13 января 2023 года
«Особенности уголовно-правового противодействия коррупционным преступлениям в Китае, Ю.Корее, Японии»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Китайская антикоррупционная программа «8 правил»
2 Южная Корея – страна гражданского контроля
3 Моральные принципы и открытость как основа антикоррупционной политики Японии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Не западные модели антикоррупционной политики отличает прежде всего специфическое восприятие коррупции и отношение к ней со стороны населения и власти, которое обусловлено той картиной мира, которая задана культурой и традициями конкретного общества.
Специфика азиатской модели противодействия коррупции обусловлена тем, что распознать коррупцию и эффективно бороться с ней в традиционном обществе, культурные коды которого рассматривают патронаж, оказание услуг, учтивость, чувство долга как неотъемлемые качества добродетельного поведения, оказывается непросто.
Покровительство со стороны власть имущих, зависимость личности от государства, жесткая иерархия, неравенство возможностей создают питательную почву для коррупции, а население весьма терпимо к ней.
Это обусловливает вариативность азиатской модели антикоррупционной политики, разнообразие механизмов ее реализации в различных странах.
1. Китайская антикоррупционная программа «8 правил».
В 90-е годы прошлого столетия в Китае объявили борьбу с взяточничеством и коррупцией в стране.
Самый громкий скандал, связанный с коррупцией, произошёл в провинции Сычуань 12 мая 2008 года во время одного из самых разрушительных землетрясений в Китае, в котором в соответствии с официальными данными погибло 69 тысяч человек. Практически весь город был погребен под руинами.
Вскоре стало ясно, почему произошли такие разрушения, местные власти решили сэкономить на строительстве жилых объектов и обустройстве инфраструктуры, поэтому здания были построены с нарушениями технологий прочности и не выдержали природного катаклизма. Разрешение на строительство, по официальной версии, дали коррумпированные чиновники.
Последствия землетрясения дали серьезный стимул центральным китайским властям начать расследования, чтобы разобраться в этой непростой ситуации.
С приходом к власти ныне действующего руководителя Си Цзиньпина, в стране начинается комплексная борьба с коррупцией, что спасло коррумпированный до этого Китай от серьезных потрясений. Одним из основных государственных решений, которое определило бурное развитие китайской экономики, стало проведение так называемой антикоррупционной реформы.
Восемь правил чиновника в КНР стали методом противодействия коррупции.
Первое правило можно назвать теоретическим, несмотря на то, что для его реализации необходимо проведение социологических опросов, выявление основных проблем в той или иной политической, социальной и экономической областях, формулирование структурированных решений конкретных государственных проблем.
Для этого необходимо больше общаться с простыми людьми, чтобы выявить трудности жизни, недовольство в низовых слоях общества. Также нужно накапливать знания путем дискуссий и анализа китайских реалий на политическом, социальном и экономическом уровнях, что гарантирует приобретение важного опыта, который в дальнейшем можно обратить против нечистых на руку чиновников, министров и прочих высокопоставленных политических фигур.
Второе правило первичного внутриполитического контроля. Для его реализации следует беспрекословно подчиняться центру, без одобрения которого чиновники не имеют права устраивать заседания и совещания, праздничные мероприятия и банкеты. Все вопросы, поднимаемые на всекитайских заседаниях органов власти, строго контролируются и проверяются аппаратом центральной власти.
Такое давление необходимо, чтобы государство знало обо всем, что происходит в каждом органе государственной власти, поскольку все вопросы и их решение, задачи, поставленные на заседании, находятся под эгидой и строжайшим наблюдением действующей власти.
Третье правило, в соответствии с которым необходимо упрощать написание и содержание документов. Оно направлено на улучшение стиля документов, чтобы проще было разобраться, о чем гласит деловая бумага, договор или указ.
Четвертое — если поездка или мероприятие связано с какой-либо дипломатической миссией, необходимо строго контролировать всех сопровождающих лиц, применять транспорт, регламентированный общими положениями и правилами. Также запрещается привлекать к встрече зарубежной делегации китайских студентов, эмигрантов, представителей частных фирм или организаций. Встречают и провожают зарубежную делегацию исключительно уполномоченные для этого лица.
Пятое — во время проведения мероприятий или встреч, носящих политический характер, нельзя перекрывать движение, вводить транспортные ограничения или нарушать нормальный ход городской жизни в местах, где проводятся государственные мероприятия или дипломатические встречи.
Шестое и седьмое правила касаются СМИ — следует совершенствовать подачу новостных текстов о политической сфере деятельности.
