Жизнь российская Книга-1, Часть-1, Гл-92

Глава 92

"Думы про людские праздники"
Воспоминания о былых торжествах



Всякая душа празднику рада.
И дурак празднику рад.
(Русские пословицы)



Василий Никанорович проводил глазами свою знакомую пожилую женщину, даже подругу лучшую, которая поговорив с ним на важные темы, заспешила куда-то по своим не менее важным делам.

Тётечка Глашечка удалилась работу свою исполнять: полы мыть, панели и мебель протирать, пыль отовсюду убирать, порядок в поликлинике наводить.
 
Нет, не побоялся он такого значимого и немаловажного слова. Подруга! Только так! И не просто подруга она теперь для него, а лучшая! Даже самая лучшая! Вот как.
Да! Теперь это так! Только так и никак иначе. Подруга!

Эта старенькая тётечка со сморщенным лицом, в цветастом линялом красно-синем платочке и таком же пёстреньком деревенском сарафане с накинутым на него зелёным штапельным казённым фартуком, такая добрая и отзывчивая, подругой для него уже стала. Да-да, подругой. Да ещё самой лучшей! Можно это хоть сто раз повторять.

Ведь при любой загвоздке, при любом казусе – она тут как тут.
Как палочка-выручалочка. Как добрая фея. Как ангел-хранитель.
Всегда поможет. Всегда подсобит. Всегда подскажет что и как.
И сделает приятное и полезное. То, что нужно. Всегда и везде.

И появляется она из небытия… Как будто из-под земли вырастает. Как с небес спускается. С верхотуры откуль-то сваливается. Как невесть откуда берётся.
И моментально. Чик! И тут она!

Как те три чудные милые маленькие болванчики из прекрасной сказки, которые подобострастно и учтиво восклицают при этом: «Что? хозяину? надо?»

Только подумал про что-то – и вот они! Тут как тут. Пред глазами!
Рады помочь! Всегда готовы! Как пионеры.

А эту тётечку и вспоминать не надо и думать ни о чём не надо. В такие переделки жуткие и ужасные, из которых, казалось, выхода нет, она сама вдруг появляется.

Чик! И тут она! Здесь! Помощница! Фея добрая.

Где бы это ни происходило. Такое ощущение, что она сама следит за этим больным пожилым человеком. Помочь ему старается всячески и всегда. Поддержать. Прийти на выручку. Уважить. Услужить. Руку помощи протянуть…

После этого так хорошо на душе становится. Свободно. Празднично даже.

Да! Праздник – это отлично! Радостно. Светло. А праздник, который друзья тебе устраивают – вдвойне праздник!! Или даже втройне!!! Это настоящее торжество!

Кульков напряг память. Обратился к выдающемуся В. И. Далю. Вспомнил, что согласно его словарной записи:

«Праздник – это день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, противоположное – будень, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица».

«Ого! Вот даже как! Вот, что он обозначает. Праздник наш. Прелестно. Чудесно. Молодец Владимир Иванович! Хорошо сформулировал. И я молодец! Тоже. Помню про это. Работает голова. Мозг на месте. Функционирует…» – обрадовался Василий. Он уже забыл про свою недавнюю отключку. Настроение стало подниматься. Ох, как чудесно.

Когда человеку хорошо, то он не думает о плохом. Зачем это… Нет. Не надо.

Василий Никанорович с детства любил праздники. Он их просто обожал. Очень.

Из головы тотчас выползла другая трактовка современного специалиста в области нашего русского языка. Некоего Мазаева… который дал своё собственное определение:
«Слово праздник означает определённый период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда где-то отмечают, к примеру, определённое событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, то есть в определённом символическом действии, которое художественно-выразительно обставлено, а к тому же всегда сопряжено с чем-то необычайно радостным или торжественным».

