Безымянный дневник

"Пытаюсь понять и не могу... Почему? Ведь всё происходит на глазах, всё понятно. И ничего не понятно. Они молчат вот уже два дня. Со мной разговаривают, а друг с другом нет.

Что произошло? Поссорились? Не похоже. Когда они ссорились, то злились, это было видно. А тут равнодушные.. Это странно. Это страшно. Они равнодушно ходят мимо друг друга, совершенно холодно, как чужие! Нет, не так. Будто не видят друг друга!

Что же случилось?..."

Светлана Витальевна подняла глаза. Ребята сидели молча. Двое за последней партой занимались чем-то своим. Пусть. Значит, их не задело. Большинство слушает.

"Интересно, а кого-нибудь волнует, что чувствую я? Кроме меня, конечно. Мне кажется, что нет. Они говорят со мной так, будто ничего не происходит. Что же они делают?

На мои просьбы объяснить, что происходит, оба отвечают, что ничего. Ничего! Совсем ничего! Родители! Вы меня не видите? Я человек! С глазами, ушами, с душой и сердцем! Вы думаете, что я робот бесчувственный? Или бестолковое существо вроде червяка? "

Двое за последней партой оторвались от своих важных дел. Один смотрит в окно. Другой замер с телефоном в руках.

-Как вы думаете, о чём пишет этот человек?-Светлана Витальевна задала вопрос, зная, что эти двое снова уйдут в свои дела. Им не интересно обсуждение. Ничего, они уже в теме.

-Родители поссорились, понятно же,-это Лена, отличница, умна, самодостаточна, ловит всё на лету.

-Да там что-то серьёзное, разведутся, похоже,-Володя , пухлый, добрый, всех жалеет.

-С чего разведутся? Подуются и успокоятся, ерунда какая-нибудь. Хотя, может и до развода дойти, если что-то серьёзное, -Оля, местная мисс-краса, знает себе цену.

-А кто это пишет?-Маша, тихая, редко говорит. Сказала и сама застеснялась.

-А вы как думаете?-Светлана Витальевна ждала этого вопроса.

-А я думаю, что читать чужие дневники неприлично,- Стас, всегда и всем говорит то, что думает. Прищурил глаза, смотрит с вызовом.

-Согласна. Но я потом объясню, почему могу читать этот дневник.

-Вы это сами написали?-Стас ухмыляется, думает, что разгадал учительский воспитательный ход.

-Нет. Это не я писала. Так кто мог это написать, как вы думаете?

-В смысле, кто? -Влад, не любит лишних разговоров и вопросов, но всегда скептически относится ко всему сказанному.

-Для начала давайте определим, это девушка или юноша?

-А может это ребенок, не подросток?-Маша включилась в дискуссию, щёчки порозовели.

-Понятно по словам, какого возраста человек?-Светлана Витальевна обвела ребят взглядом. Кто-то смотрит в глаза, кто-то в сторону, те двое снова ушли в свои дела. Но они слышат, она уверена в этом. Они ждут продолжения.

Ребята молчали. Задумались, уже неплохо.

" Сегодня мама сказала, что мы будем жить отдельно от папы. На вопрос "Что случилось?" ответила, что так будет лучше. Кому лучше? Ей? Мне? Папе? Нам всем? Чем лучше? Неужели нельзя мне всё рассказать? Боитесь, что я не пойму? Конечно, куда уж мне.. Эх, вы..Попробую расспросить у папы...

Отец сказал, что мне рано это знать... Да? А жить мне не рано? В самый раз?

Я так не могу.. Что мне делать?'"

Светлана Витальевна подняла глаза. Даша смотрела в окно, покусывая нижнюю губу. Неужели у неё схожая ситуация?

-Как вы думаете, родители правы?

-Нет, конечно! -Стас качает головой, поднимает глаза к потолку. Как училка не понимает элементарных вещей?-За человека не считают! Объяснить же можно без подробностей, если они уж так боятся! Бред!

-Это не бред. Не хотят, чтобы ребенок был втянут во взрослые отношения,-Маша говорит тихо, но уверенно.

-Какие там отношения? Там нет уже ничего! Втягивать некуда! Правильно, что разбегаются, я же сказала!- торжествует Оля. Ей всё сразу понятно.

-Ну да! Раз, типа, разошлись, то и говорить с ребенком не надо! Эгоисты, только о себе..-Влад говорит последние слова тише, с чувством. Что-то задело.

-Так почти у всех. Что тут обсуждать? Ничего нового!-Ульяна, скептик, устала от школы, бестолковости окружающего мира. Учится только ради корочки. -Вообще, какой смысл в чтении этого дневника? У людей и хуже бывает. Что мы должны сказать?

-Хорошо, что ты спросила. Вы ничего не должны. Я хотела только узнать у вас: как бы вы поступили в этой ситуации?

