085 Симплонский тоннель Швейцария, Италия

К сожалению, новые материалы размещаю без фотографий, не могу пока читать тексты и отвечать на ваши отзывы и давать свои.

Раздел 5. Человек деятельный под землей

Зачем люди роют землю? Зачем прорубают скалы? Что они там прячут? Что хранят?

085 Симплонский тоннель (Швейцария, Италия)

Симплонский тоннель — железнодорожный тоннель в Альпах, связывающий города Бриг (Швейцария) и Домодоссола (Италия), Тоннель состоит из двух параллельных коридоров, вырубленных в горном массиве на глубине 2,1 км: Симплон I длиной 19803 м пробит в 1898—1905 гг. и Симплон II длиной 19823 м пробит в 1912—1921 гг. Высота северного портала 685,80 м, высота в середине тоннеля 704,98 м, высота южного портала 633,48 м. В 1906—1982 гг. Симплон являлся самым длинным тоннелем в мире. Много лет по тоннелю курсировал знаменитый «поезд монархов» — «Восточный экспресс».

В мире проложено множество тоннелей — водопроводных, автомобильных, железнодорожных, метрополитенов, играющих важную роль в экономике регионов и стран. Многие из них имеют огромную длину: Делаварский акведук (США, 1945) — 137 км; линия 3 метрополитена Гуанчжоу (Китай, 2010) — 60,4 км; железнодорожный Готвардский базисный тоннель (Швейцария, 2016) — 57,091 км, Евротоннель (Великобритания/Франция, 1994) — 50,45 км и т.д. Одним из величайших инженерных сооружений XX в. стал Симплонский тоннель.

Альпийский перевал Симплон на высоте 2005 м между Пеннинскими и Лепонтийскими Альпами, соединяющий швейцарский кантон Вале с долиной Диведро в северной Италии, издавна считался красивейшим в Европе, но использовался в основном контрабандистами. В 1800—1805 гг. по приказу Наполеона вдоль 35-километровой вьючной тропы был выстроен тракт для перевозки пушек, а позднее — высокогорная дорога. Развитию международной транспортной сети в Европе мешали Альпы, разделявшие ее центральную и южную части. Решить эту проблему можно было, только пробив в горах базисный тоннель. К середине XIX в. Швейцария, Италия и др. страны уже приобрели некоторый опыт подобного строительства.

Переговоры о сооружении тоннеля тянулись 38 лет, пока в 1895 г. не подписали соглашение, исполнение которого с швейцарской стороны было поручено компании «Жюра-Симплон», а с итальянской — немецкой компании «Брандт, Брандау и Со». Государственная граница между двумя странами должна была пройти в середине тоннеля.

Проектировщики впервые решали сложнейшие задачи, связанные с прокладкой такого длинного тоннеля в экстремальных условиях. Предстояло обеспечить вентиляцию штолен, отвод горячей воды, поступающей из водоносных слоев, огромное давление рыхлых горных пород, способных смять любой короб. Надо было также учесть и печальный опыт строительства в 1875—1882 гг. Сен-Готардского тоннеля, когда от несчастных случаев и болезней погибли сотни рабочих, а при подавлении бунта было убито 4 человека.

Главным проектировщиком и руководителем первого этапа строительства стал немецкий инженер-механик Альфред Брандт, создатель нескольких проходческих машин и беспылевого гидравлического бура, впервые примененного в пробивке Симплонского тоннеля. Бур увеличивал скорость проходки в 3 раза. Впервые же был применен динамит, также существенно ускоривший этот процесс.

В 1898 г. Симпсонский тоннель стали вести одновременно с севера и юга две партии рабочих-итальянцев численностью по 3000 человек. Грузы возили на лошадях. При таком способе строительства очень многое зависело от точности расчетов горных инженеров, т.к. при смычке (сбойке) штольни могли и не сойтись в одной точке. Параллельно главной трубе, в 17 м от нее, пробивали еще одну технологическую, для подачи воды в гидравлические буры и свежего воздуха на рабочие участки — для этого на северном портале были размещены гигантские вентиляционные установки. При завале или затоплении эту трубу можно было использовать и как аварийный выход. Через каждые 200 м обе штольни соединялись проходами.

