В урочище Кура и Тускори

«А мои ти куряне сведоми кмети» (из образца средневековой отечественной словесности «Слово о полку Игореве»)

Курск был знаменит на всю Россию святынями Знаменского монастыря. Триста лет и один год, с 1618 по 1919 год, в главном храме монастыря пребывала святыня – чудотворная икона «Знамение», явленная в лесу при корне древа в двух поприщах – в 23 вёрстах от города в День Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября (ст. ст.) 1295 г.. (1)

На месте обретения иконы на горе в урочище реки Тускори, где начал бить источник целебной воды, была построена в 1597 году Коренная Рождественская пустынь иждивением царя Фёдора Иоанновича. (2)

В городе Курске в начале XI века протекали детство и юность первоначальника русского иночества, преп. Феодосия, игумена, основателя и строителя Успенского собора Киево-Печерского монастыря. На курскую землю переехали его родители из города Василево из-под Киева. Преп. Феодосий, один из первых писателей русской земли, оставил нам несколько замечательных литературных творений.

В своём «Завещании» преп. Феодосий наставлял своего друга по жизни и духовного сына Великого князя Изяслава Ярославича, внука равноапостольного св. князя Владимира: «Твори милостыню не только своим по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишён будешь награды у Бога… Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру – с дерзновением иди на смерть». В этих строках, возможно, были отражены те особые качества, которые для иноземцев, на протяжении столетий, становились «загадкой русской души» и, скорее всего, легли в основу такого понятия, как «наш человек».

Впервые на Руси преп. Феодосий в 1073 году заложил основание Успенского собора на Печерских горах. Преподобный ввёл в монастыре в 1067 году самый строгий устав по образцу заведённого преп. Феодором Студитом в Константинополе. (3)

Устав преп. Феодосия перешёл во все прочие русские обители. Трогательно описание избрания преп. Феодосия настоятелем монастыря: «Поставь нам игумена», – говорят иноки великому старцу своему. – «Кого хотите?», – спросил преп. Антоний; они же отвечали: «Кого хочет Бог и ты» – и старец сказал: «Кто между вами больше Феодосия послушлив, кроток и смирен? Он да будет вам игумен»; и братия, с радостью поклонившись старцу, поставили игуменом Феодосия». (4) 

Преп. Феодосий устроил странноприимный дом в Печерском монастыре, где могли найти приют больные, обездоленные люди. Когда после неудачного похода на половцев в 1067 году князья Святослав и Всеволод Ярославичи, родные братья Изяслава, изгнали его из Киева, Феодосий долго отказывался иметь общение со Святославом и никогда не переставал обличать его в беззаконном поступке. В церковных молитвах он поминал одно только имя Изяслава и только по усиленной просьбе братии согласился вслед за именем законного князя поминать имя его брата князя Святослава за любовь его к Церкви.

 Святослав смиренно выслушивал обличения от святого старца и приглашал его в свой дворец. Однажды Феодосий пришёл к Святославу во время пиршества; песни и музыка оглашали дворец княжеский. Феодосий сел поодаль, опустив глаза в землю, и потом, взглянув на князя, сказал: «Будет ли так на том свете?» Святослав прослезился и велел прекратить игры. После уже всегда умолкали игры во дворце князя, когда возвещали о приходе Феодосия.

 «Если бы отец мой встал из мёртвых, – говаривал Святослав Феодосию, – я так не обрадовался бы ему, как твоему приходу…» Однажды привели к Феодосию воров, пойманных в монастырском селе. Увидев их связанными, преподобный заплакал, велел развязать и накормить их; потом дав им наставление не обижать других и снабдив всем нужным, отпустил с миром. (5)

Великий князь Изяслав повелел вписать в синодик имя преподобного Феодосия как угодника Божия для вечного поминовения во всех российских епископиях. Феодосий Печерский – третий по счёту русский святой после князей Бориса и Глеба. Он был провозглашён «игуменом всех монахов на Руси» великим князем киевским Изяславом Ярославичем. В Курске, на берегу Тускори, под стенами Кремля, стояла часовня со святым источником, откуда, по преданию, брал воду преп. Феодосий. В наши дни часовня восстановлена.

В летописях Курск упоминается с 1095 года, когда им владел князь Изяслав (1024–1078 гг.), второй сын князя Ярослава Мудрого. (6) В те времена географическое положение Курска, города на окраине степей, населённых половцами, определило значение этого населённого пункта как важного стратегического центра.

В бассейне реки Сейм жило славяно-русское население – северяне, где у них были города: Курск, Путивль, Рыльск. При князе Святославе Ярославиче – младшем брате великого Киевского князя Изяслава, северяне образовали самостоятельное княжество, куда входили земли радимичей и вятичей.