«Во как завернул товарищ учёный… Пространно… Это тебе не хухры-мухры…»

Кульков где-то читал ещё об одном научном исследовании этого специалиста по русскому языку и родной речи. То ли в «Литературной газете», то ли в другом каком государственном печатном издании он это видел…

На глаза навернулись строки из обширной и содержательной статьи, что известный советский исследователь праздничной культуры А. И. Мазаев полагает, что попытки Петра I и Екатерины II внедрить в России карнавал как социально-художественное явление жизни не могли иметь успеха по двум существенным и значащим причинам:

Во-первых, они навязывались народу сверху, а это весьма неприемлемо для свободолюбивого общества;

Во-вторых, они искусственно насаждали чуждый элемент в среду исконных отечественных аграрных и церковных празднеств, функционирующих под воздействием православия. Да-да. Нашего с вами православия, истинного. Именно так. И никак иначе.

Кульков тут же дал свою собственную оценку научной трактовке того знатока: «Да уж. Молодец. Ничего не скажешь. Уважаю. По полочкам у него всё разложено. Лихо. Размашисто. Профессионально. Гениально. И имя у этого исследователя – Анатолий. Как и у моего лучшего друга Толика. Только Толик – Петрович по папе. А этот Ильич. Илья у него отец родной. Может, богатырь Илья Муромец. А может, сам Илья-пророк… Кто ж знает. Судя по его грамотным суждениям у него должен быть папа именно таким – богатырём, либо пророком. Но не всё в жизни делается что хочется. Ладно. Не будем развивать ненужную никому полемику. Его папа – это его папа. Какой уж есть. Всё. Об этом больше ни слова».

А насчёт сущности самих карнавалов Кульков резюмировал таким образом:

«Ха! Нам, россиянам, с этим трудно согласиться. Да, конечно, волевое начало в задействовании карнавала на русской почве безусловно имело место. Но наш русский мужик (да и баба русская тоже) не любит, когда давят на него, когда супротив его воли что-либо внедряют. Тем более чужеродное. Когда в башку к нему лезут. Когда пытаются мозги ему изменить, загогулины там поправить. Великий Некрасов даже говорил, что если в башку (в голову) нашему русскому мужику что-либо втемяшится, то колом оттуда не выковыряешь. Даже не пытайся. Да. Это так. Истинно. Так было. Так есть. И так будет. А сконструированная теоретиками и выдумщиками идеальная модель средневекового карнавала никогда ещё не практиковалась. Ни в Европе, ни в России. Да-да, нам всем это известно. И известно наверняка».

Василий Никанорович задумался: нравятся они ему или нет… – эти карнавальные шествия… Ощущение двоякое. И так… и эдак… М-мда… непонятственно…

Сразу вспомнились популярные бразильские карнавалы.
Ох! Ах! Красотища! Дух захватывает. До самых кончиков достаёт. До всех… человеческих кончиков… абсолютно… до пальчиков… до пяточек розовых…

В голове сумбур полный. Ералаш. Желания разные возникают. Вожделения. И радостные… и похотливые… и высокие… и низменные… Да уж… Так уж… Всё человеческое нам не чуждо. Нет. Да. Это аксиома.

Девушки статные, фигуристые, сексуальные. Тела их обнажённые на шествии многоликом… Так и тянет к ним силой могучей. Влечёт. Формы изящные… Ох и ах! Наряды примечательные… Ах и ох! Глаз не оторвать!! Прелесть неимоверная.

А танцы какие… Супер! Великолепие! Заглядение! Самба!! Румба!!

