И снова встреча
Та поездка, о которой пойдёт речь в этом рассказе, произошла в самые первые годы нашего освоения степи, и я ещё плохо в ней ориентировался. Да мне и не нужно было думать об этом, когда за рулём сидел сам Коля. Он был сотрудником моей лаборатории, а потом и отдела. До этого он работал в отделе Главного механика, где был высококвалифицированным слесарем, но это его почему-то не устраивало. В уже немолодые годы, окончил техникум на предприятии и, перейдя в исследовательскую лабораторию, был оформлен в должности инженера. Польза от его работы была колоссальной. Поэтому начальник лаборатории, легко «отпускал» своего подопечного в отгулы в середине недели, а следующее по уровню начальство легко отпускало меня, и мы легко уезжали в ту самую степь.
В этот раз мы планировали обследовать область, лежащую за грядой каменистых холмов под названием Алим – Тау. Это была самая дальняя, еще неисследованная нами, но, по слухам, перспективная область наших интересов. Именно поэтому мы планировали отъезд в середине дня в пятницу, чтобы засветло попасть на место. В два часа дня Николай Михайлович уже подъехал к моему дому, и даже сидел у меня в квартире, потому что за окном лил и лил довольно сильный дождь. Ехать в такой ливень не очень хотелось. Прошёл час, за ним второй, дождь не прекращался. Уже вышло запланированное нами время для благополучного и своевременного появления нас в нужном месте. Поскольку экипировка у нас была на «высшем уровне», решили отправляться. Доехав до Нового ТАШМИ, с удивлением и неясным чувством обиды, обнаружили, что там не выпало ни капли дождя, и путь наш до самого конца был, и сухим, и безопасным. Подъехали к подножию Алим – Тау, и уже в полной темноте пересекли гравийную дорогу, которая всегда для нас была неким ориентиром. Из предыдущих поездок я твёрдо уяснил, что направление нашего движения в этом месте, это движение строго на север. Чистейшее звёздное небо подтверждало это: впереди по курсу мерцала полярная звезда. «Немного уставшая», она уже давно пыталась убежать от Большой Медведицы, туда, куда по этому направлению, торопились и мы, но это ей никак не удавалось. Удастся ли это нам, глупо пошутил я про себя. И как будто бы мою шутку, как антиприказ к действию, услышал Николай Михайлович, потому что он стал всё больше и больше отклоняться влево от нужного направления. Я его остановил, и пытался объяснить по звёздам его ошибку. Но видно из его жизни этап знакомства со звёздным небом был напрочь вычеркнут. Расположению кошар (жилище чабанов в Казахстане) он доверял значительно больше. Но ночью ориентироваться по кошарам и для Николая Михайловича оказалось проблематичным, но он не сдавался и продолжал отклоняться всё левее и левее. Бороться с упёртым водителем было бесполезно, и я сказал ему, что через десять минут мы снова будем на гравийной дороге после большого полукруга, который мы совершили из-за его упрямства. Через пятнадцать минут с несказанном удивлением он съезжал на гравийную дорогу. Я смолчал.
Он сориентировался сам, проехал вперёд по гравийной дороге и, найдя удобный съезд, встал на правильное направление: полярная звезда была впереди. Через некоторое время по ходу нашего движения показался красный огонёк – задний стоп-сигнал машины «Волга», а рядом стояло два мужика и один с поднятой рукой. Встречали ли вы когда-нибудь ночью в почти глухой степи призывный жест – остановиться? Оказалось, по их словам, что они где-то потеряли микроавтобус с грибниками (массовый культурный выезд), и сами потерялись окончательно. Но в последнем они так и не сознались. Встреча с нами была для них, похоже, большой удачей. Мы предложили устроиться на ночлег, оставив на завтра все объяснения по поводу возможных для них маршрутов возвращения. Проехав вперёд и выбрав удобное место, мы с Колей поставили палатку: наши новые знакомые собирались ночевать в машине. Расстелили дастархан, приготовили походный незамысловатый ужин. Я вытащил одну из двух бутылок со спиртом. Мы с Николаем Михайловичем совсем недавно стали возить спирт с запасом и в двух ёмкостях, так на всякий случай. Они вытащили бутылку хорошей водки. Я попытался уговорить их спрятать её: мало ли, что может случиться с ними в дороге и ограничиться напитком попроще. Они категорически отвергли предложение. Ну что скажешь – нормальные мужики. Уже лёжа в спальниках Коля предложил, к моему великому изумлению, взять наших новых знакомых с собой на дальние грибные поля. Я, конечно, согласился, но эта перемена в Коле мне понравилась. Рано утром мы вместе с «Волгой» продолжили двигаться на север. Когда мы оказались на самой высокой точке холмистой гряды наши новые знакомые спросили есть ли грибы вот здесь по ходу нашего движения. Ответ настоящих грибников бы не обрадовал – есть, но мы здесь никогда не останавливались. Но они всё-таки решили остаться. За наше желание взять их с собой они нас поблагодарили, но отказались. Мы показали нашим новым знакомым на возможные пути обратной дороги со всеми подробностями. Распрощавшись с нашими новыми знакомыми, мы двинулись дальше. Через некоторое время Коля останавливает мотоцикл и показывает рукой назад, где мы оставили наших временных попутчиков. «Волга» встала на обратную дорогу и быстро удалялась от нас. Похоже, они были очень напуганы своей потерей в степи, и получив от нас кое какие ориентиры, решили не испытывать судьбу и попытаться благополучно вернуться назад. Удачи им.
