Севордик

---
     Этот народ, который называли источники и как савардии, и как саварты, начиная с конца 7-го века стал подвергаться арабо-исламской экспансии. Этнонимы севор-дик, савар-ди, савар-ты сторонники их тюркского происхождения объясняют от тюркского сабар, то есть белый, светлый с суффиксом ты.
     Согласно другому объяснению происхождения слова севордик, в нём коренное слово савар ирано-арийского происхождения, которому добавлен тюркский суффикс принадлежности - ты.
     В арабских, европейских и армянских древних книгах есть записи том, что в Закавказье живут народы севордик и савардии. Нынешние учёные отождествляют их с народами саварти, коих К. Багрянородный называл асфалами, то есть сильными.
---
     Арабы отличались более высокой организацией и привносили на покоряемые территории системы управления государственного типа, в противовес семейно-родовому. Однако этнос севордик, братский савардиям и родно-родственный савирам, оказал упорное сопротивление арабам. Было несколько десятков столкновений, одно из которых зафиксировали сначала арабы, затем и другие хронисты. В середине 8-го века по Рождеству Христову севордик-савардии восстали против арабов и разрушили г. Шамхор в Северо-Западной Кавказской Албании, который арабские начальники использовали как Кром-град у русских, то есть прятали там свою родню и казну.
     Это довольно далеко от Прикаспийских степей, куда в то время прописывали их братьев сувар и савар тогдашние летописцы. По всей видимости, это были отряды савир, которые участвовали во всех военно-политических акциях Хазарского каганата в его противостоянии с персами и арабами. Чаще всего они выступали в союзе с Византией.
---
     К.Багрянородный, писавший в 9-м веке называл савардиев-асфалов середины 8-го века, одной из частей мадьяр, которые, жили тогда в персидских владениях. К этому сообщению нужно относиться осторожно, поскольку персы владели этой частью Закавказья намного раньше 7-го века.
     По всей видимости К.Багрянородный спутал мадьяр с савирами. Эти савиры и в 9-м, и в 8-м веке проникали в Закавказье. Поселившись там, стали известны под именем севордик-савардиев, причём название это распространялось и на позже появившихся в Закавказье хазар.
     С другой стороны, мадьяры и савиры в течение нескольких сотен лет жили рядом, имели в составе Хазарии общую историю, социокульты, частично происходили из общей среды, пришедшей из-за Уралья, что ныне называется Сибирью. Это могло послужить поводом считать и тех и других частями одного народа.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии