Рецензия на сериал Раневская

«Едкая насмешливость при постоянно возвышенном складе ума и сердца» (Сергей Юрский).




Сериал смотрела с большим перерывом.  Сначала 6 серий, через 10 дней 2 последние.  Начало не понравилось, но втянулась после того, как в ленте заиграли разноцветные краски.  К Раневской относилась прохладно, но картина изменила моё мнение о главной героине благодаря талантливой игре Мариэтты  Цигаль-Полищук.  И посмеялась вместе с ней, и поплакала. Восхитил и звёздный состав актёров, которым наслаждалась.

Великолепно показана эпоха, в которой жила любимая народом артистка, узнаваемы были и знаменитости. Очаровала Любовь Орлова (неподражаемая Ирина Гринёва),  пленила Павла Вульф (нежная Полина Кутепова), приятен взгляду и сердцу оказался Василий Качалов (красавец Александр Домогаров), хотя его танец в балетной пачке поверг в недоумение. Кстати, как утверждали историки, этого танца не было и познакомилась Фанни Фельдман  с великим артистом иным образом.

О характере великой актрисы есть  воспоминания советского актёра и режиссёра Сергея Юрского:
Вот они:

«Раневская приезжает на спектакль рано. И сразу начинает раздражаться. Громогласно и безадресно. Ей отвечают — тихо и робко — дежурные, уборщицы, актеры, застрявшие после дневной репетиции, — они не могут поверить, что великолепное звучное «Здравствуйте!!!» относится к ним. Раневской кажется, что ей не ответили на приветствие. И лампочка горит тускло. А на скрещении коридоров — другая — излишне ярко.

Ненужная ступенька, да еще, как нарочно, полуспрятанная ковровой дорожкой. Раневская раздражается. Придирается. Гримеры и костюмеры трепещут. Нередки слезы. «Пусть эта девочка больше не приходит ко мне, она ничего не умеет!» — гремит голос Раневской. Я сижу в соседней гримерной и через стенку слышу все. Надо зайти. Как режиссер, я обязан уладить конфликт — успокоить Фаину Георгиевну и спасти от ее гнева, порой несправедливого, несчастную жертву. Но я медлю. Не встаю с места, гримируюсь, мне самому страшно. Наконец, натянув на лицо беззаботную улыбку, я вхожу к ней».

Делать ангела из человека деспотичного в наших правилах. Главное, чтобы этот человек был знаменит, а там и зритель клюнет, что требуется для киношников.  И добросердечность характера у Мариэтты Цигаль-Полищук получилась. Умница, просто умница, и как я эту актрису раньше не знала?

Если верить информации из воспоминаний Павлы Вульф, внука Павлы и других первоисточников, скажу, что отец Раневской (Семён Стругачёв)  Гирш Фельдман купил один-единственный  корабль  перед отъездом за границу, на котором и уплыл с семьей. Потом продал судно. Зато в Таганроге, откуда родом звезда, он был один из богатейших людей, староста синагоги. И добрым человеком, как показано в фильме, Гирш не был,  отношения Фанни с отцом были очень тяжёлыми.

В отношении матери Раневской могу написать только одно, у женщины далеко за восемьдесят лет не могут быть такие молодые руки, и сама она не должна выглядеть ровесницей своей дочери. После этого казуса интерес к сериалу снизился.  Да уж... зрителя легко отпугнуть враньём.

От политики снова в шоке.

Как не пнуть большевиков, когда это сейчас поощряется?  Краевед из Таганрога Игорь Пащенко рассказывает: «в кино есть эпизоды с большевиками. Откуда в то время "красные банты" в Таганроге?! В фильме красные берут в заложники Фельдмана, бьют его прикладом, называют жидовской мордой. Такого просто быть не могло. Если копнуть историю, большинство комиссаров были евреями. В конце XIX - начале XX века много еврейской молодежи пошло в революцию. А в Таганроге никогда не было межнациональных трений». Так же он утверждает, что 90 процентов афоризмов Раневской придумали издатели.

Для меня оказалось неожиданным, как резко состарили главную героиню в четвёртой серии, а тогда ей было чуть за сорок.  Сгорбили бедную женщину, заставили шаркать ногами, и актриса послушно приняла «правила игры» режиссёра. Так и прошла перед нашими глазами некая «старуха Шапокляк», хотя в молодости Фанни Фельдман была довольно миленькой.

Говорят, Раневская стыдилась своего носа и называла его «мой шнобель».. Сразу хочу оговориться, - зря стыдилась, нельзя зацикливаться на своих небольших недостатках.  Тем более при таком мощном таланте! Да и мужчины относились к Фаине с симпатией, даже любовь была. Жалко Сергея Репнина ( Константин Лавроненко).

Удивил Даниил Спиваковский ( Юрий Завадский - главный режиссёр театра-студии Юрия Завадского (1924—1936), Центрального театра Красной Армии ). Здесь он не такой красавец, как в действительности, но многогранность таланта актёра восхитила.

Вера Марецкая (кстати, первая жена Завадского)тоже великая актриса и, думаю, не стоило её показывать в амплуа злыдни, здесь сценарист явно переборщил. Вероятно, сыну и дочери звезды было неприятно видеть свою мать отрицательным персонажем.

И последнее, о чём хочу написать. Встретились в финале две подруги – Зинка и Фанни. И Зинка заявила великой актрисе, что счастливее её, потому что у неё есть семья. А Фанни промолчала, так как очень переживала своё одиночество. Даже единственная сестричка Белла (великолепная Мириам Сехон) ушла от неё к мужчине из молодости, в которого обе были когда-то влюблены.

И всё-таки мне сериал понравился. Понравились актёры, динамика, масштабность, музыкальное сопровождение, звук, возможность очутиться в тех сложных временах, а уж исторические неточности можно перетерпеть, жаль только, что многие зрители воспримут картину, как биографическую и поверят всему, что им показали.


Рецензии
Лариса! Добрый день. Читала вашу рецензию и недоумевала...Ибо согласна с каждым вашим словом! Именно такое же впечатление и у меня.
Благодарю!

Нина Богдан   10.07.2023 16:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина.
Спасибо за добрый отзыв.
С уважением и до встречи,

Лариса Малмыгина   10.07.2023 17:01   Заявить о нарушении
До встречи!

Нина Богдан   10.07.2023 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.