Мы же продолжили наше движение вперёд к «грибным эльдорадо». И вот, наконец, мы на «месте». Места на внешний вид были на самом деле хороши. Хороша и свежа была растительность, и как-то своей мощью отличалась от той, что нам встречалась до этого. Вид первой долинки, в которую мы попали, портил только мотоцикл с коляской. Рядом ходили члены семьи: он, она и дочка. В руках у девочки было несколько крупных грибов. Я недалеко от мотоцикла тоже увидел несколько хороших экземпляров. Было как-то неудобно вот так неожиданно оказаться рядом с теми, кто это небольшое окружающее пространство временно считал своим. Но это ощущение длилось недолго. Экипаж семейного мотоцикла быстро собрался и устремился куда-то в другие места. Коля не был бы самим собой, если бы тотчас не устремился вслед за «семейным» мотоциклом. К счастью, а может быть и не совсем, я успел вскочить на заднее сиденье. Поднявшись на возвышенность, мы тотчас же влетели в какую-то большую яму и ткнулись в её противоположный склон. Хорошо, что всё обошлось лёгким испугом. Преследуемый мотоцикл мы потеряли. Николай Михайлович был «закостенелым» коллекционером грибных мест. Исправить его возможности не представлялось. Вы думаете, что мы вернулись туда, откуда мы так быстро «убежали» вслед за беглецами? А ведь, там были грибы и не плохие. Ничего подобного. Нам подавай ещё более новые и перспективные грибные места. Но это никогда не было причиной ссориться с моим сотоварищем. Грибов в этих новых для нас местах мы насобирали достаточно, но Коле так и не давал спокойно жить и наслаждаться всем тем великолепием, что окружало нас, вопрос куда же делся «семейный» мотоцикл. А мне было как-то всё равно. Я не лукавил.
Время уже перевалило за полдень, когда мы решили покинуть эти ставшие для нас плодотворными места. Было решено посетить ещё несколько знакомых нам «богатых плантаций», которые располагались поближе к городу. И вот мы на одной из таких «плантаций». Как Коля добрался до неё, я себе представлял слабо. Обычно к ней мы подъезжали с другой стороны, здесь же мы ехали по совершенно незнакомой мне местности. И теперь я уже просто вынужден был простить Николаю Михайловичу неуважение к полярной звезде. Мои потуги научиться хорошо ориентироваться в степи начали проявляться только через два или три года после того, как Коля посадил меня на свой мотоцикл. Какими замечательными были эти первые годы. Я совершенно не был озабочен, где мы находимся. Я просто любовался окружающим миром. Я был просто поглощён им, не отвлекаясь на какую-то там территориальную ориентированность. Я прекрасно понимал свою «детскую» беззаботность, но ничего не мог с собой поделать. Мне было хорошо. Нет, за грибами я следил, я был, и внимательным, и наблюдательным – здесь упрекнуть меня нельзя. Я как-то автоматически включался в процесс. Это отмечал и Николай Михайлович. Бегал по степи резво, длинные натренированные ноги никогда мне не отказывали. Стоп! Пора бы прекратить себя нахваливать. Это становится уже ненормальным.
