Так велела царица

  До революционное «Издание Т:ва М. О. Вольфъ» выпустило историческую повесть для детей «Такъ велела ЦАРИЦА», в которой Екатерина Первая приказывает тайно увезти из деревни свою родственницу, Марию Скавронскую с детьми и делает их графами.
Вот ее слова из книги:
  «Ты знаешь, князь, - снова обратилась императрица к Меньшикову, - что я давно уже хотела, чтобы мои родственники находились здесь, при мне… Тебе ведь известно, князь, что по рождению я такая же простая крестьянка, как и все другие жители Дагобена… Там я родилась, там прошло мое раннее детство… В юные годы меня, по бедности, отдали в семью лютеранского священника пастора Глюка. А когда русские войска заняли нашу Лифляндию, я с пастором попала в плен. Покойный мой великий супруг, царь Петр Алексеевич, отличил меня и сделал своею женой, сделал русскою царицею… Он мог выбрать себе в жены знатную принцессу, но предпочел меня и не посмотрел на то, что я родом простая крестьянка… И из крестьянки и пленницы я стала супругой государя. Став царицею, я не забыла, что у меня остались, там, в деревне, бедные родственники. И вот я решила, чтобы они были привезены сюда… Но все это приходится делать тайком от людей, никто не должен пока знать, я у теперешней императрицы Всероссийской есть родственники простые крестьяне… И так уже многие люди болтают зря о моем происхождении… А если б их увезти открыто, весь Дагобень узнал бы, а за ним и вся Лифляндия, а этого нельзя. Не хочу я этого…».
  То, что полтора века назад было сказкой для детей, ныне стало биографией императрицы Екатерины Первой. И не мудрено, потому что «Так велела царица»!!
  Если в сказке Екатерина приближает к себе Марию Скавронскую, которая не только не узнает Екатерину, якобы свою родственницу, но и не понимает, что происходит, то ныне мы знаем Екатерину Первую под именем Марты Скавронской.
  То, что это сказка, видно, во-первых, из предисловия, в котором слова «царица-крестьянка» взяты в кавычки! Во-вторых, из того, что ее отдали в семью пастора Глюка не из-за ее бедности или бедности ее семьи, а из-за бедности православного пробста, который не имел надлежащего дохода, чтобы содержать девочку сироту.

  Что ж, раз уж так велела царица, то и быть ей во веки веков крестьянкой в головах и нынешних детей, которые повзрослев, сделаются историками и продолжат рассказывать своим потомкам сказку уважаемой Л. А. Чарской!


Рецензии