К Индре и Варуне

К Индре и Варуне
Сын СвЪтен Iнтру
воде тьме
а iмахом Вынего допоменце нашего
А старе щасе суте наше благо
Достанехом од она тврдосте а крпсте
абы вразем сме отвЪдалi
яко iстеть
Влескнига. Дощ.6д. Сын Света Интра ведет тьмы (т.е. десятки тысяч воинов), и есть у нас Вышний Помощник. А древние времена суть наше благо! Обретаем [мы] от них твердость и крепость, чтобы врагам [мы] ответили, как надлежит!

Ригведа VII, 82. К Индре и Варуне
Тема - Индра и Варуна. Размер - джагати.
Хотя гимн посвящен парному божеству и с просьбами к ним обращаются к двоим, приписывая им одни общие мифологические подвиги, в отдельных стихах (2,4,5,6) они явно противопоставлены друг друга при некотором преимуществе Варуны.

1
indr;varu;; yuvam adhvar;ya no vi;e jan;ya mahi ;arma yacchatam ;
d;rghaprayajyum ati yo vanu;yati vaya; jayema p;tan;su d;;hya; ;1;

О Индра-Варуна, для нашего обряда
Предоставьте вы великую защиту племени (и) народу!
(Того,) кто хочет из зависти превзойти далеко преуспевшего в жертвах(человека)
И (всех) злоумышленников пусть мы победим в сражениях!

1c. … далеко преуспевшего в жертвах (d;rgh;prayajyum) … - У Рену: “(I’homme) qui se distingue au loin”.

2
samr;; anya; svar;; anya ucyate v;m mah;nt;v indr;varu;; mah;vas; ;
vi;ve dev;sa; parame vyomani sa; v;m ojo v;;a;; sam bala; dadhu; ;2;


Вседержителем зовется один из вас, самодержцем – другой.
Велики Индра-Варуна – обладатели великих богатств.
Все боги на высшем небосводе
Со(единили) в вас двоих силу, о быки, соединили мощь.

2a. Вседержителем (samr;;j-) … самодержцем (svar;;j-) … - Противопоставление Варуны Индре на уровне постоянных эпитетов.

3
anv ap;; kh;ny at;ntam ojas; s;ryam airayata; divi prabhum ;
indr;varu;; made asya m;yino 'pinvatam apita; pinvata; dhiya; ;3;

Силой вы просверлили отверстия для вод.
Солнце вы привели в движение на небе как главное (светило).
О Индра-Варуна, в опьянении от этого чудодейственного (сомы)
Вы сделали набухшими ненабухавшие (реки). Сделайте набухшими поэтические мысли!

3a. … вы просверлили … - Подвиг Индры, совершенный им при убийстве Вритры, приписывается здесь и Варуне.

4
yuv;m id yutsu p;tan;su vahnayo yuv;; k;emasya prasave mitaj;ava; ;
;;;n; vasva ubhayasya k;rava indr;varu;; suhav; hav;mahe ;4;

Только вас двоих (призывают) возницы в битвах, в сражениях,
Вас – при побуждении к миру, (они,), твердо стоящие на коленях.
(Вас двоих,) повелевающих двоякого рода богатством, (мы,) певцы,
Призываем, о Индра-Варуна, как (тех,), кого хорошо призывать.

4a. … (призывают) возницы в битвах … - Фразеология, связанная с Индрой. При этом, как поясняет Гельднер, “возница” (v;hni-) обозначает как воина, который правит боевой колесницей, так и жреца, “правящего” колесницей с жертвой.
4b. … при побуждении к миру (k;;masya prasav;) … - Это относится, собственно, к Варуне, представляющему магико-юридическую функцию и никак не связанному с войной - сферой Индры. … твердо стоящие на коленях (mit;j;ava;) … - Слово, встречавшееся в гимне Митре, олицетворяющему мир, договор между людьми. - См. III, 59,3.
4c. … двоякого рода богатством (v;sva ubh;yasya) … - Как считает Рену, это то, что связано с войной и с миром.

