Про Сартра, Антуана и месяц Апрель...

Про Сартра, Антуана и месяц Апрель...
===============================================

                Я люблю акварель
                В белой раме окна.
                Это - месяц апрель,
                Это - просто весна.
                Изумрудный туман
                Над стволами берёз...

                (Вл.Туриянский)

"Экзистенциальная Тошнота» — сильное обострение ощущений, сопровождающее внезапное осознание мира. Вот цитата из «Тошноты» Сартра, описывающая чувство главного героя Антуана:
«Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову!"
  ... Антуаном ( кстати, или о неслучайностях, шифрах фортуны...) звали моего кота  из 24-й квартиры Красного дома. Его  я во дворе подобрала котенком,  и он довольно долго жил с нами.  У него была грыжа на пузе и  его периодически то рвало, то  не успевал добежать до "правильного места".  В итоге, вроде как  вполне прилично уже себя вел.  Но, когда я уезжала в подростковый санаторий в Одессе, а Софе предстояли роды (жили они в том первом ее недолгом замужестве на "Куровой-Береговой"("Таня, ты знаешь, что?.. У нас на Сувогоской годились котята?.."- Белкина баба Соня забивает буки маленькой Ирочке, чтобы та открыла рот, в которой незамедлительно засовывается котлета), за судьбу кота я переживала. Предупреждала: если что -  уйду вместе с ним, Антуаном ("в дупло", что на Щепкина, уже, дура здоровая, да с котом в придачу, не поместилась бы - оставались только подвал или чердак), а меня легонько шантажировали на предмет того, кто тебе дороже: кот или будущий племянник-племянница.

  Можно подумать: Тотошка б помешал, он и сам не сильно стремился к общению с  "незнакомыми "существами"... "Поздравляем племянницей. Маша...." - телеграмма  от мамы  у  дежурной на вахте моего корпуса "Аленка"...

   Вернувшись из Одессы,  я  Антуана дома не обнаружила. Родители сказали, что  кот загулял ("вошел в возраст любви" , мол)  и непременно вернется. Сам. Никто его - ни-ни-ни. Не покушались.

   Граница осени-зимы того  пубертатного года - горячая была неделька.  Школа. Ура! Приехала!  Пара дней всего до торжественного водворения в квартире первого сестриного "святого семейства".  И тут же: пеленки, бессонные ночи,  ребенок в размере куренка за 75 копеек, Софины маститы и проч...

  Не, я честно искала Тотошу, обходила дворы, спускалась в пахнущие мышами подвалы... Кис-кисала и расспрашивала  с пристрастием соседей... Как в воду канул.

 И все-таки однажды увидела:  высунулся из подвального окна (это точно был он: хотя незатейливого облика кот  был  мой с затейливым  французским именем Антуан  - таких немало вокруг), но тут же опрометью  метнулся назад. Я приносила к окну и в подвал еду, но так  и не выманила.

 Он ли то был, или все-таки просто  похожий на моего Тотошку-Антуана?.. Правда, кто-то из соседей клялся, что именно с такой громадной шишкой на пузе, кот живет в подвале вместе с еще тройкой-четверкой подвальных котов-кошек.  Про эрмитажных котов мне тоже тогда намекали дома. Прости меня  и  их, Антуан! Не ведают, что творят...

***

...И "в эти же дни-время года", как сейчас... Позже, чем история с Антуаном -  лет на... немного... В апреле...

  Впервые сильно затошнило. И физически, и экзистенциально. И сознание потеряла. По-настоящему.  В кинотеатре. В том самом,  что храмом был долгие годы, и снова потом превратился в Храм (народ недоволен -   из тех, кому это вообще должно бы до одного места быть, в лучшем случае: в связи с с нынешней их географией: такой кинотеатр, мол, был - с двумя залами, двумя буфетами, в самом сердце города!..)

... Сестра-декабристка  приехала тогда  из  "сибирской ссылки" в отпуск   со своим изменившим  состав  новым "святым семейством". И мы пошли в кино. Не, "ниссок" с  мамой дома оставили). Вчетвером пошли.

В ожидании сеанса... Где-то между этажами, на лестнице... (Сеанс, значит, был в верхнем - Зеленом зале?.. Или там Красный был?)
И вдруг -  ни с того ни с сего... (?)  перед глазами  потемнело-помутнело, и, очнувшись, не поняла: кто-то мне   голову  держит...  Хорошо, что буфет верхний недалеко был - воду принесли, попить дали, побрызгали на морду. Софа потом рассказывала: морда та была, как "зеленая трава"... И то, что она в многвеньне ока стала зеленеть-бледнеть, и ноги подкашиваться, заметил как раз не мой юный спутник, тот,  кому  по штату положено, хотя  рядом все время находился, а совсем посторонний человек мужеского же пола. "Засмотрелся на яркую девушку", - отшучивался потом "виновник". И спас. Поскольку бахнись тогда со всего маху на  крутые мраморные ступеньки!... Или скатись с них - как в кино показывют... В мелодрамах. Или детективах...

Про "те дни, это время года"?.. Про Сартра?... Так, навеяло... Все равно никаких "спасателей" больше  из  "заглядевшихся"...  ни рядом, ни  в поле зрения,  и  вообще на Земле... предусмотрено не было.

 "О внезапности осознания"?..  Нет.  "Глупо было б".  Их много было, осознаний. УВЫ. За жизнь. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ...

Скорее - ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ... Про мир...
 
ГЛАВНЫЙ Режиссер Там, Наверху,  тоже, наверное, так думает. В ЗНАЧИТЕЛЬНО более глобальном масштабе.
***
..."Все уже, конечно, "написано и понято до нас", и украдено... Кто-то жил АБСОЛЮТНО иначе на этой красивой (если без людей)  Планете. В любые времена... И женские умные судьбы, которые... (про - "торговали кирпичом..." - см.  нашу  ФОФ)...

 "Культура", "Ностальгия" по ТВ. фоном...

 ...Сплошь спектакли и фильмы весь день по Островскому...
А Сартра невозможно читать, соглашаясь, понимая, о чем ("речь не про  "с жиру"), пока  душа еще отвергает ОЧЕВИДНОЕ...

Заодно углубилась в "странный союз интеллектуалки-феминистки Симоны де Бовуар и философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра...." И вообще... 

"Преданность рыжеволосого Антуана Рокантена "тошноте" к концу книги читатель воспринимает как субстанциальную  черту героя: герой дает на это  все основания. Решившись в конечном счете перебраться в Париж из невыносимого Бувиля, Рокантен в последний раз заходит в кафе и там чувствует окончательное примирение с "тошнотой", "скромной, как заря"...
 ("...Неужели это я? Может алая заря?...")

 Апрель 2023-нисан 5783-го, время распускающихся почек и ярко-зеленой травы. Между Песахом и Пасхой... Вокруг Воскресенья Вербного...

 (Кот на картинке - один в один  - мой Тотоша из Детства. Может, он тоже, обретя  подлинную свободу, стал писать свой Дневник Антуана, чтоб постичь ее суть?..)


Рецензии