Основа диалектической логики

Основа диалектической логики заключается в том, что каждое слово и сочетание слов означает одно и, одновременно, другое.

Пример. Вопрос: «Для кого творит художник? Для себя или для других?». Половина будут утверждать, что для себя; другая половина — для других; спор может длиться бесконечно. Ещё половина будет утверждать, что «и для себя, и для других»… но такие решения принимает поэзия, а не наука и менеджмент, которым всегда нужно определиться: «продолжать падать или пора остановится? да или нет? истина или ложь?» Поэтому первые две половины, будут утверждать, что третья половина не существует… по крайней мере, в «пространстве науки и управления», а на робкие крики третьей половины «да вот же мы!..» ответит, что завиральные идеи и сказочные драконы тоже «существуют», но у них другой «онтологический статус» существования… И так далее и тому подобное.

Или другими словами, вопрос «для кого творит художник?» — это вопрос диалектический. А «диалектический» он потому, что «отвечать аргументировано (научно) — надо, а ответить точно и окончательно (научно) — невозможно».

И тут возникает дзен, «то, которое не-то» и диалектическая логика, — когда нечто рассматривается в «текущих, плывущих границах», а не так как положено в «формальной логике» («…то — это то, не-то есть не-то, и вместе им не сойтись»).

А в основе, повторю, диалектической логики — ключевое, фундаментальное  свойство нашего «пространства языка и сознания», заключающееся в том, что каждое слово и сочетание слов содержит не одно значение, а гораздо больше, т.е. означает «и то, и другое одновременно».

Так и в нашем примере. Когда на вопрос «для кого творит художник?» отвечают: для других! — то словосочетание «творит для» наполняют значением «кто является потребителем искусства художника? кто является получателем его высказывания?». А когда отвечают: для себя! — то «творит для» наполняют значением «кто главное заинтересованное лицо в процессе творения? кто главный экзаменатор и оценщик произведённого?».

И там «творит для», и здесь тоже «творит для»... И когда начинаешь разбираться с этими «творит для», то получается или «поэзия» (не научно) — или «диалектическая логика» (что тоже «не научно» в современной научной парадигме).

Ответ заключается в том, что:

Просто «элементами» этой логики — диалектической логики! — являются не «твёрдые неизменные» кубики, а «с размытыми границами, превращающиеся из одного в другое» кубики. Вот что лежит в основе отличий  «диалектической логики» от «формальной».

Справляется с этой ситуацией «диалектическая логика» методом «заморозки» — т.е. методом «проведения границ рассмотрения процессов, явлений», благодаря чему «жилеобразное» становится «твёрдым», т.е. когда из бесконечного количества всех возможных «границ рассмотрения» выбирается что-то одно и, тем самым, плывущее явление жестко закрепляется в этих «границах рассмотрения» и на период «шага рассмотрения» становится «твердым и неизменным».

Разница в том, что «твёрдое» в диалектической логике — лишь на время. Тогда как в формальной логике — это навсегда. В диалектической логике объект становится «твёрдым» лишь на время принятия решения. На интервал времени, нужный для принятия конкретного решения, «шаг рассмотрения».

Для принятия другого решения, для интервала времени рассмотрения и принятия другого конкретного решения, мы возьмём другие «границы рассмотрения».

Тогда как формальная логика пребывает в формальном требовании рассматривать объект  всегда (!) — во всех интервалах, шагах рассмотрения! — как один и тот же «твёрдый» неизменный объект!..

Именно поэтому диалектическая логика, формально меняя «объект рассмотрения» на протяжении «всего процесса рассмотрения», на самом деле (т.е. если смотреть не «формально») — не меняет его!

Потому что рассматривает объект «твердым», неизменным на протяжении «такта», или «шага» рассмотрения!

Потому что после окончания «такта рассмотрения» диалектическая логика «размораживает» объект, возвращая ему «жидкую» форму (аналог «феноменологической редукции Гуссерля»), чтобы тут же «перезаморозить» его для нового такта в новых «границах рассмотрения». И на этом следующем такте опять рассматриваем его «твердым», но немного другим.

Так диалектическая логика совмещает «неизменность объекта рассмотрения» («рассматриваем тот же самый объект») и «изменения объекта рассмотрения, взятого в развитии» (рассматриваем несколько иной, т.е. другой объект).

Если мы сравниваем «слова», то получаем — «тут неизменность, а тут изменения». Но если мы понимаем, что слова обладают различным «значением», то когда мы говорим здесь «неизменность», мы подразумеваний, что «нет изменений» в одном смысле («я был мною, и остался мною, не стал Гегелем»), а когда говорим «изменения», мы подразумеваем «вчера был шатеном, а сегодня покрасил волосы в зеленый цвет; вчера мне было 17 лет, а сегодня... куда все делось».

«Процессы» (например, «я в 17 лет» и «я в 87») мы не можем сравнивать, они уникальны и не сравнимы. Но чтобы их сравнивать, мы облекаем их в «слова», и тогда мы можем сравнивать их! мы можем сравнивать, что угодно... Иногда сравниваем слишком залихватски, тогда можно услышать: «сравнил что-то там такое с... пальцем», — ну, или вообще не сравнивается — «некорректное сравнение!» (означает: сравнение является неправильным в «границах рассмотрения», проведенных конкретным возражающим человеком).

В живом текучем мире адекватно может работать только диалектическая логика. В мире нет неизменных объектов, нет неизменяющихся процессов и явлений! К тому же, видим мы не «объекты», а «модели» — т.е. «объекты своего сознания», результаты мышления и восприятия… которые есть те же «сказочные драконы» в каком-то смысле... существующие несколько по-другому... обладающие другим «онтологическим статусом существования».

Понимать, что кубики не «твёрдые» — это адекватно. И это первый шаг к тому, чтобы оперировать этими... «флюидными» кубиками.

Уметь оперировать «кубиками-флюидами» — это тоже школа со множеством ступеней. Вопрос: телеграм-чат «Диалектическая логика» https://t.me/Dialectical_Logic/2074 — это начальная ступень или продвинутая?


Александр Клейн
11 апреля 2023 г.


Сознательно и Бессознательно как модели
http://proza.ru/2023/04/19/939

Пасха Футуристов, Свет и призма Квалиа
http://proza.ru/2023/04/19/981

Феноменологическая редукция и Символическая тавтология
http://proza.ru/2021/04/05/923

Вход в Диалектическую логику
http://proza.ru/2022/04/18/826

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614


Рецензии