Иван-плотник, Берегиня и Царь

Жил да был в одном царстве, далеком государстве плотник Иван. Руки у него золотые, такие дивы творил чудачил, все вокруг удивлялись да давали новые задачи. Как-то позвал его Царь, страны той государь.

- Слышал я про тебя, Иван-плотник, что все сделать ты можешь?

- Царь-батюшка, скажу честно, все конечно не умею, а кое-что могу.

- Вот что, сделай-ка мне к утру ларец добрый, резной. Чтобы в подарок царю подарить было не стыдно. Озолочу.

- Что ж государь, попробую, но времени мало, смогу ль.

-  Ты ж постарайся, очень надо. Будет тебе за то награда.

- Ладно, Царь-батюшка, я пойду домой. Смастерю. Завтра гонца за ларцом присылай. Бог даст, готов будет.

Кликнул Царь-батюшка слугам своим, быстро доставили Ивана домой, к его плотницкой мастерской.

Без изъяна нашел материал, и стал творить он. Только нельзя быстро красоту сотворить. Время бежит, Иван не успевает. Что же делать? Как исправить?

Вдруг на столе появилась малая мышка серая удалая. Встала на лапки и говорит:

- Ваня, помочь я могу сотворить этот ларец, к сроку, к утру.

- Как же?

- Я время замедлить могу. Только если ты об этом попросишь, и, сделав дело, меня не прогонишь, а будешь кормить кукурузною кашей, что сваришь сам с маслом домашним.

- Что ж, я согласен, ты мне помоги. Времечко быстро очень бежит.

Стала мышка на все лапки, и закрутилась без оглядки, что-то шептала, не слышал Иван. Ночь на дворе, время застыло. Делает дело, Иван умело, режет красивость в лунном свете.

Как долго Иван был в безвременье, не знает он, зато дело сделано. Очень красивый ларец получился.

- Спасибо, Мышка. Я все успел, верни время, пусть идет звонко. А я пока сварю кашонку. Вот кукуруза есть у меня и масло домашнее. Все для тебя.

Мышка в обратную закрутилась, что-то шептала. Время пустилось в добрый поток, как обычно идет.

Иван мышку кормит и все хорошо. Кушает мышь кукурузную кашу, с добрым вкусным маслом домашним, и подрастает. Ест и растет. Вдруг засверкало, и за столом девица прекрасная очутилась, а мышка пропала, преобразилась.

Смотрит Иван на девицу и тут же влюбляется, хочет жениться.

Девица молвит Ивану:

- Ну что ж, расколдовал ты меня. Хорошо. Если желаешь, выйду я замуж за тебя, плотника-Ивана.

- Конечно желаю, а как тебя звать?

- Берегиней назвали меня.

Вот и солнышко встало, приехал гонец и говорит:

- Царь наш отец желает видеть твое творение. Отдай ларец на рассмотрение. Вечером, в пять приходи во дворец. Царь скажет, понравился ли твой ларец.

Плотник Иван ларец отдал, гонцу поклонился и к Берегине пошел.

Вечером в пять пришел во дворец. Царь батюшка встретил довольный.

- Ну, угодил, красотой удивил. Этот ларец подарю я соседу царю, думаю тоже его удивлю. И для тебя награда готова: дом добротный у синего моря, там мастерская прекрасная есть. Только тебя прошу я учесть, если мне снова подарок захочется, сделать тебе придется срочно.

- Спасибо, Царь батюшка за доброту. Дом у моря, конечно беру. Завтра женюсь я на Берегине, тебя приглашаю быть гостем.

- Что ж, удивил ты. Будь по-твоему,  гостем приду, посмотрю на твою я жену.

Вот и свадьба гремит, народ веселиться. К столу приезжает Царь. И стремится у Ивана жену увести, строит ей глазки, приобнимает, но Берегиня его отстраняет.

Уехал со свадьбы Царь обалдевший:

- Такая девица, за что невежде?

Стал думу думать, как у Ивана забрать Берегиню, чтоб без изъяна, никто никогда не сказал худого, что Царь власть использовал, сделав плохое.

Позвал он в советники старую бабку, она колдунья злая ужасно.

Вот что она ему предложила:

- А ты отправь Ивана с подарком в царство царя Еремея. И накажи, чтобы лично подарок вручил. Пусть идет, дорога не близкая, да не простая. Кто знает, что станется там с Иваном. Ну а потом, объявишь погибшим и на «вдове» женишься быстро.

- Ох, как хитро ты предлагаешь. Убить Ивана, но что б не знали, что это мое позволенье.

Итак, все слушайте мое повеленье:

- Плотник Иван со своим ларцом идет в царство Еремея пешком. Там подарок дарит и возвращается. Волю мою без труда выполняет.