-Если бы были кем?-Стас играет в знатока человеческих душ. Интересно..

-Хороший вопрос! Давайте рассмотрим с каждой стороны.

-Мы ситуацию до конца не знаем. Как можно сказать?-Лена решила, что недостаток данных не позволит дать правильный ответ.

-И не надо. Просто как бы поступили вы?-Светлана Витальевна смотрела на каждого. Многие опускали глаза. Трудно, очень трудно об этом говорить. Не хочется. Ситуация неприятная, мягко говоря..

-Я бы поговорила со всеми сразу. Всех за стол и решать вопрос.-Маша раскраснелась. Она права, по сути, одно из самых лучших решений.

-Я бы не стал разговаривать. Всё уже решено. Просто ребенку бы сказал, что так получилось... Что жить вместе родители не могут, потому что ушла любовь.. Ну или что-то в этом духе.- Влад старается говорить непринуждённо, но получается не очень.

-Так нельзя, надо ребенку объяснить, почему родители разошлись. Его это тоже касается,-Володя говорит серьёзно, оглядываясь на ребят, поддержку ищет.

-Да толку-то? Говори-не говори, всё равно уже чужие. Дальше развод, дележка имущества, алименты-Оля уже не так бодра, настроение упало.

-Понятно. А что бы вы сделали на месте автора? Кстати, мы так и не выяснили, кто это?

-Да ничего, с матерью, значит с матерью. Какая разница.-Даша говорит, не отрывая взгляд от окна.-Надоест-уйдёт к отцу. Там, похоже, всё нормально с отцом.

-Не факт! Может он к подружке слинял? -Оля решила блеснуть знанием взрослой жизни.

-А может мать себе друга нашла?-Влад смотрит на Олю и ухмыляется.

-Ага, конечно! Это вас всё время на сторону тянет. Женщинам некогда!-заявляет Оля. Её последние слова тонут в смехе ребят.

-Ладно. Дальше я почитаю отрывки. Много и не нужно. И так будет всё понятно.

"Я собираю вещи. Нет, маму я люблю. И отца тоже. Но я хочу понимания. И не могу жить во лжи. Как-нибудь устроюсь. Думаю, что они не сильно будут волноваться".

" В моих запасах не так много, но я разберусь. Они мне ничего не говорят, я тоже не скажу."

'Не знаю, правильно ли я поступаю. Мне их жаль. Но иначе я не могу. Может быть, они поймут, что я чувствую. Хотя.. вряд ли..."

"Теперь я понимаю, что такое одиночество. Это когда ты никому не нужен. Не нужен... А жаль.. Так глупо всё. Это всё? Всё..."

-А дальше?-Маша широко открывает глаза.

-А дальше ничего.-Светлана Витальевна закрывает тетрадь.-Это последняя запись.

-Как последняя? Совсем? А что с ним? Или с ней? Что значит "всё"?-Лена тоже оглядывается на ребят.-Как это всё?

-Ну, понятно, не вынесла душа поэта!-Стас ехидно улыбается и смотрит на Светлану Витальевну. -Ну, и чей же это дневник?

-А тебе это важно?

-Конечно! Вы обещали сказать!

-Это отрывок из книги.

-Тогда Вы знаете, что было дальше! Что там было?

-Какая разница, если это не в жизни было, а в книге?-Влад разочарованно потянулся за телефоном.

-Книги по жизни пишутся.-Макс, один из деятелей с последней парты, пробасил веско, со знанием дела.-Такое и в жизни бывает. Дураки родители.

-Прямо так и дураки! Один ты у нас умный!-Оле показалось обидным такое определение.

-А разве нет? Могли бы жить как люди, нет, проблемы ищут, детям такое устраивают. Не, дураки.

-Про всех так не надо!-Володя обиделся за всех хороших родителей.

-Я не про всех, я про этих. -Макс убирает телефон, смотрит на Вадима, соседа по парте. Он сосредоточен на игре или делает вид. Молчит, не поднимает глаз.

-Я прочитала вам эти отрывки, чтобы вы определились со своим мнением. Если бы я просто дала тему эссе, то было бы трудно. А так вы уже настроились на работу. Итак, тема "Как избежать одиночества в семье".

-Но это же немного другое!-Лена любит конкретику.

-А я и не хотела вам давать материал по теме. Просто поговорить. Не волнуйся, всё получится.

Светлана Витальевна стояла у окна, глядя на ребят. Они писали эссе. Размышление, рассуждение, свои мысли. Сколько ребят, столько и мнений. Кто-то напишет так, как нужно. Кто-то так, как думает.

А как они поступят в жизни? Изменится ли их мнение, когда они вырастут? Конечно, там будет всё по-другому. Но задумались они уже сейчас. И это хорошо...


Рецензии