Псевдоисторическiй разсказъ

///Фантазия на тему дореволюционной журналистики

Хороший рассказчик – явление бессословное. В глубинке можно отыскать на редкость интересные экземпляры, которым, возможно, не хватает грамотности и стройности речи, но слушателями своими они завладевают совершенно.
Довелось мне по заданию «Орловских ведомостей» оказаться в одной деревеньке под Брянском. С делами своими я управился быстро, а потому, страдая бездельем, прикорнул на сене в телеге. Она обнаружилась прямо во дворе моего временного пристанища.
Проснулся я уже под вечер, но не успел ещё открыть глаз, как услышал голос неведомого мне сказителя. По всей видимости, он недавно вернулся из какой-то поездки и теперь делился с односельчанами столичными слухами так, как их понял и как привык.
Рискну-ка я передать вам его рассказ, хотя, конечно, всё народное остро- и богатословие мне воспроизвести не удастся.

А енералов в Петербурхе видимо-невидимо. В глазах рябит от енералов. Но, скажу вам честь по чести, и им теперича несладко.
Вот ехал один енерал по Петербурху. Улица там широкая, ну что твоя рожа. Светлая вся. Красота кругом. Солнышко светит, барышни гуляют. А енерал в коляске едет, а на лицо – чернее тучи. Знать, чувствовал что-то. По сторонам только зырк-зырк из под фуражки и золотом на погонах посверкивает.
Вдруг из проулка мужичонка выскакивает. Плюгавенький весь, пальтишко драное, бородёнка на лице жиденькая. Ну, одно слово – студент. Выбегает он, значит, а в руках у него заквояж, а в заквояже том – бомба. Ну, это потом стало ясно, что бомба. Ни енерал, ни кучер евоный этого тогда не знали.
– А ну, дура, куда прёшь! – крикнул кучер и чутка плёткой махнул. Мол, не лезь, мил человек, божья душа, под копыта.
А «дура» возьми и заквояж брось. Прямо в кучерову морду. Бабахнуло так, как ни в одну грозу не услышишь. Веришь, нет, весь Петербурх затрясся. Говорили, даже сам Государь-Емпиратор к окну подошёл и на небо глянул – мол, не гром ли? А на небе ни облачка, так-то.
Ну, ясное дело, кучера и енерала разорвало, как будто их и не было. Даже лошадей не стало. А что осталось, спросишь? Дыра. Вот, прям, посерёд улицы – дыра. Величиной... ну, с наше озеро. Может, чутка поменьше. Да не дыра, конечно, а яма. Глянешь в такую – святые угодники! – темень и мрак кромешный. Так и кажется, что щас рогатые полезут.
И вот представь, прям в эту яму с неба енеральские погоны спускаются. Ме-е-едленно так. Кружатся себе. Как листья осенью. И золотом поблескивают на солнце.
Во что делается! Так что быть сейчас енералом – дело зряшное. Себе дороже.

На этом сказитель рассказ кончил. Слушатели поохали, поахали и заговорили о другом. Ну а я как мог записал в блокнот эту историю.
Увы, что это был за «енерал», когда и где, по мнению рассказчика, всё это произошло, мне выяснить так и не удалось.

И.Б.
Орловские ведомости, 19** год.


Рецензии