Для рабочих были организованы души и сушилки для мокрой одежды, развернуты полевые госпитали, в штольне даже поставили завод по изготовлению мороженого… Но от этого условия работы не стали менее каторжными. Из-за рыхлого грунта и подземных рек несколько раз приходилось менять траекторию прокладки или надолго застревать на одном месте. Так, один из участков длиной в 42 м преодолевали 7 месяцев, используя комбинации из деревянных и стальных балок, бетона и гранитных блоков толщиной 2,5 м. Температура в штольне доходила до 56 °С, а температура воды, в которой приходилось работать по колено — до 50 °С. Эту воду тщетно откачивали насосами, смешивали с холодной водой, она не убывала, пока не построили специальный дренаж. Однажды прорвался поток кипятка, сваривший заживо более 20 строителей…

Максим Горький в «Сказках об Италии» поведал о том, что рассказал ему «чёрный, как жук», рабочий, на груди которого была медаль за работу в тоннеле.

«Земля там, внутри, встретила нас сурово. Она дышала на нас жарким дыханием, от него замирало сердце, голова становилась тяжёлой и болели кости, — это испытано многими! Потом она сбрасывала на людей камни и обливала нас горячей водой; это было очень страшно!.. Чем дальше — тем горячее в туннеле, тем больше хворало и падало в землю людей. И всё сильнее текли горячие ключи, осыпалась порода, а двое наших, из Лугано, сошли с ума. Ночами в казарме у нас многие бредили, стонали и вскакивали с постелей в некоем ужасе... Мы люди, — такие маленькие, и она, эта гора, — до небес, гора, которой мы сверлили чрево... это надо видеть, чтоб понять!.. Надо видеть машины, угрюмое лицо горы, слушать тёмный гул глубоко в ней и эхо взрывов, точно хохот безумного… Человек — умеет работать!.. Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила! И поверьте: в конце концов, этот маленький человек сделает всё, чего хочет».

Так и вышло: «люди — победили» — через 7,5 лет (хотя планировалось 5,5). 23 февраля 1905 г. штольни сошлись практически идеально. Потребовалось выровнять всего 20,2 см по горизонту и 8,7 см по вертикали. Этот момент омрачился смертями двух посторонних человек, пришедших посмотреть на сбойку. Они отравились углекислым газом, прорвавшимся при последнем взрыве, объединившим обе проходки.

Прежде, чем по Симплону I пошли электровозы (паровозы не использовали из-за выбросов дыма), еще год ушел на устройство железнодорожного пути. 19 мая 1906 г. на церемонии открытия тоннеля присутствовали король Италии Виктор Эммануил и президент Швейцарии Людвиг Форрер. Их встреча состоялась в центре тоннеля, на государственной границе. Симплон II был введен в эксплуатацию в 1922 г.

Во время Второй мировой войны оба портала тоннеля были заминированы. Немецкие войска хотели взорвать южный вход, но им помешали сделать это итальянские партизаны. В разгар «холодной войны», в 1970-е гг. швейцарские военные, с целью предотвращения вражеского вторжения в страну. заминировали стратегические объекты. Была заложена взрывчатка и в северный портал Симплонского тоннеля. 20 лет поезда ходили буквально по минам. Разминировали вход только в 2001 г.

В 2001 г. в тоннеле столкнулись лоб в лоб два товарных состава. К счастью, обошлось без жертв. В 1995—2003 г. в тоннеле опустили рельсовое полотно, после чего стали возможны т.н. контрейлерные перевозки (комбинированные железнодорожно-автомобильные). Вместо натяжного кабеля был установлен подвесной электрический рельс, позволивший увеличить скорость движения со 110 до 160 км/час. В 2011 г в тоннеле случился пожар, после которого в нем заменили электропроводку, системы вентиляции и освещения.

P.S. При строительстве тоннеля погибло 67 рабочих. Многие умерли позже от последствий тяжёлых условий работы. 29 мая 1905 г. рядом с железнодорожной станцией Ди у южного портала был установлен памятник погибшим строителям Симплонского тоннеля. В 1906 г. в честь открытия первой Международной выставки в Милане, посвященной окончанию строительства Симплонского туннеля, были выпущены серебряная и медная медали, которые вручались строителям (та медаль, о которой писал Горький). С одной стороны медали на фоне тоннеля был изображен рабочий с гидравлическим буром, на другой стороне — выставка Милан EXPO 1906 г. (http://www.coinss.ru/Statii/Statia34.html) 


Рецензии