Аргентинские народные гуляния наслоились сверху. Ох, как мило. Как душевно…

Танго… – родимое… родное… ненаглядное… Танцуешь… к ней прижавшись… Ухх…

Испанский пасодобль встал пред глазами. Танец, имитирующий корриду. Чудесно! Хорошо! Душевно! Зажигательно! Трогательно! Высоко поднятая грудь. И в то же время широко расставленные и опущенные плечи. Бёдра нарастопырку. Ох, как завлекательно! Секси!! Отпад!! Матадор… Новильеро… Тореадор… Тореро… Бой! Но какой красивый… Схватка! Битва! Сражение! Атака! Оборона! Натиск! Напор! Загляденье!! Чудо!! Ах…

Пришли на память времена, когда советская молодёжь (и он в их числе) на танцы ходила. Ещё до дискотек… до других современных юношеских сборищ… Не было ещё этих развратных ночных клубов… Не было кальянных. Саун с девочками тоже не было… А были просто танцы. В клубе. В доме культуры. В парке. На открытой танцевальной площадке. Под живой звук. Под оркестр. Под фортепьяно. Под гитару. Под аккордеон. Под баян. Под гармошку. Вплоть до губной. Ну, а если не повезёт, то под радиолу люди танцевали и плясали. Под пластинки.

Вальс. Полька. Танго. Тустеп. Фокстрот. Падеспань. Кадриль… Свободный танец. Медленный… Танцы-обжиманцы…

Потом появились буги-вуги, рок-н-рол, свинг. Да. И такие были. С запада пришли. Приползли. Прискакали. Припрыгали. Приплыли. Заявились. Не запылились… С дикого запада. С загнивающего… Кости… Вернее, на костях людских. Записаны на рентгеновских снимках. На плёнке.

Империализм наступал. А вместе с ним и новые виды танцев появлялись. Ритмические. Не появились, а снова проявились. Ведь они и раньше были, давненько они умы русских граждан будоражили. В прошлом ещё веке. На заре всеобщего обуржуазивания России, если можно так выразиться. На заре смычки капитализма и социализма. Не смычки, а наоборот, расхождения по классовому признаку.

Чарльстон. Липси. Шимми. Твист. Шейк. Румба. Самба. Да… Было дело…

Ча-ча-ча… Хали-гали… Летка-енка… Да уж…

Для ребят это был праздник. Чудо чудесное! Весело. И радостно. Жить хотелось! Дышать полной грудью. Любить! Обожать! Страдать! И… созидать! И… опять любить…

Да-да! Любить! Без любви невозможно жить.
Любить! Любить! И ещё раз любить! Любить бесконечно!!! Любить вечно!!!

Любовь – это понятие широкое. Без любви невозможно хорошие дела вершить. Любовь – это всё! Любовь на великие дела сподвигает.

Потом одним жениться надо. Другим замуж выходить. Семьи создавать. Ячейки общества нашего социалистического, а теперь капиталистического, к великому нашему общему сожалению.

И дальше жить… жить… жить… Жить и не тужить…
Жить на радость себе. Жить на радость всем. Жить на радость обществу.
Детишек рожать. Растить. Воспитывать.

И потом: любовь – это продолжение рода.
Народонаселение нашего могучего государства увеличивать. Приумножать.

А ещё обожать надо всех. Без этого нельзя существовать.
Да! Обожать надо! Поклонника! Других людей!

Это высшее качество человека, даже духовное. И страдать надо…
Да! Страдать! Без страданий и любви-то нету… Это истина. И созидать надо…

Да! Созидать! Именно. Созидание – это прогресс. А без прогресса и жизни нет…
Да-да! Всё так и происходило ещё совсем недавно. Приятно вспомнить!

Настоящие были праздники!! Ах, какие они душевные…

Праздник помни, а будни знай. Так в народе говорят. А народ наш мудрый.

И ещё… Праздники памятны, а будни забывчивы. Вот оно как. Умно сказано.

Что ж… – запомним это всё. Пригодится в жизни. Жить нам надо! С целью.

Жизнь прекрасна! И прожить её надо так, чтоб потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… Да уж… так… где-то… И это правда. Истинная.



Продолжение: http://proza.ru/2023/04/13/252

Предыдущее: http://proza.ru/2023/04/09/344

Начало: http://proza.ru/2022/09/02/1023


Рецензии