Постоянная борьба Руси со степными кочевниками сформировала у жителей Курска – курян – многие воинские доблести. Князь Всеволод Святославич Курский, предпринявший в 1185 году поход на половцев в союзе со своим братом князем Игорем Новгород-Северским и другими южно-русскими князьями, повествовал в произведении древнерусской словесности «Слово о полку Игореве» о жителях своего города:

 «а мои ти куряне сведоми кмети, под трубами повити, под шеломы взлелеяны, конец копия вскормлены, пути им ведоми, яруги (лесные балки) им знаеми, луци (луки) у них напряжены, тули (колчаны) отворени, сабли изострени, сами скачут, аки серые волцы в поле, ищуще себе чести, а князю славы». (7)

В 1240 году Курск подвергся разорению при нашествии Батыя. В XIII в. на реке Рати, впадающей в Сейм, появился монастырь, а его игумен Пётр, до 12-летнего возраста живший на Волыни, впоследствии митрополит Киевский, переехал, по собственному решению, в Москву и указал князю Ивану Данииловичу Московскому, прямому потомку князя Владимира Мономаха (8),  построить Успенский собор в Кремле. В результате деятельности митрополита Петра началось возвышение Московского княжества среди других княжеств Руси. (9)

Митрополит Пётр получил своё назначение распоряжением Константинопольского патриарха. История этого «кадрового решения» необычна. Так как игумен Ратского монастыря Пётр был уроженцем Галицко-Волынского княжества, Галицкий князь Юрий Львович выдвинул его кандидатуру на опустевшее место Галицкого митрополита. В это же время во Владимире умирает митрополит Киевский Максим, и великий князь владимирский Михаил Ярославич посылает на его место своего кандидата – киевского игумена Геронтия. Однако ожидаемого постановления двух кандидатов на две освободившиеся кафедры не произошло. Константинопольский патриарх Афанасий принял решение вновь объединить Галицкую и Киевскую митрополии. Он поставил митрополитом Петра, отвергнув кандидатуру Геронтия. Так Пётр, уроженец Галицко-Волынской Руси, становится единым митрополитом Киевским, вновь духовно объединив все земли Киевской Руси. Но митрополит Пётр предпочитает южным княжествам северо-восточные земли, предпочитая жить в Переславле-Залесском и Москве, и становится первым в ряду святителей Московских.

У митрополита Петра сложились самые лучшие личные отношения с московским князем Иваном Даниловичем по прозвищу Калита, который любил немедленно помогать нуждающимся и поэтому носил на поясе «калиту», кошелёк с деньгами. Прекрасный дипломат, митрополит Пётр ездил в Орду и получил от хана Узбека особенный благоприятный ярлык для московского князя. (10)

По совету митрополита Петра 4 августа 1326 года была заложена в Москве первая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал святитель Пётр московскому князю, – успокоишь старость мою и возведёшь здесь храм Успения Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Князь Иван Данилович Калита, внук св. князя Александра Невского, с радостью немедленно приступил к строительству. Митрополит Киевский принимал личное участие в построении Успенского храма в Москве не только советами, но и собственными руками. (11)

Митрополит Пётр написал храмовую икону «Успение Пресвятой Богородицы» для строящегося собора. Свт. Пётр скончался через 4 месяца и 17 дней после начала постройки и был положен в каменном гробу, им самим вытесанном, в стене этого храма. (12)

Церковь Успения была освящена уже после его кончины, через год после начала строительства, 4 августа 1327 года. (13)

Саккос св. Петра митрополита, изготовленный в 1322 году, являлся древнейшей из митрополичьих одежд московских святителей, которые хранились в патриаршей ризнице Московского Кремля, как отразила опись ценностей в середине XIX века. У патриаршего места в Успенском соборе был поставлен его архипастырский жезл, деревянный, с надписью на серебряном ободке: «Смиренный Пётр, митрополит всея Руси».

При нашествии Тохтамыша татары раскрыли гробницу св. Петра, думая найти в ней сокровище. При нашествии Наполеона французы также расторгли гробницу святителя. Московский архиепископ Августин (Виноградский) торжественно открыл нетленные мощи и обносил их вокруг Успенского собора при освящении храма в 1813 году после ухода французов. В Успенском соборе в течение столетий находились иконы свт. Петра.

На Курской земле митрополитом Петром, тогда ещё игуменом Ратским, был написан образ Божией Матери, который был назван Петровским, и преподнесён киевскому митрополиту Максиму, основавшему кафедру во Владимире. В наши дни эта древняя икона торжественно выносится на крестный ход в Высокопетровском монастыре в Москве только один раз в год – в день памяти св. митрополита Петра, основателя этого монастыря.

Перенесение мощей свт. Петра состоялось 6 сентября (24 авг., ст. ст.) в 1479 г., в день его преставления в 1327 году, спустя полтора столетия. (14) Спустя ещё пятьсот лет, с 1996 года этот день – 6 сентября – празднуется в Москве как День города.
 


Источники.