Журналисты должны писать лаконично и коротко, чтобы сэкономить время рядовым гражданам на чтение о важных новостных обзорах и заметок. Запрещается публиковать статьи, дословно передающие речи и указы, принятые на государственных съездах и заседаниях ЦК КП (Центральный комитет Коммунистической партии).
Также строжайше запрещается обнародовать публицистические материалы, сборники, учебники или монографии о сказанном на съездах без соответствующего разрешения из центра.
Восьмое — каждый госслужащий должен быть примером неподкупности, экономии в отношении служебной недвижимости или транспортных средств. А, главное, не выходить за рамки, установленные законом и положением госслужащего.
Не все приведённые пункты из восьми правил касаются непосредственно коррупции и ее предотвращения. Но каждое правило имеет, если не прямое, то косвенное отношение к видам пренебрежения полномочиями или превышения своего финансового, материального статуса и положения чиновников.
Доподлинно известно, что по итогу 2017 года в административном порядке получили наказание более семидесяти тысяч госслужащих за нарушение восьми правил, речь о которых идёт выше.
Из самых распространённых правонарушений можно назвать следующие: организация роскошных мероприятий, носящих неформальный характер (свадьбы, застолья, банкеты), финансовые злоупотребления (оплата за казенный счет туристических поездок, получения взяток и проч.).
За пределами страны идет тотальноме выслеживание и ликвидация чиновников, решивших скрыться со своими огромными капиталами за рубежом от юрисдикции китайских властей. По результатам операции «Небесная сеть» удалось вернуть 2566 чиновников, которые были на родине осуждены за особо тяжкие коррупционные дела. Были возвращены все вывезенные бывшими китайскими служащими капиталы на сумму около 1,25 млрд. долларов (примерно 8,6 млрд. юаней).
Стоит отметить, что в стране функционируют специально созданные органы контроля за дисциплиной и неподкупностью чиновничьего аппарата, а также сотрудников внутрипартийного аппарата. Они носят длинную аббревиатуру (КПД КПК) — комиссия по проверке дисциплины.
Комитеты оказывают неплохое психологическое давление на многих госслужащих, имеющих злые и корыстные намерения навредить государственной экономике или благосостоянию народа. Под бдительным присмотром подобных комитетов многие чиновники не решаются рискнуть своим политическим авторитетом или же просто своей свободой.
Также существуют антикоррупционные бюро.
Антикоррупционное бюро — это внутренний орган власти, который служит своего рода народной прокуратурой, занимающейся спецификой финансовых преступлений и коррупционных операций в органах власти или в партийном аппарате. Данное бюро тесно связано с КПД. Если КПД решило не передавать дело о преступлении в антикоррупционное бюро по веским причинам, бюро при всем желании инициировать расследование данного дела не сможет, пока не получит разрешение и все необходимые с этим полномочия осуществить антикоррупционную деятельность.
Китай заслуживает уважения тем, что не испугался осуждения со стороны остального капиталистического мира, как это было с реализацией операций по поимке коррупционеров за пределами КНР.
Однако китайские меры могут показаться жестокими, для многих стран мира они видятся даже не гуманными и бесчеловечными. Некоторые исследователи считают, что причиной подобных мер является густонаселенность страны, поэтому бороться с коррупцией с подобным гигантским для одной территории населением иной раз не представляется возможным. Имею мнение, что причина кроется в политической системе Китая – коммунистические государства характеризуются закрытостью и тотальным контролем общественного мнения.
2. Южная Корея – страна гражданского контроля.
Вредность и опасность коррупционных взаимодействий давно доказаны экономистами и все больше осознаются игроками на рынке, чему можно найти подтверждение в практике внедрения различных инструментов противодействия коррупционной угрозе в коммерческих договорах и соглашениях. Внимание этой проблеме уделено и в научных трудах.
Бизнес, свободный от коррупции, может защитить компанию и работников от ситуаций, связанных с ограничением их прав при расследовании уголовных дел по многим коррупционным статьям, сохранить репутацию на рынке и привлечь надежных партнеров и клиентов.
Формированию эффективных инструментов противодействия коррупции способствует опыт таких зарубежных государств с ярко выраженной коллективистской культурой ведения бизнеса, как Южная Корея и Сингапур.
Южная Корея — богатая демократическая страна с хорошими перспективами экономического роста. Однако в середине прошлого века Южная Корея была государством с очень высоким уровнем коррупции и слабой властью. Только активные меры по борьбе с коррупцией, нравственное регулирование общественных процессов наряду с реформированием корпоративного и финансового секторов изменили ситуацию.
