Александр Невский, Мосфильм 1938 г
В этот знаменательный день Апреля, в 1242 году (то есть 779 лет назад!) состоялась великая битва, впоследствии названная историками Ледовым побоищем, разгром врага, который учинил Александр Невский Тевтонскому ордену крестоносцев.
Прошли века, многое изменилось, теперь у нас есть смартфоны и нанотехнологии, и в большинстве своём, прогрессивные люди стремятся к космополитизму. Но где-то в глубине души, в подсознании, для русского человека, немец – всегда остаётся врагом, и в крови, всё равно бурлит жажда битвы и героические позывы. Это особенно актуально для людей, рождённых под Знаком Овена, или с активным Овном, Марсом в гороскопе. Независимо от национальности, разумеется, хотя воинственность очень свойственна именно немецкой стороне, в большей степени, чем русским людям. Там работают Скандинавские корни, а это - этнически обусловленный культ героизма и мужества, добытой в битвах и завоевательных походах, - доблести.
Так случилось, что мы можем делать выводы о битвах тех далёких лет, только на основе исторических сводок, летописей 13 века, и более поздних документов, археологических находок. Сегодня – есть разные метаисторические версии, конспирологические теории, и разные альтернативные выводы, - что мол, и не было ничего, и Русь то была с монголами заодно, и пр. Но мы будем придерживаться классической исторической правды, и об этом, очень красноречиво и зрелищно нам поведает фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна, "Александр Невский". Фильм чёрно-белый, снят в 1938 году, по заказу Сталина, для пропаганды героизма, мужества и патриотизма русского народа в борьбе с немецкими интервентами. Потом – были годы фальшивого примирения с воющей Германией, фильм – до 1941 года вообще не показывали в кинотеатрах. А спустя годы, мы снова можем оценить настоящий шедевр, и в очередном дружеском обсуждении за пивом, или кофе, снова многозначительно сказать: - “Дааа… умели раньше снимать кино! Не то что сейчас. Ни в какое сравнение не идёт этот фильм, с современными Marvel-комиксами, про придуманных героев, летающих по небесам, в цветных рейтузах”.
На самом деле, конечно, - разные времена, и разные нравы. Фильм, стоит своего просмотра, и действительно, - эффект зрелищности и впечатлительности здесь никак не зависит от мощности и прогрессивности технологий. Режиссёр либо умеет снимать, либо нет, то же самое – про актёров, - здесь они играют с душой, очень увлечённо и полностью поглощённо своим доверенным образом.
Даже Тевтонские рыцари, в этом фильме изображены полноценно, отличительно от многих, более поздних Советских фильмов о войне, где иноземный враг, особенно немец, как правило- рисуется кровожадным диким зверем, без всяких других, положительных, свойственных воинам качеств. В этом кино, можно увидеть и черты мужества и достоинства, некоего благородства в лицах и осанке и величавом голосе врага, при этом, — это действительно – жестокие, необоснованно жестокие и бессердечные люди, сжигающие не только русские селения, но и детей заживо. Настоящий воин – никогда не сражается с женщинами и детьми, эти благородные, “служащие Господу” крестоносцы, - как-то забыли о таких правилах воинской чести.
Не ставлю себе целью прописать обстоятельную рецензию на фильм, цель здесь – просто дать заметку и наводку, Astrolife и Даниил А. – рекомендует этот фильм к просмотру. Каждому, кто любит историю России и мира, кто периодически зажигается патриотическими, или героическими чувствами, а после – снова остывает, закономерно переключаясь на “делание денег”, - главную культовую экзистенцию современной реальности Эпохи Водолея. И какой смысл творить, что-то писать, изобретать, - если за это – ты ничего не получишь. Глупость какая-то.
Отдельная благодарность – композитору фильма, (Сергей Прокофьев), музыкальное сопровождение здесь просто фантастическое. Когда мы видим мрачное шествие немецких рыцарей, или их ритуалы, католическую литургию на захваченной территории, - всё это сопровождается мрачной и одновременно торжественной музыкой, нагнетающей и культивирующей нужную атмосферу, для большего проникновения в суть происходящего, в образ врага и ужас военной ситуации. А надо заметить, таких направлений, как Black-Pagan Metal, или Doom-Gothic Metal тогда, в 1938 ещё не было, но многим современным группам, работающим в этих направлениях, - будет полезно послушать и посмотреть этот фильм, для музыкального вдохновения, и разработки собственных клипов на героическую тематику.