Что ж так бывает, плотнику дали грамоту с этими письменами. Взгрустнул Иван, и пошел наугад, дороги же нет в то царство прямой, можно и сгинуть простясь с головой.

Берегиня:

- Постой, Ваня вот тебе на счастье, ложечка добрая с участьем. Как только что-то случится не так, ее достань и в нее посмотри: там буду я. Сберегу тебя я в любой напасти. Ведь ты Иван мое счастье.

Взял ложку Иван, в нее посмотрел, а там Берегиня, вот чудеса.

- Как же это?

- Тебе знать не надо. Оберег это. Трижды я помогу, если надо.

- Спасибо, родная, пойду я веление государя исполню. Надеюсь, что скоро вернусь.

- Ступай мой любезный, муж Иван. Дорога пусть стелется словно ковер, легко весь путь преодолеешь и скоро вернешься, я в это верю.

Дому Иван и жене поклонился, взял ларец и пошел трудиться, чтобы доставить подарок в срок. Только ведь путь очень далек.

Долго ли коротко ли, времени много прошло у Ивана в той дороге, стал он седым почти стариком, еле идет. Когда же домой?

Вспомнил он про ложку чудную, достал, посмотрел. Все засверкало и рядом с ним жена оказалась…

- Что ж дорогой, попал ты в ловушку старости. Мой друг ты сердечный, сейчас помогу. Я отведу от тебя ту беду.

Стала она маленькой мышкой и снова на месте стала крутиться, что-то шептала, не слышал Иван, только сном целебным объят. Спит трое суток, здоровье вертает, силу и смелость свою возвращает.  А Берегинюшка, рядом с ним, ждет пробуждения милого мужа.

Трое суток уже миновало, Иван проснулся и что же узнал он?

- Я Берегиня, моя дорогая, видел сон чудной. Теперь я знаю, зачем Царь батюшка сделал так. Люба ему ты, хочет отнять тебя у меня.

- Что ж, не печалься плотник Иван, я Берегиня, жена твоя. Царь тот останется вовсе ни с чем. Тебя я дождусь, возвращайся скорей.

Вмиг все пропало, Берегиня исчезла, Иван пошел дальше. Вдруг прилетела к нему на плечо Сорока лесная и такое ему протрещала:

- Иван, себе накликал беду, когда Берегине сон рассказал. Берегиня же женщина, не идеал. Она на царя обиделась сильно. Это мешать ей будет отныне. Не все говорить надо жене, когда-то смолчать полезно вдвойне.

- Что же мне делать?

- Выполни дело, Царь что приказал, да возвращайся обратно, к Ягам ты по пути, к трем, зайди обязательно, подскажут они, что делать желательно.

- Ладно, спасибо тебе за совет. Вот и дворец впереди виднеется, скоро исполню я порученьеце.

Вот уж почти до дворца он дошел и на пути клад сокровищ нашел. В кладе есть милые вещицы: зеркальце, перышко и водица во фляге волшебной она искрится, поможет любому омолодиться.

Взял тот клад Иван и пошел, вдруг Змей Горыныч его обошел:

- Как ты посмел плотник Иван клад мой забрать? А ну, возвращай. Клад этот мне сестра подарила, только исчезла она…

- Что ж, Змей Горыныч, попробуй, возьми. Буду я биться с тобой…

Только они разошлись для сраженья, увидел Иван свое отраженье в ложке заветной, и вдруг все случилось, Берегиня опять пред ним явилась. Встала она меж Горынычем Змеем и мужем родным.

- Как вы посмели! Биться друг с другом, не смейте, сказала.

- Ну, что ты, сестра, чего прибежала? Решил мужика я проучить, нечего клады мои ворошить.

Тут вроде Иван пошел к примиренью:

- Горыныч, не знал, я…

- Так я сказала, биться нельзя. Дороги оба вы мне. Значит так, Горыныч – это муж мой Иван, так что отныне ты как брат, будешь ему помогать непременно. Я так хочу, я хозяйка.

Топнула ножкой, рукой повела и исчезла. Такие дела.

Змей тут Горыныч извинился, в доброго молодца оборотился.

- Раз уж муж ты моей сестрице, нужно с тобою нам подружиться. Звать меня просто Горыня.

- Иван, плотник я. Несу дар, царю Еремею. Сложно идти.

- Давай помогу. Щелкнул пальцами Горыня, топнул ногой, свистнул зычно и перед ними конь появился. Да не простой, волшебный коняка. Грива светящаяся как при закате солнышко красное. Так хорошо. Вскочил Иван в седло. Горыне отвесил поклон благодарности. И был таков. Оказался на площади у царских палат моментально он. И конь ускакал, издавая звон колокольный, красивый, протяжный.