Комплексный подход к антикоррупционной стратегии, разработанный городской администрацией Сеула, был реализован по четырем основным направлениям.
Первое направление включает меры по минимизации государственного регулирования. Заслуживает внимания практика отсутствия прикрепления государственного служащего к конкретному району города, в результате которой чиновникам приходится работать с заявлениями из разных районов.
Вторым направлением является внедрение системы сбора информации о коррупции и контроля со стороны мэра.
Данное направление было реализовано через персональное оповещение всех физических и юридических лиц, контактировавших с городской информацией, о возможности подачи жалобы или сообщения о коррупции напрямую мэру Сеула.
Третье направление состояло во внедрении системы «OPEN» ((Online Procedures Enhancement for Civil Applications), суть которой заключалась в контроле за порядком и сроками рассмотрения заявлений граждан, а также в устранении потребности в личных контактах с конкретным чиновником.
Все заявления можно было подать через систему онлайн-обращения. По данным опросов жителей Сеула, эта инновация привела к увеличению прозрачности работы государственных служащих.
Четвертое направление заключалось в подписании чиновниками договора о неподкупности, согласно которому они обязались не брать предмет взятки и уведомлялись о наказании в случае нарушения договора.
Стоит отметить закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», принятый с 1 января 2002 г. Согласно порядку, установленному этим нормативно-правовым актом, главный антикоррупционный орган обязан начать предварительное расследование по заявлению от любого лица.
Фактором, сдерживающим от злоупотреблений предоставленным правом сообщения о коррупции, является суровое наказание за ложное обвинение в совершении действий коррупционной направленности.
Низкие рейтинги TI (52-е место в рейтинге 2016 г.) по мнению исследователей во многом обусловлены историческими особенностями ведения бизнеса в этом государстве. Практика привлечения друзей и родственников на ключевые посты в бизнесе является нормой на протяжении нескольких десятилетий. В таких крупнейших корейских компаниях, как Korean Airlines, Hanjin, Lotte, Samsung, Daewoo практически все ключевые должности занимают друзья, родственники или одноклассники одной семьи.
Схожие ситуации можно встретить в американских и европейских компаниях, но в Южной Корее подобная практика повсеместна и уникальна по глубине таких связей в организации.
Схожие правила подбора кандидатов на должности имеют место и в государственном секторе. Бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в начале его деятельности многократно подвергался критике за его намерения заменить большое количество сотрудников организации на своих специалистов из Кореи. Такое поведение обусловлено главным культурным приоритетом корейского общества — помощью семье и близким.
Результат подобной традиции наглядно продемонстрирован самоубийством вице-председателя компании Lotte в 2016 г., совершенным с целью сокрытия коррупционных действий своего руководителя.
В 2017 г. разразился политический скандал в отношении президента Кореи Пак Кын Хе, которая была уличена в сговоре с ее подругой Чхве Сун Силь. В результате уголовного дела 6 апреля 2018 года суд центрального округа Сеула приговорил бывшего президента к 24 годам тюремного заключения и штрафу в 16,8 млн. долларов за коррупцию на посту главы государства.
Вышеуказанные примеры коррупции в Корее были очень широко освещены в прессе, что отражает стратегию государства по искоренению коррупционной практики, в том числе путем распространения информации о недопустимости коррупционных проявлений и формирования нулевой терпимости к коррупции.
Законодательно эта стратегия закреплена в нормативно-правовом акте «Improper Solicitation and Graft Act», широко известным под названием «Kim Young-ran Act», вступившим в силу в сентябре 2016 г.
Стоит отметить деятельность специализированного государственного органа The Anti-Corruption & Civil Rights Commission (ACRC), созданного в 2008 г., миссией которого является защита прав и интересов людей и формирование транспарентного и справедливого общества.
Работа ACRC ведется в четырех направлениях: исследование гражданских исков, которые вызваны неудобствами или обременением для граждан; создание общества, свободного от коррупции, путем предотвращения и сдерживания коррупции в государственном секторе; защита прав людей от незаконной и несправедливой административной практики через систему апелляций на решение административного органа; создание рекомендации по изменению законодательных актов, которые могут спровоцировать коррупционное поведение или привести к жалобам граждан.
В целом, политику противодействия коррупции в Южной Корее, по нашему мнению, можно назвать успешной, что находит отражение в положительной динамике изменения индекса восприятия коррупции (38 в 2000 г. - 62 в 2021 г.). Результат от реформ, связанный с изменением традиции, не может быть мгновенным, но, по мнению исследователей, даст ощутимые результаты в среднесрочной перспективе.