“Коротка Кольчужка”, или “Александра звать надо!” такие фразы не зря становятся крылатыми выражениями в русском обиходе, это тотемические подсознательные мотивы, живущие в исконно русском сознании, не искоренимые, - веками. Наши главные программы подсознания. Отдай всё до последнего, как тот кузнец, не жалея себя, если пришла война, - на борьбу с врагом. А сам – помирай потом. Но об этом кузнец не думает, он охвачен, одержим патриотическим чувством, и это не какой-то мифический, культивируемый Сталиным долг перед родиной. Это истинное его стремление защитить свой Дом, а Дом, кузнец воспринимает не только свою кузню, но и всех своих друзей, постоянных клиентов, соседей и родных, и в итоге – весь русский народ и наши земли. Враг пожаловал, враг жестокий и бессмысленно кровожадный, враг пришёл с мечом, - от меча и погибнет. Интерпретацию фразы: “Александра звать надо!” Лучше не производить, сейчас, в наши застойные времена, по понятным всем причинам. Упование на великого и могучего царя, полководца и великодержавного правителя, который единственный – всё верно знает, точно знает, и без него – никак… Это та базовая программа – ошибка в истории развития русского этноса, за счёт которой, мы и живём так, как живём сейчас. С Кощеем на троне, который сросся с троном, за годы своего безмятежного правления, и уже не в состоянии добровольно его покинуть. В 2025 придёт освобождение, верьте. (Ещё одна классическая подсознательная установка настоящего русского, - вера в прогрессивную перспективу, в светлое будущее).
Чёрно – белое повествование экранизации, - может оно и к лучшему, возможно, именно этот фильм – не стоит сегодня модернизировать, колоризовать с помощью современных технологий. Рассказывают, что это целенаправленная задумка режиссёра Сергея Эйзенштейна, - нарочито продумано чёрно-белое противопоставление, организована целевая инверсия цветового символизма, в контрастное противопоставление чёрного и белого. Причём, надо заметить, здесь враги – в белом, русские – чёрные. Снег, лёд, особенности ландшафта и природы, - с древних времён, и на протяжении всей эволюции России, князь Александр – показал тогда, и так всегда используется природный ресурс в практике российских военных стратегий, и в будущих, высокотехнологических войнах. Немец пошёл классическим клином, увяз в легковооруженном ополчении, и был зажат во фланговые тиски мощных, хорошо вооружённых и обученных воинов. А далее – Чудское озеро, сама природа и погода Руси – сделала своё добивающее дело. Тяжело вооружённые рыцари – тонули в ледяной воде, с доспехами и конями, благодаря весу собственной злобной металлической тяжести, под грузом своей воинственной кармы.
Достаточно вспомнить многие сюжеты Второй Мировой войны, и переход Рокоссовского через болота Полесья, чего никак не ожидали фашисты, для немца – это просто невозможная позиция, и не рассматривалась для дислокации войск, отражения удара. Успех операции “Багратион”, летом 1944 г. - во многом обусловлен таким неожиданным решением, где снова были задействованы народные методы, - люди одевали специальные плетёные “болотоступы”, и так переходили там, где враг не мог никак. При этом, операция “Багратион” – самая крупная военная операция, за всю историю человечества(!) Советское командование и армия Вермахта готовились к этому сражению с огромной ответственностью и со всей тщательностью военной подготовки. Простые народные “болотоступы”, хитроумный план Рокоссовского, - возможно, - во многом определили успех всей операции.
Вспомнил всё это, не случайно, - анализируя историю России, — это сплошная череда войн, с некоторыми сомнительными передышками. А враг, довольно часто идёт с Запада, и особенная эта воинственная “взаимная любовь” у русских с немцами, - как-то интересно переплетены наши судьбы, в метаистории, на полях Эгрегориальных, более глобальных сражений.
Интересен, по-своему, и конец фильма, где мы снова видим, характерный для русского народа и русской военной практики, классический сюжет, с пафосом миротворцев и своеобразной российской справедливостью. Недобитого пленённого врага, - князь благородно отпускает. “А с этими что делать?” Предателей родины, - своих же, русских – забивают русские, причём диким методом, без суда и следствия, - народный самосуд. (…впрочем, это и был Суд в те времена, народное Вече, такая этническая Фемида).
Посмотрите сами этот замечательный фильм! Сегодня, он есть даже на You-Tube. Полезно для просмотра и 5 Апреля, и к 9 Мая, для лучшего осознания истории человечества, лучшего понимания особенностей русского характера, ещё раз задуматься о русской кармической роли, в развитии цивилизации. И почему мы всегда живём в состоянии обороны со всем миром, в вечной войне. Для поднятия героического духа, чтобы зарядиться энергией благородного мужества и задаться в своей жизни настоящими, масштабными и достойными целями для самореализации.