Иван к Еремею пошел отважно. Тот встретил его с улыбкой неважной:

- Кто ты? Зачем тревожишь меня?

- Я плотник Иван, пришел от Царя соседнего государства, он дарит подарок тебе. Удивить хочет искусством. На вот возьми.

Тут Иван ларец достал и царю с поклоном отдал.

Смотрит Царь Еремей, удивляется:

- Как же это так получается? Кто ж сотворил сию красоту?

- Я это сделал.

- Врешь, не пойму. Если ты можешь чудесные вещи творить, зачем же самому их относить?

- Так приказал Царь государства. Я подчинился. Подарок доставил, ну, а теперь разреши отдохнуть и отправиться в обратный мой путь.

- Нет уж Иван, так не пойдет. Ты мастер славный, пригодишься еще. Слуги, бегите сюда скорее и в темницу Ивана, к Емеле.

Слуги тут прибежали, руки Ивану заломали, в темницу дальнюю отвели, к Емеле бросили, и ушли.

Сидит Иван и горюет ужасно.

- За что мне все это?

Емеля ему отвечает:

- Царь Еремей всегда поступает так, с теми, кто лучше него. И в темнице этой так много людей уже сгинуло до срока.

- А ты-то, Емеля, здесь почему?

- Я оказался царю не угоден, сказки пишу и о нашем народе, они радость и счастье несут. А, Еремей, считает не нужно доброму люду иметь отдушину. Люд должен только пахать, да Царя батюшку содержать. Был не всегда он таким, заколдовала его Несмеяна, вот и мучаемся всем царством.

- А расколдовать может кто-нибудь может?

- Есть Берегиня на свете где-то, в мышку умеет она превращаться. Только ей под силу управиться с этим заклятьем.

 Тут улыбнулся наш плотник Иван, ложку достал.

Все засияло и Берегиня пред ним предстала.

- Что тут случилось? Почему ты в темнице? А где же Горыня?

Тут рассказал Емеля все снова.

- Вот как, сейчас исправлю.

И закрутилась она на месте, мышкою стала и в покои царские побежала. Там прибежала к цареву трону и закрутилась она по полу, доброе заклинанье читает, царя Еремея ему возвращает.

Долго ли коротко ли, время прошло. Очнулся Царь от заколдованных снов. Стал вновь собою, и приказал узников выпустить из темницы. И дать свободу всем добрым птицам. Сказки и песни путь живут в государстве, людям чтоб легче жилось в его царстве.

Вышел Иван из темницы, домой нужно возвратиться. Только куда идти? В ложку заветную поглядел, а там никого, видимо кончилось ее волшебство.

Оставил Иван дворец за спиною и пошел куда ноги идут. Головою думает: «Кто подсказал бы дорогу».

Тут ветер принес листок березы, на нем Паук многоногий, и Ивану он  говорит:

- Путь твой открыт, станет, если ты пойдешь прямо, куда ветер этот лист понесет. Я же останусь в этом царстве, доме моем, в лесном государстве.

Спустился паук по паутине, а  лист полетел, Иван за ним пошел. Долго ли коротко ли, время прошло. Иван очутился на лесной опушке. У Бабы-Яговой избушки.

Смотрит Иван, как же зайти? Окна закрыты, дверей не найти. Вспомнил он сказки и так сказал:

- Избушка, ты ладная лесная, встань к лесу задом, ко мне передом. Зайти хочу, хозяйку проведать.

Избушка привстала, на курьих ногах и повернулась. Дверь отворилась, Иван зашел и удивился.

В избе все опрятно, красиво кругом. Ягиня сидит за накрытым столом.

- Здравствуй, Ягиня. Кого ты встречаешь? Не вовремя я?

- Не печалься Иван, жду я тебя. Горыня просил встретить любя и проводить до твоего дома. Только далеко. Дам тебе вскоре клубочек волшебный, он доведет к сестрице моей. Может она сможет провесть. Пока оставайся, тебе нужно поесть.

- Спасибо, старушка. Есть я хочу. А можно немного у тебя погощу? Ноги устали, и нет больше сил, грустно, печально…

- Ну что ж оставайся на пару деньков. Здоровье поправим, силы вернем.

Остался Иван у бабы Яги. Она помогает ему обрести силы, здоровье, удачу и вот второй уж день к закату идет.

- Вот что Иван, - Яга говорит, - иди за клубочком моим с почтением. Он к сестрице тебя приведет, поможет она, к дому вернет.

- Спасибо Яга тебе за подмогу. Пойду, дальше я, Горыне привет.

Пошел Иван. Яга же в ответ:

- Если бы не Горыня просил, не отпустила бы. Здесь бы застыл. Остался бы у меня в услужении на долгие годы, из почтения…

- Ну что ж Ягиня, ты золотая, благодарю, что меня отпускаешь.

