Сердце царево в руце Божией
действия правителей или человеческий произвол?
В наши дни стало общепринятым отождествлять людей, именующих себя христианами с лоялистами по отношению к любой власти. Об этом твердят как противники христианства, так и последователи различных “конфессий”, связывающих свои доктрины с именем Господа. Причем, в случае с “христианами” можно с уверенностью говорить не просто о приверженцах того или иного политического режима, а о религиозном преклонении перед действиями людей, наделенных властными полномочиями.
В самом деле, если вы посетите православный монастырь или католический костел, побываете в кирхе или на собрании пятидесятников-харизматов, то везде на вопрос о власти, вы услышите в ответ слова ап. Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти если не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1) Возможно, вам не процитируют дословно, но современное понимание этих слов выразят точно: “Всякая власть от Бога”.
Что скрывается за данным утверждением? Очень простой логический ряд:
1. Очевидно, что Богу надо повиноваться ради своего же блага, поскольку ничего злого Он нам не желает. Наоборот, Бог-есть абсолютная любовь.
2. Если всякая власть от Него, то и всякий человек во власти (“начальник”), как минимум в тех случаях, когда он действует, как властитель, действует не сам по себе, а в качестве орудия божественного промысла.
3. А из этого следует, что действиям власти противиться не только грешно, но и безсмысленно (кому в здравом уме придет в голову меряться силами с Создателем всего сущего?!)
Итак, налицо догмат о божественности действий власть предержащих, а безпрекословное подчинение им, соответственно, уже само по себе есть добродетель, поскольку является выполнением воли Всевышнего.
Нам могут возразить, что ни одна… церковь, из относящих себя к христианскому вероисповеданию, никогда не проповедовала абсолютного послушания любой власти, вследствие божественности действий её представителей. Формально – Да! Даже в Московской Патриархии вы сможете ознакомиться, к примеру, с «Социальной концепцией РПЦ…», в которой прописано право верующих на мирный социальный протест в том случае, если государство принуждает действовать против совести и Евангелия. Однако, на практике тезис о безусловном смирении перед властью, якобы являющийся неотъемлемой частью вероучения, настолько глубоко вошёл в сознание людей, называющих себя христианами, что воспринимается ими, как нечто само собой разумеющееся. А любые оговорки данного постулата остаются лишь в «теории». И поэтому, когда из-за “недружественных действий” властьдержащих, наступает время исповедания своей веры, то никакого массового “мирного гражданского протеста” не возникает. Более того, “христиане” находят интересные аргументы в оправдание своих отступлений, общий смысл которых сводится к тому, что «в душе они веруют» - это «главное, и это нельзя отнять», а всё остальное « не существенно», да и «что делать, ведь принуждают?». Наверное, не ошибемся, если скажем, что с таким подходом не было бы ни одного мученика в первые века нашей эры, ведь, в целом, Рим был религиозно-терпимым государством…
Догмат о непогрешимости власть предержащих утвердился не вчера. Советский режим, с созданной Сталиным церковью митр Сергия Старогородского (будущей РПЦ МП), только распространил действие этого догмата на любую, даже богоборческую (!) власть. Однако, формироваться он начал задолго до этого, ещё в России. По сравнению с положением верующих в Совдепии, тогда все выглядело более-менее органично, ведь синодальная церковь не была отделена от государства и идеологией Империи являлось христианство. Проповедникам “догмата” нередко приходилось оправдывать разные отступления власти от веры (в том числе банальную несправедливость), но это, согласитесь, намного легче, чем разрабатывать «богословие коммунизма». При том, говоря о послушании Богу через подчинение земной власти, имелась ввиду только царская власть. Только монарх, в силу своей единственности, считался образом Небесного Владыки, а сакральный характер самого принципа царской власти обосновывался цитатами из Библии, в основном связанными с фигурой св. царя Давыда. На самом деле, монархия является лишь уступкой Бога маловерным людям (см. главу 8 I-ой Книги Царств), а царь Давыд занимает подобающее ему место в Книге Жизни, потому что он был праведником и святым, почтённым от Бога даром пророчества.
Всё это, при обсуждении проблемы, сегодня в расчёт не берётся. Поэтому в РФ, к примеру, проживает немало последователей т.н. «царебожнической ереси», которые воспринимают русских монархов (а иногда и Сталина заодно) примерно так же, как римляне и японцы воспринимали своих императоров – как живых богов.
Как было указано выше, утверждению подобного взгляда предшествовала долгая и кропотливая работа, суть которой заключалась в “нужной трактовке и ”уместном” цитировании Св. Писания. «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притчи 21:1) отвечали дореволюционные архиереи на вопросы, связанные с действиями монарха. И правда, если царь действует не сам по себе, а в качестве орудия Вседержителя, то если какие-то его поступки сомнительны и противоречивы, то не нам, дескать, рассуждать об этом, ведь «пути Господни неисповедимы» (..) Строго следуя этой логике, те же “царебожники” читают цитату из Притчей в обратную сторону. И получается, что именно потому, что только царское сердце управляется Богом напрямую, монархия есть единственно верная и возможная для христиан форма правления.