3. Моральные принципы и открытость как основа антикоррупционной политики Японии
Коррупция — это пагубное социальное и правовое явление, которое приводит к краху экономики государства, правовому нигилизму, социальному неравенству и разрушению человеческих судеб.
Благодаря коррупционным схемам в государственные структуры проникают «ставленники криминала» с целью лоббирования интересов представителей теневой экономики.
Мировой практике известны механизмы противодействия коррупции, которые успешно реализуются в странах с высоким уровнем экономического развития. К таким странам относится Япония.
Антикоррупционная политика этой страны заслуживает внимание специалистов всего мира, в задачи которых входит поиск путей совершенствования механизмов противодействия коррупции в системе государственного управления.
Об эффективности антикоррупционной политики в Японии свидетельствуют данные Transparency International за 2018 год. По рейтингу Transparency International 2018 года Япония заняла 20 место из 180 стран.
Самую важную роль в противодействии коррупции играет воспитание общественности Японии. Для японцев коррупция — это страшное зло. В японском языке слово коррупция переводится как грязная работа. Если японца уличают в коррупции, то для него это величайший позор, тень которого падает на всю его семью.
За пределами повышенного интереса к Японии не остаются исследования особенностей ее правовой политики, уголовного законодательства, ее системы противодействия преступности, благодаря которой Япония долгие годы по праву считается одной из самых безопасных стран мира.
Японский законодатель большое внимание уделяет этичному поведению политиков и служащих при выполнении ими своих обязанностей.
Закон «О парламенте» содержит главу о «политической этике». На депутатов парламента возложена обязанность строго соблюдать Программу политической этики и Правила поведения.
Для расследования нарушений этих правил в каждой из палат учреждены специальные комиссии, формируемые из членов всех партийных фракций пропорционально их численности.
В Японии действует закон «Об этике государственных служащих», который устанавливает конкретные положения, содержащие запреты и ограничения на получение подарков и услуг от предпринимателей, имеющих отношение к профессиональной деятельности служащих, и определяет строгий порядок контроля за соблюдением этих правил и норм.
Японское правительство борется с коррупцией с помощью информации. Транспарентность — главное условие работы любого чиновника в современном капиталистическом обществе. Практически во всех цивилизованных странах все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, становятся доступными для общественности.
В Японии реально работает принцип подотчетности власти перед населением. Японские политики довольно быстро расплачиваются за участие в коррупционных схемах. Особую опасность представляют «связи» руководителей мафиозных структур с официальными властями.
Коррупционные скандалы в Японии оказывают огромное влияние на ход политической борьбы. Появление информации в прессе доказывает, что коррупции реально противодействуют, а чиновники расплачиваются за коррупционную деятельность должностями и авторитетом.
Чтобы такие случаи получали огласку, в 2001-м году в Японии приняли закон «О раскрытии информации». Этот акт гарантирует гражданам доступ к информации, имеющейся у правительственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство решит не раскрывать определённые сведения.
Если чиновники что-то утаивают в плане коррупции, а гражданин знает что-то порочащее чиновника, он имеет право добиваться от правительства обнародования порочащих фактов.
Таким образом, широкий комплекс мер, направленный на предупреждение коррупционной практики среди политиков, обеспечивает сдерживающий эффект благодаря силе гражданского протеста.
Эта небольшая по мировым меркам азиатская страна, не обладающая большим природным потенциалом, сумела добиться потрясающего технологического прогресса во многом за счет прекрасно организованной кадровой политики.
Кадровая политика — это одно из главнейших направлений борьбы с коррупцией в Японии. Государственное администрирование построено здесь на принципе меритократии и ориентировано на службу.
Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда. Созданы благоприятные условия для обеспечения стабильности положения государственных служащих. Им не грозит потеря места из-за политических потрясений, а если ими не допускается грубых нарушений своих обязанностей, то они имеют реальную возможность продвижения по службе в соответствии с деловыми качествами.
Справедливое проведение кадровой политики и защита интересов служащих возложены на совет по делам персонала, который подотчетен кабинету министров, но формируется главой правительства с согласия обеих палат парламента.
Японские служащие не чувствуют себя ущемлёнными в материальном плане по сравнению с работниками частного сектора. Совет по делам персонала ежегодно докладывает парламенту и правительству о национальных тенденциях в оплате труда. При выявлении заметного роста оплаты труда в частном секторе Совет по делам персонала обязан вносить рекомендации о соответственном изменении и уровня зарплаты государственных служащих, которые парламент обычно утверждает.
В государственных структурах многих стран с высоким уровнем коррупции существует такое явление, как большая текучесть кадров.