Пустил Иван клубок и пошел, к средней Яге. Долго ли коротко, время прошло, в средний лес Иван наш пришел. Опять на опушке избушка стоит.

Яга на заваленке рядом сидит:

- Ну, что ты пришел, долго жду я тебя. В избу не пущу, не хочу в дом свой пускать. Он только мой. Вот тебе новый путеводный клубок. Если б ни сестрица родная, не помогла бы. Иди, уважаю Горыню, сестрицу, жену твою. Им помогаю, тебя не люблю. Иди дальше, этот клубок к сестрице старшой тебя приведет. Она уж расскажет как домой тебе попасть. Иди, не держу, пойду отдыхать.

- Ну что, Ягуля, благодарю. Пойду я дальше, быстрее приду.

Пошел Иван за новым клубком, все ближе к дому. Ему хорошо становится с каждым шагом вперед. Растет радость-счастье в душе. Хорошо.

Вот и в третьем лесу оказался, а Яги нету, куда-то умчалась. Стоит избушка, ставни закрыты, паутиной толстой она покрыта. Рядом с избушкой сидит петушок и говорит:

- Добрый Иван, ты помоги. Яга давно улетела, не возвращается, что-то случилось. Знаю, на озеро она собиралась, ступа у нее старая стала, и барахлит.

- Что ж помогу, только где озеро это найду?

- Вот тебе Ваня, мое перо, оно приведет.

- Спасибо петушок, я пойду. Может правда помочь я смогу.

Долго ли коротко, время идет Иван за перышком легким идет. Вот берег озера, камни кругом. Где же Яга тут? Что за дела?

Вдруг на берег приходит девица, красивая очень. Иван удивился. Дева ты кто? И где же Яга?

Девица засмеялась, обернулась вокруг и Ягою предстала.

- Что ты Иван? Сюда как пришел?

- Петух у избушки, подсказал, перышко путеводное дал.

- Хорошо. У меня беда приключилась: ступа застряла, ее мне не сдвинуть. Ногами идти совсем далеко, вот и не знаю. Кто бы помог? Медведя просила, и волка, лису – никто не смог.

- Я помогу.

Вот подошли они к ступе, в камнях застряла сильно, сдвинуть никак.

Тут покумекал мастер Иван, дорожный инструмент из сумки достал. И испросил у Яги позволенья чуть изменить ступы видение. Яга согласилась,

И начал Иван резьбу-красоту создавать. Долго ли коротко, время прошло. Ступа стала красивей, и вышла легко, с того места где жестко застряла.

Яга засмеялась.

- Ну надо ж, Иван, ты мастер. Шикарная ступа теперь у меня. Благодарю тебя, плотник Иван. Ну а за то, что со ступой помог. Отправлю тебя сейчас же домой. Только проверю ступу в деле.

Села в нее и полетела, над озером быстро она покружилась и рядом с Иваном приземлилась.

Щелкнула пальцами, все закружилось, и оказался Иван у милой жены, Берегини своей. Как будто и не было долгих дней, той разлуки, что Царь им устроил.

Сидит, отдыхает мастер Иван, и слушает новости Берегини, что без него с ней приключилось.

***

Как только Иван ушел из дому. Явился Царь и сказал:

- Я хочу чтобы женою ты моей стала. Поэтому я услал Ивана. Он не вернется. Я так хочу.

- Нет, Царь хороший, я не могу. За мужем Иваном, как за стеной живу. Не брошу его ради другого. Его люблю, моего дорогого.

Царь выслушал, и ей он сказал:

- Жаль, конечно, ты идеал: красива, умна, еще и верна. Жди милого мужа, не буду пенять.

- Царь ты хороший, найди же жену и будешь счастливым, я помогу.

- Где же найду, всем богатство давай. А я хочу семью создавать добрую, ладную, дорогую, детишек чтоб было много.

- Я помогу, тебе я дорогу укажу к Царице твоей.

Много прошло с тех пор дней. Царь вчера вернулся с девицей. Завтра свадьба у них состоится.

Царь завтра женится. Все изменится.

***

- Что ж Берегиня, - Иван говорит, - надо и нам свадьбу сыграть, ведь мог не вернуться из странствия я. Давай отмечать, мое возвращенье и нашу семью.

Завтра давай, пир сотворю.

Вот так назавтра, две свадьбы свершились Царь с Царицей, Иван с Берегиней.

Люди гуляли и веселились, свадьбы добрые получились.

Отныне Иван с Берегиней живут, жизнь свою ладят, добро создают.

Царь же с Царицей правят достойно. Жить в этом царстве стало привольно.

Так вот закончилась сказка эта, добро привела и немножечко света. Благодарю всех, кто прочитал, и добрые мысли в сказке узнал.

11.04.23


Рецензии