Третья наибольшая заповедь Господа

       Когда Иисуса Христа спросили: какая наибольшая заповедь в законе? Господь ответил:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»    (Мф 22, 36-40).

       Обе эти заповеди пришли из Ветхого Завета. В основных десяти заповедях Моисея их нет. Первая записана во Второзаконие (6.5). Вторую заповедь можно отыскать среди многочисленных наставлений книги Левит (19,18). Христос же разъясняет, что эти заповеди являются определяющими среди сотен других заповедей Ветхого Завета.
       Третьей заповедью Нового Завета, казалось бы, следует считать первую заповедь Блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо они утешатся». Но эта заповедь требует постоянных разъяснений, в связи тем обстоятельством, что, как бы, противоречит основному пути христианской жизни: «стяжанию Духа Святого» (об этом отдельный непростой разговор).
       Но есть в текстах Евангелий Нового Завета великая заповедь Господа Иисуса Христа, устанавливающая основной постулат жизни каждого христианина в миру: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу божие». Казалось бы, заповедь проста и понятна каждому. Но глубина этой заповеди безмерна. Это и есть третья главная заповедь христианства!
       Значение этого завета невозможно переоценить в нашей жизни. Мы живём не на необитаемом острове, а в обществе (государстве), где обязанности его членов определены в Конституции, в бесконечных кодексах, законодательствах, юридически закреплённых правилах и т.д. и т.п. Не нравятся тебе они? Добивайся их пересмотра, смени страну проживания (то есть – кесаря), делай, что хочешь и можешь, но пока не добился изменений,  отдавай «кесарю кесарево». То есть, отдавай государству всё, что оно требует на установленном в Законе основании. Так говорит Иисус Христос. И об этом не любит вспоминать определённая часть христианского (и не только христианского) общества.
       Без привлечения третьей главной заповеди невозможно разъяснения многих заповедей Иисуса Христа для «мирских» христиан (у рядовых монахов эти проблемы, как правило, не возникают). Например, заповедь «не клянись» стала камнем преткновения для  Льва Толстого и иже с ним.  По мнению Толстого-богослова принимать присягу т.е. клясться в верности государству вплоть до убийства противника было грубейшим нарушением заповеди «не клянись». Где то рядом и его знаменитая трактовка ещё более значимой заповеди:  «не убий».
       Но «кесарь» (государство) определил: присяге быть! Сам Христос сказал: «отдай кесарю кесарево». Как же поступать христианину. А вот как: не хочешь приносить присягу – уходи в монастырь, в бега, крутись как можешь, но, не нарушая кесаревы законы. Не можешь? Тогда повздыхай и принимай присягу с чистым сердцем.
       А молясь перед иконой, перед Богом о своих земных делах – вот тут уж точно не клянись. Проси или обещай вернуть Богу божие, не клянясь, но по заповеди Христа: «пусть будет слово ваше: да – да, нет – нет. А что сверх этого, то от лукавого» (Мф 14,37).
       Вообще же, «отдавать Богу божие» наставление ясное – это жить по совести, стараться делать добро и не делать зла и, конечно, сверять себя по евангельским заповедям Христа. А ведь многие люди, считающие себя христианами, не очень понимают, а что такое жить по совести? Или - что такое заповеди Христа? Ведь и Евангелие-то читаем кое-как.
       Вот поэтому, трудно бывает совместить «кесарево» и «Божие». Всё же, я не знаю случаев, когда уладить  противоречия между двумя этими векторами, встречающиеся на жизненном пути каждого человека,  невозможно. Но бывает, что христианин недостаточно «подкован», или увлечен чувствами, или не имеет время разобраться, когда решение надо принимать за секунды  (например, убить или взять в плен врага на войне, не приведи Господь!).
       Так что я призываю каждого христианина осмыслить и носить в себе эту великую заповедь «отдавайте кесарю кесарево, а Богу божие» и в трудную минуту жизни эта заповедь, как звезда, укажет твоему сердцу правильный путь.
       Для справки:  Ветхий Завет трактует  вопрос клятвы по-другому: «Господа, Бога твоего, бойся… и Его именем клянись» (Втор.6.13). Отсюда в народе появилось на каждом шагу: «ей Богу!», «а ну, побожись!» и т.д., то есть постоянное упоминание имени Бога «всуе». Отсюда и большое число ложных клятв и клятвопреступлений. Что и исправляет Господь своим жёстким наставлением: «не клянись!».
       А вот другой интересный момент. Иоанн Предтеча ещё до «явления Христа народу», приходившим к нему креститься мытарям (сборщикам налогов) и воинам на их вопросы, что им делать, как правильно жить? – отвечал: никого не обижайте, не клевещите, ничего не требуйте более определённого вам законом (сравни Лк 3,12-14).  То есть, как бы предварял третью главную заповедь Христа.

       …Вопросы, затронутые выше, имеет обширную библиографию.  Статья носит тезисный характер и предназначена лишь для начального обозрения и размышлений читателей над этим принципиальным вопросом христианской жизни..


Рецензии