В странах с высоким уровнем коррупции имеют место случаи, когда за один год в подразделениях государственных органов несколько раз меняется состав рядовых государственных служащих. В отдельных структурах в течение нескольких лет покидают государственную службу до 50 % опытных государственных служащих.
Их заменяют молодые специалисты, которые выдерживают в данных структурах не более 1,5 года, так как руководство государственных органов делает всё для создания условий, при которых молодые специалисты уходят с государственной службы.
Данная обстановка создается искусственно отдельными чиновниками, которые занимают ключевые посты и кооперируются в коррупционные группы (как правило указанные коррупционные группы присваивают себе премии рядовых государственных служащих, увеличивают свой доход за счет свободных ставок и ведут внутреннюю кадровую политику, при которой законопослушные люди задерживаются в государственных органах ненадолго).
Коррумпированные группировки относятся к честным людям как к «белым воронам», открыто демонстрируют своё благосостояние сомнительного происхождения. Молодые специалисты с приобретенным опытом работы представляют угрозу для коррупционных схем, начиная понимать, как начальство совершает преступления.
По этой причине коррупционеры стараются выжить любыми средствами из государственных структур молодых специалистов со стажем службы более двух лет.
В коррумпированных структурах награды и премии делятся между теми кадрами, которые выражают безграничную преданность непосредственному начальнику, принимают решения и подписывают все документы в угоду своему начальнику, и часто данные решения и документы не соответствуют законодательству страны.
Принимая незаконные решения, служащие становятся полностью управляемыми для своего начальника, т. е. безопасными для благополучия и доходного места этого начальника.
Для молодых специалистов, которые отказываются нарушать закон, начальство создаёт условия, при которых невозможно нести службу. В таких структурах процветают доносительство, клевета и моральное разложение. Описанная ситуация создает благоприятную среду для совершения коррупционных преступлений.
В УК Японии для таких чиновников была введена статья 95 «употребление насилия или применение угрозы в отношении должностного лица с целью побудить его к выполнению или невыполнению служебного действия или отказу от должности». За данное преступление предусмотрено наказание в виде каторги или тюремного заключения на срок до 3 лет.
Органы надзора за соблюдением законности обязаны отслеживать ситуации, когда в течение года происходит регулярная смена рядовых сотрудников в государственных структурах. Деятельность таких структур в первую очередь заслуживает внимание прокуратуры.
Главным достоинством японской кадровой политики является то, что уважением в государственных структурах пользуются честные, порядочные патриоты, а не алчные субъекты, которых заботит только безопасность своих источников дохода.
Данное достоинство японской антикоррупционной политики заслуживает внимания всех стран, в которых попытки противодействия этому социальному злу не привели к положительным результатам. Характер японцев является общинным. Каждый человек воспринимает себя как частицу коллектива. Большинство японцев разных возрастных групп предпочитают жизнь в благополучном государстве личному обогащению.
Самой главной причиной низкого уровня коррупции в Японии является морализация японского общества. Ей принадлежит главная роль в противодействии коррупции. Японцы ненавидят коррупционеров.
Огромное внимание в Японии уделяется воспитанию нравственно-моральных качеств у подрастающего поколения. Четырехлетних детей обучают отличать добро от зла, быть оптимистами. Традиционно цель обучения в японской школе больше воспитательная, чем образовательная, ибо в народе считается, что намного лучше быть хорошим человеком, чем ученым. Эта цель реализуется в учебном плане государственных начальной и младшей средней школ посредством таких специфических предметов, как «дотоку кеику» — моральное воспитание.
Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.
В основе развития японского характера лежит чувство стыда. Чувство стыда — механизм социального контроля. Так исторически сложилось, что для японца нарушить правила, обмануть другого человека и вести себя с общественностью не по чести — это стыд. Настоящий стыд. После этого человек не может смотреть людям в глаза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.
Каждое государство решает проблему коррупции своими, особыми мерами. Важную роль в мерах противодействия взяточничеству и казнокрадству играет внимание к национальным особенностям и менталитету граждан.
Каждая страна реализует свои реформы государственной службы, стимулируя чиновников достойной оплатой труда, уважительным отношением к статусу и системой жестких наказаний за коррупционные действия.
Коммунистический Китай делает ставку на тотальный контроль общественного мнения и пресечение любого инакомыслия, Южная Корея представляет собой страну, открытую для гражданского контроля, демократическая Япония уповает на морально-нравственное воспитание молодежи, систему стимулов и морального воздействия на политиков со стороны гражданского общества. Каждый идет своим путем, выстраивая систему благополучия и процветания своей страны.
Свидетельство о публикации №223041001285