(1) - Праздник Рождества Пресвятой Богородицы издревле, с IX века, считался за день начала Русского государства.

(2) - Фёдор Иоаннович (1557–1598 гг.) – царь всея Руси и великий князь Московский с 1584 г. Третий сын царя Иоанна IV Васильевича и царицы Анастасии Романовны. Основатель новых городов – Архангельска, Самары, Тюмени, Воронежа, Тобольска, Царицына, Саратова, Старого Оскола, Йошкар-Олы, крепостей Тара, Сургут и Обдорск в устье Оби. По результатам русско-шведской войны 1590–1595 гг. в годы его правления России возвращено побережье Балтики с городами Ям, Ивангород, Копорье, Корела. Возобновлён г. Курск. Учреждён в 1589 г. Московский патриархат с патриархом Иовом. Представитель династии Рюриковичей на государственном престоле.

(3) - Успенский собор Киево-Печерской Лавры был освящён через 36 лет после его основания. Через год в День Успения Пресвятой Богородицы туда торжественно были перенесены из пещеры нетленные мощи преп. Феодосия. (Муравьёв А. Н. Путешествие по святым местам русским. –– М.: «Книга» - СП-«Внешиберика», 1990. – С. 166. – 384 с.

(4) -   Муравьёв А. Н. Путешествие по святым местам русским. – М.: «Книга» - СП-«Внешиберика», 1990. – С. 163. – 384 с. Репринтное воспроизведение издания 1846 года.

(5) - Толстой М. В. История русского православия. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 31. – 544 с.

(6) - Князь Ярослав женился на дочери норвежского короля Олафа Индигерде. В качестве приданого ей был дан г. Альдейгаборг (Старая Ладога). В этом браке родилось 6 сыновей и 4 дочери.

(7) - Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Серафима подвижника и чудотворца Саровского. Собств. Саровской обители. – М, 1904. – С. 24.

(8) - Владимир Мономах (1053–1125 гг.) – великий князь Киевский. Сын Всеволода Ярославича, правившего в Чернигове. Внук византийского императора Константина Мономаха (по матери) и киевского князя Ярослава Мудрого (по отцу). Основатель города-крепости Владимира на Клязьме. Отец основателя Москвы князя Юрия Долгорукого и дед князя Андрея Боголюбского, построившего Успенский собор во Владимире и владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Мономах поучал своих детей: «Страх Божий имейте в сердце своём и милостыню творя неоскудную, то бо есть начаток всякому добру». Внук князя Всеволода Большое гнездо – св. блгв. князь Александр Невский. Всего у князя Владимира Мономаха было девять сыновей и три дочери.

(9) - Митрополит Пётр, управлял Киевской митрополией в 1308–1326 гг. Родители – зажиточные люди, возможно, бояре Галицко-Волынского княжества. Основал свой митрополичий двор при храме Рождества Иоанна Предтечи на Бору в Московском Кремле. В патриаршей ризнице Кремля, среди самых дорогих предметов хранились панагия, посох и «… саккос св. Петра Митрополита, омофор, так называемый шестого Вселенского собора, а по преданиям принадлежавший, ещё во времена первого, Николаю Чудотворцу». (Муравьёв А. Н. Путешествие по святым местам русским. – М.: «Книга» - СП-«Внешиберика», 1990. – С. 208. – 384 с. Репринтное воспроизведение издания 1846 года).

(10) - Соколов П. П. Подложный ярлык Узбека митр. Петру//Русский исторический журнал. Кн. 5. Вторая Государственная типография. Галерная 1. – Петроград, 1918. – С. 70–85. – 365 с.

(11) - Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. – М.: Военное издательство, 1997. – С. 86. – 527 с.

(12) - Мощи св. Петра митрополита, основателя храма и первого московского святителя были обретены при перестройке собора в 1472 году. До 1812 года они находились под спудом. По выходе из Москвы французской армии мощи были найдены открытыми и, с благословения Святейшего Синода, вновь закрываемы не были. 4 августа 1813 года мощи были обнесены архиепископом Августином, при бесчисленном стечении народа, крестным ходом вокруг Успенского собора, в том самом деревянном гробу, в котором за 487 лет перед тем святитель был погребён. (Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. – М.: Военное издательство, 1997. – С. 92. – 527 с.) Архиепископ Августин (Виноградский), составивший в 1812 году «Молебен в нашествии супостатов», похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры рядом с митрополитом Московским Макарием (Булгаковым), уроженцем Курского края.

(13) - Алексеев В. И. Роль Церкви в воссоздании Русского Государства после распада Киевской Руси // Библейский сборник в память 1000-летия крещения Руси. 988–1988. – Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. Типография прп. Иова Почаевского, 1988. – С. 72. – 544 с.

(14) - В настоящее время Петровская икона Божией Матери находится в Высокопетровском монастыре в Москве.


Рецензии