Герои не умирают, пока о них хранят память живые

КРЫЛОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

Так назывался стенд, оформленный на втором этаже школы № 6 г. Балашова, о выпускнике 1984 года Игоре Крылове – участнике ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Позже появится мемориальная доска на здании школы, а ещё че-рез некоторое время - школьный музей кавалера ордена Мужества Крылова Игоря Владимировича.
Всего 27 лет жизни. А дальше – только воспоминания о нём. Только не проходящая боль и слёзы матери. И вечная память благодарных людей, чьи жизни были спасены смельчаками, пожертвовавшими собой.
Прохожу по школьным коридорам, где 10 лет бегал со своими сверстниками, спешил на уроки, а с уроков – на тренировки обыкновенный мальчик. Всегда очень опрятный, вежливый, симпатичный. С ясным взглядом умных глаз. О нём ничего не надо придумывать, «подкрашивать», «приглаживать», чтобы он выглядел лучше. Он был действительно таким – приятным в общении и визуально. С ним было комфортно и в моём кабинете на уроке, когда он был моим учеником, и в кабинете стоматолога, когда он стал доктором, а я - его пациенткой. Мой ужас перед будущей болью исчез, как только Игорь, теперь уже Владимирович, спокойно и уверенно произнёс: «Не волнуйтесь, всё будет хорошо!».
Так же, как в школьные годы, когда он был учеником, и учился с видимым удовольствием, старательно, он аккуратно, добросовестно и со знанием дела выполнял профессиональный долг, принимая больных, а потом так же честно выполнил долг, будучи дозиметристом в самом эпицентре взорвавшегося реактора.
Он ценил постоянство, порядок. В кабинете №8 он всегда сидел на первом ряду, за третьим столом. Он выкладывал учебные принадлежности без суеты и как-то сразу очень точно так, как они должны лежать. Мелочь? Да. Но и это свидетельствовало о том, насколько чётко и быстро этот человек может действовать в любой обстановке. Его внимательные глаза во время объяснения новой темы были для меня своеобразным индикатором. Если в них удерживался уровень внимания на отметке «интересно», я продолжала говорить. Как только «стрелка» начинала подрагивать, это был сигнал к немедленной смене действий.
Он вёл себя безукоризненно не из опасения наказания – это было его внутренним побуждением. Ему так было комфортно. Ему было комфортно и интересно и в гуще событий: действовать, побеждать. Он был участником конкурсов чтецов-декламаторов, юных художников. С 6 по 10 класс входил в общешкольную оформительскую группу и в период летней трудовой четверти принимал участие в подготовке школы к новому учебному году. Он был призёром многих олимпиад почти по всем школьным предметам – он же был отличником!
Понятие «сострадание» было ему ведомо с детства. Отдыхая в деревне у бабушки, он лечил домашних животных, обрабатывал домочадцам раны и ссадины. Интерес к лечению был и теоретическим. Несмотря на то, что пятёрки у него были по всем предметам, особо он проявлял интерес к биологии, анатомии, химии. Но учитель черчения сказал бы, что Игорь лучше всех разбирается в черчении. А классный руководитель, учитель литературы, Самсонова Л.Б. отмечала, что «лучше Игорька мало кто читает стихи». Она же отмечала, что Игорь был человеком редкой скромности. Учился отлично, но в общении со сверстниками не было ни зазнайства, ни высокомерия. А самое главное – это пытливый ум, удивительно добрые глаза и поразительная корректность.
Формально биография будущего героя была похожа на сотни тысяч других: родился, учился, женился, родилась дочка, отслужил в армии…
            
Да, родился 4 января 1967 года в с. Селемет Чемешлинского района Молдавской ССР, куда после окончания Воронежского института был направлен на работу его отец.С 1969 года жил в г. Балашове. В 1974 году пришёл в 1 класс Балашовской средней школы № 6. В 1984 успешно, со всеми пятёрками, закончил её. Поступил в Воронежский медицинский институт. Служил в войсках химзащиты, в единственном в Советском Союзе отряде по устранению последствий аварий на атомных станциях. (г. Шиханы Саратовской обл.). Кстати, и в армии был отличником боевой и политической подготовки. А потом – Чернобыль.
Чернобыль…
Рождалось апрельское утро.
А мир, пробуждаясь, узнал,
Что атом, послушный как будто,
Вдруг страшным чудовищем стал…
 26 апреля 1986 г. произошла страшная катастрофа XX века - взорвался 4-й блок Чер-нобыльской АЭС. Реактор был полностью разрушен взрывом, в короткий срок было выброшено огромное количество радиоактивных веществ в окружающую среду. В результате территория в радиусе 30 километров подверглась радиоактивному заражению, от радиоактивного загрязнения пострадали 19 российских регионов, а также 47 тысяч квадратных километров территории Белоруссии. Общая площадь радиационного загрязнения Украины составила 50 тысяч квадратных километров в 12 областях.
Игорь Крылов стал одним из первых балашовцев, оказавшихся в те дни в самом пек-ле. Уже в первые дни после взрыва на Чернобыльской атомной станции вместе с отрядом дозиметристов он работал в районе аварии, где вовсю бушевал радиационный ад. Как химик – дозиметрист, снимал показания радиации непосредственно на территории и АЭС.

