Калина красная

Автором этой песни можно смело назвать Евгения Леонидовича Синицына (1932-1990), хотя, как он сам пишет в книге «Я веду репортаж…» (М.: Искусство, 1983. С. 38), первоисточником для ее написания явились частушки ярославских девчат: «Тогда-то и услышал я впервые:
“Во саду, в тени
Калина вызрела,
Я у залёточки
Характер вызнала.
Характер вызнала,
Характер — ой какой!..
Не будешь пить-курить —
Буду гулять с тобой”.
…Я тогда пробовал сочинять стихи, выступал с ними на вечерах самодеятельности. И по настоянию ребят нередко дописывал нашу “Калину”, добавляя к содержанию песни совершенно конкретные события нашей юности: и первую любовь, и смешные неудачи, и узнавание жизни…
…Прошло много лет. Работая на радио, я записал для радиостанции “Юность” очерк о своем ремесленном училище — как мы жили, как готовились стать рабочими. И разве мог я не вспомнить нашу “Калину”?..
… И снова — будто много-много лет назад — пришлось дописывать ту “Калину”, используя иногда строки других частушек, связывая их, настраивая на нужный песенный лад…
…Композитор Ян Френкель согласился написать музыку. К утру следующего дня песня была готова, в исполнении женского вокального квартета она была записана на пленку, через два дня на волнах радиостанции “Юность” прозвучал мой очерк с новой “Калиной”, а еще через неделю из открытых окон домов уже неслось под гитару:
“Калина красная,
Калина вызрела…”»

Калина красная,
Калина вызрела...
Я у залёточки
Характер вызнала.

Характер вызнала,
Характер — ой, какой!
Я не уважила,
А он пошел с другой*1.

А он пошел с другой,
А я не спорила,—
Так, значит, он хорош,
А я не стоила*2!..

А я пошла с другим,
Ему не верится:
Он подошел ко мне
Удостовериться.

Удостоверился,
Но не добился слов.
А я одно твержу:
Ты потерял любовь.

Ты потерял любовь,
Она найдённая —
Другому мальчику
Переведённая.

Ты потерял любовь,
И я уверенно
Другому мальчику
Удостоверена!*3

*1 В книге Н. Сутта «Частушки Ярославской области: в записях 1938-1939 годов» (Ярославль, 1940) в частушке №792 можно узнать предтечу этого куплета:
Передала привет,
А он махнул рукой,
А сам с улыбочкой
Пошел гулять с другой.

*2 В той же книге в частушке №543 узнаваем и этот куплет:
Говорят, что я не стою
Ухажера своего.
Пусть не стою — я не спорю,
Не хочу любить его.

*3 Вариант: «Передоверена».


Рецензии
Oй, прoчла... Oй, задушевнo-тo как...
Слышала как пoют "Калину красную", заменяя пару раз “мальчика” на «милoгo». Спрocила, дескать, пoчему так?
Oтветили: «Pourqoui pas? – так этничней. Какие, к свиньям, мальчики тут…

Мара Рушева   10.04.2023 12:59     Заявить о нарушении
И действительно, какие мальчики))

Сергей Федосов-Макаров   10.04.2023 18:01   Заявить о нарушении