И вот мы на этом, хорошо знакомом месте. Где-то там, на краю большой (тут и четырьмя футбольными полями не обойдёшься), чуть наклонной, ровной и местами каменистой террасы стоит бетонный (символ прогресса) дом, который вместе с загонами для скота и составляет кошару, где как-то нас угощали бешбармаком. Лапшу для бешбармака - прямоугольные кусочки из раскатанного теста, хозяйка делала на полу при нас, используя только длинную и узкую деревянную доску и такой же длины круглую деревянную каталку. Надо было видеть, как виртуозно она пользовалась этими допотопными предметами. Так вот. На самой этой террасе в прошлом году было несметное количество грибниц, на которых торчали грибочки от маленьких до мельчайших. Встречались и чуть больше. Только собирай. И мы собирали, под проливным дождём. Помню, на это мы потратили не менее четырёх часов. Дождь эти четыре часа не прекращался, ну может иногда снижал свою активность. Теперь пришло время объяснить, как это стало возможным. В качестве своего рабочего плаща я использовал упаковку от одной установки, которую недавно получила наша лаборатория. Это был мешок из материала, похожего на полиэтилен, но жёлто-рыжего цвета. Он был приличной толщины, и прочный, и мягкий на ощупь. В середине дна этого, так называемого мешка, я проделал отверстие, в которую с трудом проходила моя догадливая голова, другое почти такое же, но только овальное отверстие располагалось на уровне моего пояса, когда мешок был одет на мою несчастную голову. Это отверстие использовалось для руки или для рук, чтобы им или ими держаться за ручку мотоцикла при поездках. Когда этот мешок напялен на тебя, на голову одета каска, а на ногах, для полной комплекции, красуются болотные сапоги, то любой дождь ни одной своей каплей не проникнет внутрь. Теперь представьте себе картину: иду я в ливень по указанной выше террасе, подхожу к очередной грибнице, усеянной мелкими, ещё не маринованными белыми степными грибочками. Эта грибница у меня перед ногами. Я присаживаюсь вертикально, (вот я и в домике), в одной руке пакетик для ГРИБОЧКОВ, в другой руке ножик для ГРИБОЧКА. И всё – всё изобилие грибочков с этой грибницы мои.
Но вернёмся к тому, как мы в этот раз добрались до этой террасы и обнаружили полное отсутствие каких-либо грибов. Куда делись прошлогодние грибницы? Нельзя забывать, что наличие большого количества скота очень меняет состояние почвы. А наступающее жгучее лето, иссушающее всё и вся не может не менять условия для существования такой нежной субстанции как грибницы.
Теперь мы направляемся в ещё одно знаковое место, где когда-то нас ждал хороший урожай крупных грибов. В этом году мы это место не посещали. Несколько первых лет наше место въезда в район грибных мест было из тех, которые нельзя было назвать удобными. С неприглядной и малопосещаемой просёлочной дороги мы сворачивали и попадали на почти непроходимую для мотоциклов местность. Тридцать минут тряски по этому маршруту заменили бы кандидатам в космонавты пятичасовую тренировку на вибростенде. Ещё минут пятнадцать занимало преодоление какого-то «небольшого понижения» местности. Подробности я опускаю. И вот, наконец, мы попадаем на поверхность, покрытую травой неимоверной свежести и чистоты. Это начало едва определяемой долины, которая вдали уходит за поворот. Островки более крупной растительности разбросаны на этом ковре из травы. Туда, ближе к повороту они и вовсе отсутствуют. На этом, как бы изолированном участке долины, и было наше первое «уловистое место». Этот участок был в прямой видимости изолирован от уходящей за поворот долины и посему мало посещаем. Но по величине он всё-таки был достаточно большим. Попасть в эту самую долину, с другой стороны, для меня было бы непосильным. А для Коли …?
Для Николая Михайловича таких проблем и быть не могло. И мы уже из большой протяжённой долины сворачиваем в одну из боковых, и по пути вниз за три часа активного поиска: я пешком, Коля с мотоциклом «под мышкой», собираем удовлетворяющее нас количество белых степных. Наше первое «уловистое» место ещё впереди, и, похоже на то, что оно и станет для нас местом нашей второй ночёвки. Теперь «первое грибное место», с которого не так давно мы начинали поиск будущих деликатесов, впервые будет использован как уединённое место для ночлега. Будут ли там грибы, или не будут нас уже как-то и не волновало. А зря. Ещё как нас взволновало увиденное! И тут и там белели привлекательные шляпки и их на наш взгляд было очень даже немало, чтобы наутро, собрав их, прямиком отправляться в родные пенаты. Сам сбор грибов мы оставили на утро. Нет не для того, чтобы они подросли. Не думайте о нас лучше, чем мы о себе. Палатку поставили на почти ровном месте. До темноты оставалось ещё много времени. Ужинали мы обычно перед самым укладыванием «баиньки». Коля остался у палатки: у него немного разболелась нога. Это когда мы умудрились ткнуться в яму, так он только в конце дня признался мне. Ничего страшного – к утру пройдёт, заверил он. Я отправился осмотреть окрестности. Полчаса осмотра не принёс ничего нового.
