Чакана

- Не желаете ли кофе?
- Не откажусь, спасибо.
 Загорелый мужчина в белоснежной рубашке наполнил два высоких турецких стакана крепким горячим напитком. Запах обжаренных зерён прекрасно дополнял обстановку комнаты, заставленной трофеями из экспедиций по дальним странам. Копья с  обсидиановыми наконечниками, скалящиеся чучела диких зверей, африканские маски и карты, написанные на шкурах животных, красовались вдоль стен, в шкафах, на полу.
- О, некоторые из этих экспонатов, ещё привёз мой дед, - молодой хозяин протянул кофе. – Я только начал собирать свою личную коллекцию!
- Благодарю вас, - гость благодарно кивнул. - Дайте угадаю, вы привезли его оттуда, откуда прибыла к нам эта прелесть?
 Он кивнул седой головой в сторону небольшого стеклянного ящика, обитого по краям окислившимся железом, стоявшего посередине невысокого стола. Внутри него на небольшой подушке, обитой красной тканью, лежала маленькая деревянная коробочка. С крышки свирепо смотрела голова птицы с загнутым клювом.
- Вы, как я погляжу, просто сгораете от любопытства, верно?
- Да, да, всё правильно! – гость отставил кофе и приблизился к витрине. – Я очень надеялся увидеть этот экспонат. Видите ли, в музее, откуда я…
 Молодой хозяин поднял руку, прервав собеседника.
- Извините, но он не продаётся. И не экспонируется! Его купить нельзя, только подарить. Так мне сказал старик, водил меня по горным гробницам Мачу-Пикчу. Как сейчас помню – жара стояла невыносимая, мне даже хотелось остаться там, в прохладе пещеры. А воды нигде не было – лишь у седого старика с собой, я попросил выпить. Так вот – за глоток воды, он потребовал с меня очень интересную просьбу. Он сказал, я согласился. Тогда он отвёл меня в одну из потайных камер. Там, на пыльных кирпичах лежала безногая мумия. Почему безногая? А чтобы не убежала!
 Хозяин засмеялся и отпил кофе.
- Ах, бодрит. Продолжим? Видимо, это была мумия ребёнка лет тринадцати. Проводник достал из её ссохшихся ладоней маленькую коробочку – вот ту самую, что вы и видите там, под стеклом. Отдал её мне и наказал унести её как можно дальше от гор Перу. Удивительно, правда?
 Гость нервно закивал и снова посмотрел на витрину.
- Ладно, ладно, не буду вас больше томить! Посмотрим же!
 Молодой человек поднял стеклянный короб и взял коробочку в ладони. Кажется, изнутри неё раздался какой-то свист. Нет, наверное, показалось. Подцепив ногтем крышку, он раскрыл её.
 На атласную подушку легла небольшая подвеска. Гость встал с кресла и изумлённо раскрыл рот. Маленькая пирамидка на тонком кожаном ремешке лежала на алой подушке. Размером не больше спичечного коробка, она была похожа на ровный крест с вставленным в него квадратом. Нижняя половина была черна как ночь, верхняя же белела как снег – и обе половины сверкали маленькими символами, начерченными на его гранях.
- Восхитительно, - только и смог произнести Гость. – Это же кристалл кварца в виде чаканы!
- Захватывает, правда? Вот вроде, с первого взгляда невзрачная вещь, но как разглядишь… Ступенчатый крест, камень мироздания, изготовленный из горного хрусталя и мориона! Трудно поверить, что ранние инки могли создавать такие вещи!
- Да, да! А, скажите, этот старик он не назвал вам своё имя?
- Нет.
- А, он ещё сказал что-нибудь про эту… вещь?
 Хозяин хохотнул и накрыл подвеску стеклянным коробом.
- Вы зрите в корень – конечно же, у такой любопытной вещи просто обязана быть прелюбопытнейшая история! Позвольте, я поведаю вам эту весьма занимательную историю, друг мой. Или легенду – называйте её как хотите, - Хозяин сел в плетёное кресло, накинул халат на плечи и начал свой рассказ. 
***
 Никто не ведает, кто создал этот маленький шедевр. Но ходят слухи, и многие им верят, что эта драгоценность когда-то принадлежала богам – и пользоваться ей могут лишь боги.