Нина Ивановна, мама Игоря, с болью вспоминает о тех днях: «Я только услышала об этом по телевизору, уже знала, что он там. Всю дорогу до работы плакала». Бережно хранит она письма, в которых Игорь пытался успокоить, приободрить родителей, считая работу у развороченного взрывом огромной мощности энергоблока своим долгом, не видя в ней ничего героического.
Сегодня же очевидно, что если бы не мужество и героизм Игоря Крылова и тех людей, кто встал на защиту нашего народа в мирное время, то последствия катастрофы могли быть гораздо трагичнее.
Мужество, твёрдость характера, целеустремлённость, героизм не возникают вдруг. Человеческая жизнь складывается по крупицам, как море по капелькам. И Игорь поступить иначе просто не мог.
9 мая 1987 года Игорь был награжден грамотой за успешное выполнение боевого задания. Затем - госпиталь на Украине, госпиталь в Шиханах. Уже в июне отряд был расформирован. Игорь в звании сержанта, в должности заместителя командира взвода в 1987 г. был демобилизован. Он вернулся домой, окончил медицинский институт по специальности врач-стоматолог, женился. У него родилась долгожданная дочь Алёна. Но Чернобыль вновь напомнил о себе. Страшная болезнь подорвала силы, здоровье. 18 октября 1994 года Игоря не стало. Ему было всего 27 лет.
О семейной, да и вообще о личной жизни Игоря, очень непродолжительной, известно немного. Но, два письменных свидетельства – письмо его дочери, с которой они были по жизни разлучены, и стихи, найденные после его смерти, авторство которых, по словам матери Игоря Владимировича, принадлежит её сыну, говорят очень красноречиво о его внутреннем мире. Письмо приводится полностью:
Милая, единственная доченька!
Вот ты и подросла, стала умным, взрослым человеком. Алёнушка, так получилось, что ты совсем не знаешь своего папу. Просто жизнь распорядилась так, что я оставил вас слишком рано, когда ты была милым, непосредственным ребёнком, таким бесконечно любимым и родным. Алёнушка, мы с мамой очень ждали твоего появления, торопили дни, часы и минуты до встречи с тобой. Хотели именно девочку, Алёнушку.
У мамы некрепкое здоровье, и она очень рисковала, рожая тебя, но пошла на все трудности, смертельный риск. Ещё до твоего рождения мама сказала, что ты будешь похожа на меня. Не знаю, хорошо это или плохо, но так и случилось.
Милая доченька, я не смог оградить тебя от опасностей этой жестокой жизни. Но у тебя есть много надёжных и преданных друзей. И одна из них твоя бабуля, моя мама Нина, мудрый и любящий человек.
Алёнушка, не могу передать словами свою любовь к тебе, тревогу за твою судьбу и горькую тоску, что всё так получилось. Дай Бог тебе здоровья, здоровья, здоровья. Будь счастлива, постарайся радоваться жизни так, как радуется ей милый, прекрасный ребёнок. Люби и уважай своих родных и близких – это самые большие жизненные ценности. Что бы ни случилось, знай, что ты пришла в этот несовершенный мир жданным, любимым, обожаемым ребёнком. Ты не представляешь, сколько радости, восторга и ликования принесла ты своим появлением. И этот положительный заряд счастья, который ты передала нам, вернётся и осветит твою жизнь.
Живи долго и счастливо, даря счастье своим родным и близким.
1994 год. Нежно любящий папа.
Игорь – врач, и он не мог не знать, что дни его сочтены. Это очень ясно просматривается в стихах, написанных, по словам его мамы Нины Ивановны, незадолго до смерти:
 
Друзей давнишних лик холодный,
Учителей забытый взгляд,
Родителей седины скорби
И блеск не выданных наград.
А с этой горки из мгновений
Уж различим печальный холм,
Заросший мятой и пыреем
С чуть покосившимся крестом.
Последний холодом пропахший
У человека тот приют,
Что поглотив его однажды,
Подарит мрачный свой уют.
Табличка, на ветру качаясь,
Сквозь дрёму кладбища звеня,
Две разных даты называя.
Черта, что их разъединяет –
Жизнь промелькнувшая моя.
 
В сентябре 2002 г. Указом Президента РФ В.В. Путина Крылов Игорь Владимирович награждён орденом Мужества (посмертно).
 В конце 2002 года губернатор Саратовской области Дмитрий Фёдорович Аяцков приезжал в Балашов, чтобы лично вручить родителям Игоря награду сына.
 В мае 2003 года состоялось открытие мемориальной доски на фасаде школы, и прошёл митинг памяти, на котором присутствовали администрация города, мать и дочь Игоря Крылова, товарищи - чернобыльцы, его учителя, одноклассники, учащиеся школы. На мемориальной доске высечена надпись: «В этой школе с 1974г. по 1984г. учился Крылов Игорь Владимирович. Награждён орденом Мужества за героизм, проявленный при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
 В августе 2009 года школе № 6 было присвоено имя И.В. Крылова.

Декабрь 2014 В. Ильина


Рецензии