Фильм будет полезен для просмотра также тем людям, кто вообще не смотрит старое кино, априори, ошибочно полагая, что только высокие технологии делают кино достойным внимания. Такие шедевры прошлого, красноречиво свидетельствуют об обратном, - в кино важна, прежде всего: игра актёров, их таланты, успех и вдохновение режиссёра, его мастерски реализованная задумка.
Да. Музыка здесь – полностью конгруэнтно синхронизирована с визуальным рядом. В первых сценах изображения свирепого врага, в захваченном горящем Пскове, - идёт демонстрация немецкого воинства, - рядовых и благородных рыцарей. Все – в тяжёлых доспехах, смотрят сквозь крестообразные прорези забрал с подозрительностью и ненавистью. Поверженные русские люди, взирают на них с ужасом, отвращением и не пониманием их западной морали, многие – останутся до смерти героически непокорными. И здесь торжествует мрачная, степенная музыка. Она формирует лучшее понимание тех древних лет, проникновения в сознание людей прошлого, особенности их мировоззрения. “- Одно Солнце правит на небе, есть во Вселенной, передаёт свой свет другим светилам… Один верховный правитель должен быть на земле, в Риме. Всё, что не покорно Риму, - должно быть уничтожено…” Так глаголет католический наместник, и у него есть своя вера, своя правда, свои убеждения, продиктованные его католической моралью. Но для русских людей, — это всё равно, что нечисть, чужие, захватчики, - полностью чужеродная раса, и чужая религия, непонятное и злое мировоззрение. Мрачная степенная музыка - чётко передаёт восприятие этих людей, их видение крестоносцев, как чужеродное и враждебное, тёмное и непонятное явление природы.
Возможность прочувствовать звуковой резонанс в мировоззрении русских защитников и немецких оккупантов идёт в последовательных кадрах – Новгород, могущественное хоровое пение под колокола: - “Вставайте люди русские!” И следом, - собрание крестоносцев, мрачная католическая литургия, характерный готический монах надрывается, исполняя на органе умиротворяющую композицию. Далее, в этой сцене – чётко виден уже другой, - визуально обозначенный контраст своих и чужих, - немцы прорисованы в преимущественно белом цвете. Окружающий пейзаж, это русские земли, но в окружении захватчиков – оккупантов, эти ели также становятся какими-то чужими, прогерманскими, что ли. Рисуется такая мрачная – древняя сказка, на основе реальных исторических событий 13 века(!) Многие сцены – застыли, как театральные, и они прекрасны в своём величественной театральной экспозиции. Зритель, наверняка – чувствует задумку режиссёра и не торопит ленту к продвижению.
Это тот случай гениально продуманного кино, где не скорость и динамизм сюжета играют захватывающую роль, а наоборот, - застывшие про-театральные мгновения. Вот где надо черпать вдохновение, на мой взгляд, современным молодым режиссёрам. Сегодня, многие фильмы ставятся по голливудскому шаблону, - где каждый новый миг должно всё взрываться и куда-то мчаться, чтобы зритель не вздумал заскучать. Но люди уже давно привыкли ко всей этой ураганной гонке рушащихся небоскрёбов и марширующих терминаторов, гигантских годзилл… Душа требует другого кино. “Александр Невский”, 1938, Мосфильм, - как раз тот случай. Многие моменты этого фильма, трёх-пятиминутные кадры достойны своего внимания, как отдельные театральные мизансцены. Они тщательно проработаны режиссёром, и мастерски реализованы игрой актёров – их жестами и взглядами, позами и костюмами, а чёрно-белая фантасмагория дополнительно усиливает этот магический театральный эффект.
Даниил А.А., 05.04.2021 Смотрю кино ещё раз.
PS: Рецензию написал по памяти об этом фильме, смотрел несколько лет назад. Сейчас 2021, – пересматриваю, возможно ещё что-то допишу, редактирую; Особенно понравилось начало кино, это Мосфильм, 1938 год. Ещё нет знаменитого символа "Рабочий и Колхозница" (!) И титры об актёрах, администраторах и помощниках режиссёра – идут белыми буквами на чёрном фоне… в гробовом молчании, слегка шипящем, из-за технических особенностей съёмки.
Свидетельство о публикации №223041001443