 То были времена, когда племена враждовали между собой, сильные убивали слабых, а города покоряли ближайшие земли. Но среди всех городов особенно боялись города Небесных людей. Говорили, что он – лишь миф, но те, кто попадал в руки его служителей, никогда не возвращался обратно, а те племена, что он покорял, исчезали с лица земли.
- Их всех приносят в жертву бог Ветров, чей алтарь стоит на вершине горы! Когда его изгнали, он забрал с собой все  благостные ветра и дожди, и принёс засуху! В городе верят, что если гора полностью покроется кровью жертв, тогда бог Кон вернётся! – эти слухи ходили из племени в племя и все боялись приближаться к высокой горе, чья вершина забиралась за облака.
 Но все легенды имеют свой конец и начало – эта история не исключение. Группа охотников за попугаями попала в засаду – слишком поздно они увидели звериные глаза охотников за головами из Небесного города. На пути к городу, они встретили седого странника. Он походил на призрака, вышедшего из горной гробницы – бледная кожа, длинные седые волосы падали на его плечи и белоснежную накидку. Он встал с камня, и, опираясь на клюку, подошёл к служителям и пленникам. 
- Мирных вам гор и благостного ветра, - твёрдо сказал он.
- Не мешай старик! А не то и тебя заберём!
- Оставьте их. Пусть идут, - но прежде чем странник успел произнести эти слова, обсидиановый нож ранил одного пленника.
 Старик недовольно вздохнул.
- Вот уж действительно, благостные ветры ушли из этих мест, - с этими словами он достал из-под белоснежной накидки амулет и поднёс его к сухим губам. В следующее мгновенье джунгли огласил страшный свист. Закричали звери и птицы, деревья склонились к земле, горы задрожали. Служители храма с криками побежали прочь от старика, пленники же упали в ноги своему спасителю.
- Как зовут тебя, странник? – спросили они.
- Вы не поймёте моего настоящего имени. Зовите меня Тики,- ответил старик.
- Вы наш спаситель. Вас послали боги!
- Не стоит о богах, - старик поднял руку. – Возвращайтесь к себе и скажите всем, что вскоре камень злого мироздания рухнет, и небо будет вновь спокойным.
 Поблагодарив странника, пленники пошли к своему племени. Старик же направился к вратам города на горе.
***
- Что вы думаете об этом?
- В это трудно поверить, но я жду продолжения!
- Трудно поверить, да уж трудно.
 Хозяин провёл пальцем по корешкам книг на шкафу, задержался около одной и достал её с полки.
- Вот что нам может сказать современная география?  - под тонкими пальцами зашуршали страницы. – Если раньше люди верили в богов, то сейчас нет практически ничего, что не могла бы объяснить наука. Проблема редких дождей и ветров в горах Перу связана с особенностью климата и местности. Засуха вследствие ландшафта и оттуда же и туманы. А ведь раньше люди видели в этом гнев богов и пытались их задобрить, проливая реки крови.
 Гость закашлялся и отпил кофе.
 - Продолжим наш экскурс?
- Да, да, - гость поставил опустевший стакан на свежую газету. Её заголовок пестрел новостью о том, что в результате недавнего землетрясения в горах Перу разрушился древний город.
***
 Узкий каменный коридор по краю горы вёл его всё выше и выше, и наконец, он дошёл до врат. За ними высились три жертвенника крепости.
 Старик вновь поднёс подвеску к губам – врата распахнулись. Город Небесных людей ждал его – и он направился к центральному жертвеннику.
- Я пришёл к вам с вестью. Остановите вашу охоту, вы не вернёте Бога Ветров этими жертвами, - с этими словами, он поднялся по каменным ступеням к алтарю.
 Жрец в белых одеждах встретил его на вершине. За его спиной дрожали охотники за головами, вернувшиеся с пустыми руками – они ему рассказали о страшном незнакомце, певце смертоносного ветра.
- А если мы тебя не услышим, то что тогда? – спросил Верховный Жрец.
- Тогда вы побежите как трусливые шакалы из города, что ест всех, кто не хочет становиться его частью. Вы примете участь тех, чья жизнь была оборвана в вашем храме, вашими стрелами и мечами с зубами из недр потухшего вулкана. Вы побежите, как ветер и дождь из этих мест, но не сможете сбежать – и ваша кровь омоет всю гору!
