнее текли горячие ключи, осыпалась порода, а двое наших, из Лугано, сошли с ума. Ночами в казарме у нас многие бредили, стонали и вскакивали с постелей в некоем ужасе... Мы люди, — такие маленькие, и она, эта гора, — до небес, гора, которой мы сверлили чрево... это надо видеть, чтоб понять!.. Надо видеть машины, угрюмое лицо горы, слушать тёмный гул глубоко в ней и эхо взрывов, точно хохот безумного… Человек — умеет работать!.. Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила! И поверьте: в конце концов, этот маленький человек сделает всё, чего хочет».
Так и вышло: «люди — победили» — через 7,5 лет (хотя планировалось 5,5). 23 февраля 1905 г. штольни сошлись практически идеально. Потребовалось выровнять всего 20,2 см по горизонту и 8,7 см по вертикали. Этот момент омрачился смертями двух посторонних человек, пришедших посмотреть на сбойку. Они отравились углекислым газом, прорвавшимся при последнем взрыве, объединившим обе проходки.
Прежде, чем по Симплону I пошли электровозы (паровозы не использовали из-за выбросов дыма), еще год ушел на устройство железнодорожного пути. 19 мая 1906 г. на церемонии открытия тоннеля присутствовали король Италии Виктор Эммануил и президент Швейцарии Людвиг Форрер. Их встреча состоялась в центре тоннеля, на государственной границе. Симплон II был введен в эксплуатацию в 1922 г.
Во время Второй мировой войны оба портала тоннеля были заминированы. Немецкие войска хотели взорвать южный вход, но им помешали сделать это итальянские партизаны. В разгар «холодной войны», в 1970-е гг. швейцарские военные, с целью предотвращения вражеского вторжения в страну. заминировали стратегические объекты. Была заложена взрывчатка и в северный портал Симплонского тоннеля. 20 лет поезда ходили буквально по минам. Разминировали вход только в 2001 г.
В 2001 г. в тоннеле столкнулись лоб в лоб два товарных состава. К счастью, обошлось без жертв. В 1995—2003 г. в тоннеле опустили рельсовое полотно, после чего стали возможны т.н. контрейлерные перевозки (комбинированные железнодорожно-автомобильные). Вместо натяжного кабеля был установлен подвесной электрический рельс, позволивший увеличить скорость движения со 110 до 160 км/час. В 2011 г в тоннеле случился пожар, после которого в нем заменили электропроводку, системы вентиляции и освещения.
P.S. При строительстве тоннеля погибло 67 рабочих. Многие умерли позже от последствий тяжёлых условий работы. 29 мая 1905 г. рядом с железнодорожной станцией Ди у южного портала был установлен памятник погибшим строителям Симплонского тоннеля. В 1906 г. в честь открытия первой Международной выставки в Милане, посвященной окончанию строительства Симплонского туннеля, были выпущены серебряная и медная медали, которые вручались строителям (та медаль, о которой писал Горький). С одной стороны медали на фоне тоннеля был изображен рабочий с гидравлическим буром, на другой стороне — выставка Милан EXPO 1906 г. (http://www.coinss.ru/Statii/Statia34.html)
Свидетельство о публикации №223041001170