И вдруг, уже на подходе к палатке, мы с Колей услышали звук приближающегося к нам мотоцикла. Что за напасть? Именно это, и только это прочитали мы на недовольных лицах друг друга. Шум от мотоцикла приближался. Показался и сам мотоцикл с седоком на заднем сидении. Мы с Колей выдвинулись вперёд. Если это грибники, они должны дать задний ход. Правило это - неписанное, но обязательное. Развернуться мотоцикл мог только недалеко от нас, если бы только они не решились проехать по несрезанным грибам. Но это не случилось. И хорошо, что случилось так, как случилось. Потому что водитель мотоцикла вдруг радостно прокричал наши имена. В каске мы его не сразу узнали. Это был Яковлев, Эдик Яковлев – ведущий инженер-конструктор отдела механики. И тоже заядлый грибник. Вот так встреча! Ну не бывает такое в действительности. Оказывается бывает, и где – в Богом забытом месте. Чудеса, да и только.
Пользуясь случаем, хочу рассказать об одном эпизоде из их поездки в степь за теми же грибами в прошлом году. Кавалькада из трёх мотоциклов и шести человек остановилась «на обеденный перерыв» в месте изобилующим черепахами (я не знаю таких мест – это их характеристика), и кто-то предложил сварить суп и, конечно, из самой крупной черепахи. Я вообще не представляю кому пришла в голову эта нелепая мысль. Необходимости в этом никакой нет. Одно глупое баловство. Я был прав, когда утверждал, что коллективный разум всегда ниже среднего в коллективе. Но дело сделано. Суп поставлен вариться. Яковлев разбавляет в ложке соль, чтобы на всякий случай избавиться от ненужных примесей в ней. Он всегда так поступает. Кто-то уменьшает пламя в паяльной лампе, уж очень бурно кипит остаток жидкости в котелке. А кто-то достаёт из ближнего мотоцикла канистру с водой, чтобы долить в черепаховый бульон немного воды. Вода льётся в котелок … Но это не вода, а бензин. Недостойное наказано. И хорошо, что так. Могло быть и гораздо хуже.
Седоком у Эдика был его какой-то дальний родственник, приехавший из самой Камчатки, чтобы ознакомиться с нашими достопримечательностями. Ему – Никите, так звали сибиряка, конечно же, хотелось увидеть и Ташкент и особенно познакомиться с Самаркандом – городом древним и легендарным. Кстати, там у себя он тоже был заядлым грибником и поэтому с большим удовольствием оказался на заднем сиденье мотоцикла своего родственника. Для второй палатки место хватило вполне. И мы все вместе стали готовиться к ужину. Наш с Колей традиционный супчик из целой банки мясной тушёнки пришлось отложить: главными на дастархане были камчатские деликатесы. Количество тостов, разумеется, пришлось увеличить. Свежий степной воздух этого требовал. Естественно, разговор зашёл и о грибах. Эдик с Никитой только сегодня, и то поздновато, выехали из города. И лишь в одном месте им встретился неплохой грибной склон. Теперь то я понимаю, почему ваша очень заманчивая долинка оказалась совершенно пустой с улыбкой сказал Эдик. Нам так не показалось, уже со смехом ответил ему мой компаньон. И тут я решился предложить вариант расписания действий на завтрашний день. Утром собираем грибы около палаток, делим их поровну. Затем отправляемся чуть ниже Бузая, пересекаем асфальтированную дорогу в месте двух холмов. Да-а-а, ответил Эдик, я был там в позапрошлом году, и мы там хорошо «похулиганили», я как-то забыл об этом месте. Очень жаль, надо было бы с утра отправиться туда. Вот, заодно, и исправим эту ошибку. Моё предложение было принято. Надо признать, что Эдик стал протестовать относительно дележа завтрашних «домашних» грибов, но Коля его переубедил и переубедил основательно. Как умел это делать во всём, в чём он был сам абсолютно уверен. О полярной звезде забудьте.
На следующее утро мы сделали так, как и было задумано. Количество грибов, собранных с «домашних грядок», оказалось таким, что доля Эдика и его дальнего родственника оказалась достаточной, чтобы считать их поездку вполне удачной. Ставший виноватым взгляд Эдика, мы с Колей безжалостно осудили.