 В ответ он услышал только смех, раздающийся ото всюду. У подножия храма толпились жрецы в белых одеждах и воины-охотники в шкурах диких зверей.
- Ты позабавил нас, старик. За это ты можешь уйти живым.
 Старик не сдвинулся с места.
- Ты хочешь умереть, старик?
 В ответ не раздалось ни слова. А в следующее мгновение, верховный жрец прокричал смертный приговор.
 В руках сверкнули мечи и ритуальные кинжалы из обсидиана. Но прежде чем воины и жрецы нанесли свои удары, старик вновь поднёс амулет к губам. Свисток запел смертельную песню. 
  Засвистел ветер – и под его напором задрожали горы. Камни как мелкая галька посыпались по склонам. Дрожали и рушились храмы, жрецы и охотники копошились как муравьи от страха, а на вершине главного жертвенника, занесённый туда порывом ветра, стоял старик – и играл песнь ветра.
 От трёх храмов и жертвенников ничего не осталось, выжившие бежали - и так окончилось правление Небесного города. Старик Тики спустился с гор – и никто его больше не видел, а его волшебный свисток, что он подарил вождю освобождённого племени, передавался там из поколения в поколение, пока не перешёл последнему наследнику и был похоронен с ним в горной пещере.
*** 
- И вот, - Хозяин вновь повертел свисток-подвеску за ремешок. – Такова история этой удивительной безделушки.
- Восхитительно!
- И я так думаю! – улыбнулся Хозяин и отставил пустой стакан, ещё пахнущий крепким кофе. Но, знаете что – в истории не сохранилось никаких доказательств этой легенды. Так что, это не более чем детская сказка,  придуманная, чтобы как-то оправдать создание этой вещи. Я так считаю!
- Простите, но я… Я хотел бы задать вам один вопрос, - гость нервно водил ногтями по бархатному подлокотнику кресла. – Эта вещь… она правда работает?
- В смысле, может ли она разрушать целые города своим свистом? Вызывать землетрясения и ураганы в горах?
 Гость кивнул, не отводя взгляда от кварцевой подвески, которую Хозяин продолжал вертеть в своих руках.
- Увы, он не работает здесь.
- Вы проверяли?
 Молодой человек рассмеялся.
- А, значит, нет.
- Старик просил меня увезти эту вещь как можно дальше от их гор.
- Хочу ещё раз спросить – вы точно уверены, что не хотите экспонировать его на музейной выставке?
- Не хочу, вдруг найдётся какая-то светлая голова, что вздумает его проверить – и оконфузится! Однако не откажусь, чтобы вы его сфотографировали  - вместе с его хозяином. Наше интервью войдёт в брошюру вашего музея?
- Да, да, конечно!
 Молодой хозяин встал, подошёл к плетёному гобелену  с изображённой на нём Южной Америкой и начал позировать. Гость подготовил фотоаппарат, раскрыл треногу, раздалась вспышка. Затем ещё одна и ещё.
- Мне следует надеть накидку народов гор?
- Да, давайте!
 Вновь вспышка.
- Всё готово!
 Фотоаппарат и исписанный блокнот полетели в походный саквояж. Работник музея защёлкнул замок на коробе и вытер лоб платком.
- Ещё кофе?
- А да, конечно, конечно, - и Гость вновь посмотрел на стеклянную витрину.
- Вы позволите? – Хозяин поставил пустые стаканы на поднос. - Я предпочитаю это делать своими руками. Так получается вкуснее.
 Молодой хозяин ушёл из комнаты, а когда вернулся с вновь наполненным кофейником, то гостя уже и след простыл.
 Он лишь усмехнулся, увидев пустую витрину. Пускай бежит, пускай проверяет, а потом покорно вернёт то что взял, ведь у него хватит стыда не выставлять ворованную подвеску в музее.
– У него всё равно ничего не получится – потому что это копия. А оригинал я припрятал, - сказал Хозяин, приподнимая настоящий свисток из-за ворота рубашки. – И он действительно работает.
 Он уже это сам проверил.


Рецензии
Очень и очень. Новых успехов!

Владимир Марфин   10.04.2024 18:03     Заявить о нарушении