Однако, из такого понимания Св. Писания неизбежно проистекают два вывода:
Во-первых, царь, в отличие от других людей лишён свободной воли.
Действительно, если Бог управляет монархом, как шахматной фигурой, то последний не несёт ответственности за совершаемое, и не может быть судим, потому что он всего лишь исполнитель. Выходит, что царь лишен и человеческого достоинства, поскольку человек сотворён по образу и подобию Божию (Быт. 1:26), т.е. не только обладающим властным чином, но разумным и свободным. Царь же, как мы показали, несвободен, а соответственно не может понимать того, что он творит. Он робот.
Второй вывод таков, что Бог, в этом случае, является источником и добра и зла. Ведь всё, что творит единственный правитель – воля Божия!... Адепты догмата о непогрешимости действий властителей именно с этой точки зрения и пытаются убедить верующих в том, что нужно покоряться не только справедливым требованиям начальства, но и беззаконным, и нечестивым.
Однако это является лжеучением. Например, язычники-магометане действительно считают своего бога источником и добра, и зла. Истинное же вероучение гласит: «Бог зла не сотворил…» (..) и «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс.144:17)
Зло не является чем-то самостоятельным, а только недостатком добра подобно тому, как тьма является недостатком света. Зло – есть стремление сотворенного свободного существа к небытию, движение от Жизни – к исчезновению, к тому чего нет. И это стремление причиняет сотворённым страдания. Но Господь создал разумных и свободных духов и людей для жизни. Бог – есть единственное бытие, Он – Сущий (Исх 3:14), и небытия в Нём нет. А смерть и страдания – следствие выбора, который производится людьми в нашем случае.
Что касается первого вывода, то для его опровержения мы находим полезным сперва усилить его цитированием той же Книги Притчей Соломоновых:
«Человеку (принадлежат) предположения сердца, но от Господа ответ языка». (16:1)
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его». (16:9)
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом». (19:21)
«От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?». (20:24)
«Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа». (21:31)
Из выше приведённых мест Св. Писания, если руководствоваться логикой “современных христиан”, неизбежно следует, что не только у царя нет свободной воли, но и любой человек – лишь пешка на шахматной доске в руке Владыки. Препятствовать не только царю, но и человеку вообще – безсмысленно и греховно, ведь в любых его действиях – воля Бога. Однако, и здесь надо идти дальше – и греха нет без свободной воли, и судить людей не за что.
Очевидно, что с этим уж никто, из именующих себя христианами не станет соглашаться. Нам справедливо возразят в том, что выражение «воля Божия» следует понимать двояко. В собственном смысле волю, выраженную в Его заповедях, которые суть благо для соблюдающих их, т.к. и Сам Он – благ (Лк. 18:19) в смысле попущения – т.е. в тех случаях, когда Бог, дабы не нарушить нашу свободную волю, не препятствует совершаться злу, творимому нами. При таком понимании всё становится на свои места. Бог – всемогущ, и иногда напоминает людям об этом не с целью попрать их свободу, но чтобы они, размыслив, могли вразумиться и свободно обратиться к Нему. И человек имеет право выбора, а значит несёт и ответственность.
А что и беззаконники осуществляют свою, а не Божью, волю на земле, об этом ясно говорится в указанной Книге:
«Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривые, тот небрежет о Нем». (14:2)
«За зло своё нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду». (14:32)
«Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. Мерзость пред Господом путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит». (15:8-9)
«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. Далёк Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит». (15:28-29)
«Насилие нечестивых обратится на них, потому что они отреклись соблюдать правду». (21:7)
«Мерзость для праведников – человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем». (29:27)
Итак, очевидно, что предопределения и прямого управления человеком не существует.
Остаётся разобраться, имеется ли какое-то исключение для царя? Простой ответ на этот вопрос – нет, ни в коем случае. Правитель может быть как благоверным, так и нечестивым – это в его воли. Беззаконники могут не только совершать злые дела, но и господствовать:
«Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышается нечестивые, люди укрываются». (Прич. 28:12)
«Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники». (Прич. 28:28)
«Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает». (Прич. 29:2)
Но ни беззаконие нечестивых, ни их владычество не угодны Господу: «Потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведным у Него общение. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет». (Прич. 2:32-33)
И беззаконники, как и праведники, во время своего господства могут судить, но “суд” первых – насмешка над правосудием, и над Судьёй:
«Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом <…> Нечестивый берёт подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия». (Притч. 17: 15,23)
« Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех <…> Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду». (Притч. 21:3-4,7)
«Сказано так же мудрыми: иметь лицеприятие на суде – не хорошо. Кто говорит виновному: “ты прав”- того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; А обличающие будут любимы, и на них придёт благословение». (Притч. 24:23-25)
«Человек бедный и притесняющий слабых (то же, что) проливной дождь, смывающий хлеб. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё». (Притч. 28:3-5)
«Хранящий закон – сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего <…> Кто уклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость». (Притч. 28:7,9)
«Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее <…> Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела». (Притч. 29:4,7)
И такой суд Бог может только попускать, потому что люди сами одобрили нечестивых судей и правителей.