И теперь мы едем по узкой асфальтной дороге в сторону от Бузая. Два больших холма, между которыми и будет лежать наш путь на новое «грибное место», уже становятся видными с правой стороны дороги. Небольшое огорчение пришлось нам испытать, когда, подъехав к промежутку между холмами, увидели в небольшом удалении от дороги автомашину «Волгу». Опять «Волга». Да будет ли конец этому. Рядом с машиной был разложен большой кусок полиэтиленовой плёнки, на котором выложены грибы: сморчки – кучка побольше, и поменьше – степные шампиньоны самого разного размера. Но все со светлорозовыми пластинками на обратной стороне шляпок. Количество грибов изумляло: хорошо поработала эта группа «старателей». Но мы сразу отметили отсутствие белых степных. Спрятать их не могли – на плёнке места для них не было. Грибники сами подошли к нам с вопросами, держа в руке несколько наших степных. Оказалось, что все грибники с машины приехали из России, белых грибов никогда не видели и собирать их не стали. Ответ, который они получили от нас был один и для них коротким, как пушечный выстрел: это – грибы, ради которых мы и выезжаем в эти бескрайные казахские степи. Возможно, что слова «бескрайные» в нашем ответе и не было. Но меняет ли это смысл ответа? Теперь пришло время и нам задавать свои вопросы. И первым вопросом был вопрос, прозвучавший с едва заметной долей сарказма: следует ли нам повторно пройтись их маршрутом? И немолодой седовласый грибник, не потерявший даже и сейчас чувство юмора, с улыбкой ответил: нет, конечно, и рукой показал направление, куда нам в самом начале следует отправиться. Мы бы и сами с удовольствием повторили маршрут, но нам нужно спешить. К сожалению, добавил он, у нас уже нет времени. И спасибо за информацию. Интересно, я бы в его положении стал бы благодарить?
Следующие часа три или все четыре мы провели на этом участке. Результат был более чем хорош. Возвращаться по асфальту мы не стали. У нас ещё было время проехать по знакомым местам через «матушку» степь – нашу кормилицу, а вдруг опять что-нибудь попадётся. Такой уж у нас - «собирателей» менталитет. Ещё целых два часа было отпущено нам на поездку по этой удивительной весенней казахской степи. Перед выездом на основную асфальтную дорогу, примерно в километре от неё у нас с Николаем Михайловичем было заветное место, где мы приводили себя в порядок – это называлось «отряхнуть пыль с ушей». Здесь на дорожку мы чуть-чуть перекусывали, Николай Михайлович разрешал мне дорожные «тридцать пять». Мне иногда казалось, что это у него слабое проявление мазохизма, но я никогда ему в этом не отказывал. В этот раз нас с Никитой было двое «пособников» мазохистов. Да, в конце концов и пусть получают удовольствие. Нам-то что … Всё, все ритуалы выполнены. Подлетаем к шоссе. От него нас отделяет метра три. В последний раз проверяем чехлы на колясках мотоциклов, осматриваем себя и друг друга. По коням!
Первым вылетает на асфальт Эдик с сибиряком. Через минуту двигается и Коля, но мотоцикл клюёт носом до выезда на асфальт. Катастрофа! Вилка переднего колеса сломана. Как такое могло случиться! Та яма на Алим – Тау! Но мы сутки мотались по степи, даже больше. И что могло бы случиться с нами!? Но гораздо хуже, если бы эта катастрофа случилась на скорости на шоссе. Зачем всё это себе сейчас представлять. Кто-то нас берёг и берёг со знанием дела. И пусть эта мысль и остаётся одна. Других нам не надо! Ну так, что же сейчас остаётся делать. Да, ничего. Нет, я не прав. Остаётся пока только ждать, вернётся ли Эдик. Сработает ли неписанное правило: на всём протяжении пути, если вы едете вместе, просто так никто никого не оставляет. Мы были вместе почти сутки, это немало. Он должен вернуться. Да он и без всяких там условий должен вернуться. Уверенность была, а это самое главное.
Через полчаса появился Эдик. Обсудили ситуацию, и Эдик со своим родственником снова уезжают, но с ключами от гаража Коли и пояснением, как до него добраться. У Николая Михайловича в его гараже есть запасная вилка. Искать эту деталь где-нибудь по дороге затея абсолютно бессмысленная. Воскресенье, позднее время, отсутствие нормального сервиса. Расстояние до гаража - туда и обратно чуть более ста километров. Вернулся я домой в два часа ночи на такси (я не стал мучить Колю поездкой по ночному городу) в «грибном» одеянии с огромным рюкзаком и с добротным ещё большего размера мешком для перевозки драгоценного груза. Вот такая получилась концовка. Не обессудьте!
P.S. А через несколько дней - снова поездка. Но поездка с новой вилкой для переднего колеса.
Свидетельство о публикации №223041000984