5
indr;varu;; yad im;ni cakrathur vi;v; j;t;ni bhuvanasya majman; ;
k;eme;a mitro varu;a; duvasyati marudbhir ugra; ;ubham anya ;yate ;5;

О Индра-Варуна, когда вы двое создали
Все эти существа вселенной во (всю) мощь,
Митра миром воздает Варуне,
(А) другой, грозный едет с Марутами для блеска.

5d. … другой, грозный … - Sc. Индра.

6
mahe ;ulk;ya varu;asya nu tvi;a ojo mim;te dhruvam asya yat svam ;
aj;mim anya; ;nathayantam ;tirad dabhrebhir anya; pra v;;oti bh;yasa; ;6;

Ради великого вознаграждения (Индры), ради вспышки Варуны
(Эти) двое меряют силу, что прочно ему присуща.
Один укротил чужого, несущего гибель;
Другой отвращает немногими превосходящих.

6a. Ради великого (mah; ;ulk;;ya v;ru;asya n; tvi;;;) … - Интерпретируется вслед за Ольденбергом - Рену, видящим здесь продолжение противопоставления двух богов. У Гельднера: “Um einen hohen Preis, um den Machtglanz eben des Varu;a”.
6b. … что … ему присуща. - Как справедливо считает Рену, “ему” означает: “каждому из двоих”; Гельднер поясняет, что имеется в виду Варуна.
6c-d. Один … Другой … - Sc. Индра - Варуна. … чужого (;jamim) … - Букв. “некровнородственного”; слово, обозначающее врагов-дасов.

7
na tam a;ho na durit;ni martyam indr;varu;; na tapa; kuta; cana ;
yasya dev; gacchatho v;tho adhvara; na tam martasya na;ate parihv;ti; ;7;

Ни нужда, ни опасности, ни мучение из-за чего-нибудь
(Не приходят) к смертному, о Индра-Варуна,
На чей обряд вы идете, о два бога, (и) охотно принимаете (его).
Не настигает его и обман смертного.

8
arv;; nar; daivyen;vas; gata; ;;;uta; hava; yadi me jujo;atha; ;
yuvor hi sakhyam uta v; yad ;pyam m;r;;kam indr;varu;; ni yacchatam ;8;

Придите в наши края, о два мужа, с божественной помощью!
Услышьте мой призыв, если вы рады (ему)!
Так сохраните (для нас), о Индра-Варуна,
Вашу дружбу или же союзничество, (ваше) милосердие!

9
asm;kam indr;varu;; bhare-bhare puroyodh; bhavata; k;;;yojas; ;
yad v;; havanta ubhaye adha sp;dhi naras tokasya tanayasya s;ti;u ;9;

Нa;шими передовыми бойцами будьте в каждой битве,
О Индра-Варуна, в которых заключена сила народов,
Когда в соперничестве вас призывают с обеих сторон
Мужи, чтобы добиться продолжения (своего) потомства!

10
asme indro varu;o mitro aryam; dyumna; yacchantu mahi ;arma sapratha; ;
avadhra; jyotir aditer ;t;v;dho devasya ;loka; savitur man;mahe ;10;

Нa;м пусть Индра, Варуна, Митра, Арьяман
Даруют блеск, великую защиту во всю ширь,
(Они,) усилившиеся от закона, немеркнущий свет Адити!
Мы хотим вспомнить зов бога Савитара

10c-d. (Они,) усилившиеся от закона (;t;vr;;dho) … - Вслед за Ольденбергом эпитет отнесен к Адитьям, с именами которых он нередко встречается, и пада с трактуется как связанная с падами а-b. Рену членит стих иначе, рассматривая пады c-d как одно предложение: “Renforc;s par I’Ordre, nous voulons invoquer-en-pens;e le renom d’Aditi, du dieu Savitar”.

Иногда великих богов определяют эпитетами "вседержитель", samraj- (букв, "всевластный"), и "самодержец", svaraj- (букв "самовластный"). К Индре может относиться и тот и другой, к Варуне только первый из них, но в одном из контекстов они противопоставлены друг другу именно по этим эпитетам (VII, 82, 2).
Т.Я. Елизаренкова. Мир идей ариев Ригведы
https://wiki.shayvam.org/


Рецензии