Человеческая воля многое определяет и многого может достигнуть. К примеру, у нас есть выражение: «из грязи в князи», подразумевающее, что ничего хорошего для человека от такого перевоплощения, как правило, не бывает. Так оно и есть на самом деле: «От трех трясется земля, четверых она не может носить: раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей» (Притч. 30:21-23). Но это доказывает, что такой переход из одного состояния в другое с печальными для всех последствиями – возможен и происходит регулярно.
Царь – такой же человек со свободной волей, и подвержен тем же страстям, что и простой смертный, в том числе в делах управления. Поэтому, Св. Писание, например, предостерегает:
«Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых <…> Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего». (Притч. 31:4-5, 8-9).
Если у кого-то ещё остались сомнения в том, что царь может быть нечестивым, и творить не волю Божию, а собственный произвол, пусть он услышит не только фразу про царское сердце, но и другие слова Книги Притчей:
«Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит» (16:13), но при этом: « Нехорошо и обвинять правого, (и) бить вельмож за правду». (17:26)
«Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит» (16:13), но при этом: «Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы». (29:12)
«Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится» (29:14), но это если судит, а «Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни». (28:16)
И нечестие власть предержащих ничем не лучше нечестия подчинённых. Другой вопрос: надо ли останавливать беззаконников? Ведь сегодня такой же популярностью, как “догмат” о непогрешимости правителей, пользуется и “догмат” о вере, как о “личном деле каждого”. Но эта тема для отдельной статьи.
Итак, подведём итог. В свете всего вышеизложенного, становится очевидным, что слова «Сердце царя-в руке Господа как потоки вод: куда захочет Он направляет его» (Притч.21:1) сказаны о праведном царе. Именно его воля в длани Всевышнего, потому что правитель сам вложил её туда. Кто старается жить по воле Божией, кто передаёт себя Ему, тому Бог и помогает, того и направляет, как любящий отец послушного и внимающего ему сына. А идущий против Его воли получает справедливое воздаяние: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его, ибо ты людей угнетённых спасаешь, а очи надменные унижаешь» (Пс. 17:26-28), поскольку действует против самой Жизни, себе на погибель.
Нет в христианском вероучении предопределения ни о ком – ни о простом человеке, ни о властелине. Но есть проявление Божие.
Нет в истинной вере отождествления любого действия власть предержащих с осуществлением воли Божией. Но есть понятие о том, что сам принцип власти, сама иерархия, как способ сосуществования людей в обществе – богоустановлен.
Ведь слова ап. Павла нужно приводить полностью, не выдёргивая цитат. А он, после утверждения: «несть власть, аще не от Бога», продолжает: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё: Ибо (начальник) есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим. 13-2-4) Из чего становится ясным, о каком именно Божественном установлении говорит апостол. О таком, которое защищает добро и карает зло, то есть отстаивает справедливость. В этом суть власти, и только для этого она установлена создателем, ибо Он – благ.
А само по себе господство одних людей над другими, если оно осуществляется ради господства, ради чувства превосходства, или ради наживы – мерзость пред Богом. Оно ничем не лучше чревоугодия или блуда – ведь и пища и честной брак даны Богом человеку для жизни. Но извращение Божественных установлений ведёт к смерти. К ней же ведёт и безусловное восприятие действий нечестивых властителей в качестве исполнения Божественной воли, поскольку является оправданием зла и клеветой на Бога (т.е. богохульством). Будем же внимательнее относится к словам Св. Писания, дабы не впасть нам во мрак невежества, потому что ходящие во тьме не знают, куда идут.
P.S.: Наша проблема в том, что мы не зная Откровения Божия – Св. Писания и Предания, рассуждаем о важных вещах, как в выше приведенном случае, так, будто здесь нет ничего неясного. Кого-то неверные рассуждения отталкивают от истинного вероучения, кого-то приводят к различным ересям. Но это всегда происходит из-за равнодушия. Если б человеку было не всё равно, он бы доискивался Истины, изучал бы и вникал в смысл того, что узнал. Но он, во-первых, уверен, что “в целом”, всё знает. Во-вторых, ему всё равно, как обстоят дела на самом деле. Важно только собственное мнение. Пусть никого не вводят в заблуждение горячие споры на темы, относящиеся к сфере духа и идей (в т.ч. на тему религии). В девяти из десяти случаев спорящим важно утвердить собственную правоту, и только единицы интересует сама суть. Поэтому не рождается в споре истина – для этого спор из «battle’a» должен превратиться в совместный «quest». Тогда будет найдено общее. Тогда будет достигнуто единство.
Свидетельство о публикации №223041000663