Одна из них

   Сразу после войны в Киеве, на задворках Владимирского базара, расположился целый ряд маленьких хозяйственных магазинчиков. Они выстроились на небольшой площади упершись спинами в каменный забор и боками друг к другу. Здесь можно было купить все, что угодно. В то время, по советским законам открывать такие частные заведения не разрешалось, но почему-то власти их не трогали. То ли, потому-что это было заброшенное место на территориии базара, а может просто, потому-что не было в состоянии обеспечить население необходимыми товарами.

   По субботам и воскресным дням, на площади перед магазинчиками, всегда собирался летучий рынок или барахолка, на которую съезжались и сходились из соседних районов города все кому было не лень. Здесь можно было найти всё необходимое для хозяйства, особенно если учесть послевоенное время. Тут было всё: резиновые шины для машин и велосипедов, гвозди, металические лейки, железные утюги, ручные пилы, алюминиевая посуда и многое другое. Были здесь и магазинчики в которых продавалась газированная вода с сиропом в хрустальных стаканах и свежие, только-что выпеченные глазурованные бублики с холодным молоком, а о колбасных изделиях и говорить не приходилось.

Зато в летнее и особенно осеннее время, местные колхозники завозили на базар маринованные арбузы и яблоки, свежие яблоки, груши, арбузы, дыни и виноград. В конце осени, между базарными рядами появлялись бочки с астраханской селёдкой, настолько жирной и вкусной, что люди прозвали её «комунистической». Вспоминается вещевой магазинчик, который в конце концов, настолько преуспел, что перекочевал в один из районов города, став там большим комиссионным магазином.

На базаре в этот маленький магазинчик, после войны, люди приносили разные вещи, чтобы, тут-же, покупая продукты, избавится от денег полученных за свой товар. Хозяева магазинчика принимали на комиссию всё, что с их точки зрения представляло какой-то интерес. Патефоны, старинные граммофоны, копии картин известных и неизвестных художников, всевозможные музыкальные инструменты, в том числе гитары, виолончели и скрипки. Особенно много было скрипок, около десятка и только одна скрипка, самая значительная, висела в окошке, при входе в магазинчик.

Рядом с ней была надпись - «Не продаётся, инвентарь магазина». Хозяин магазина не был киевлянином, он даже не был украинцем, а был простым белорусским евреем попавшим в Киев со своей женой, с которой познакомился в одном из белорусских партизанских отрядов братьев Бельских. При знакомстрве с ним в 1949 году он представился, как Григорий Будман, воевавший в партизанском отряде, которым командовал один из четырёх братьев Бельских, Тувья. Григорий бежал из белорусского концлагеря Собибор и попал в один из отрядов Бельских.

Скрипка висевшая в окошке магазинчика, принадлежала её хозяину Будману, который принёс её в партизанский отряд бежав из лагеря. О том, как скрипка, после войны попала для реставрации и к кому, это уже другая история. Очевидно у неё, побывавшей в концлагере, своя история и своя судьба. Да, это действительно так.
В шестидесятых годах двадцатого столетия Григорий Будман с семьёй переехал жить в Израиль и увёз с собой скрипку, которая, когда-то привлекала в магазинчик покупателей на киевском базаре, а во время войны была инструментом на котором её хозяин играл в музыкальном оркестре заключённых Собибора.

В Израиле её отремонтировал скрипичный мастер Амнон Вайнштейн и его сын, и она хранилась в семье Будманов, как семейная реликвия.
   Праздник Песах собрал в чикагском музее Холокоста около ста пятидесяти человек переживших ужасы Второй мировой войны. Вторым значительным событием, здесь же, было открытие в Чикаго, музыкального фестиваля «Скрипка Надежды», где к великому удивлению всех собравшихся, чикагский скрипач-виртуоз Алех Гофман на Скрипке Григория Будмана, участника партизанского движения  братьев Бельских и заключённого скрипача концлагеря Собибор, исполнил скрипичное танго из кинофильма «Шиндлер лист».

11 апреля, 2023 года


Рецензии