Его звали Аттила или Адил?
Вождя европейских гуннов звали Аттилой. Зап. исследователи "Мира Гуннов" отвергают советскую и раннезападную трактовку его имени как "Эдил/Этиль" (Волга) и считают, что его имя (или прозвище) носило готский характер. В качестве доказательства приводят следующие аргумены:
1. Среди ближайшего окружения Аттилы имелись лица с готскими именами
2. Готский язык и мода на всё готское шаг за шагом набирали обороты среди гуннской знати.В поздне-гуннский период готский язык (Гутиска разда) вышел на лидирующие позиции в гуннской державе Аттилы. Готский язык среди гуннской знати стал одним из этнических маркеров гуннов Европы. Исследователи утверждают, что среди гуннов в их ставке можно было легко найти собеседника (включая самого Аттилу и его брата), владеющего готским. Вторым распространённым иностранным языком в среде гуннов Европы явл. латинский. Таким образом, готский язык абсолютно точно использовался среди гуннской знати. Владея готским проблем общения со многими гуннами бы не было, по крайней мере среди знати. И если бы Держава Аттилы не прекратила своего существования, то именно готский язык (а с ним вместе, возможно, и арианская разновидность христианства) сегодня бы был официальным языком гуннов Европы. Популярность ни одного другого иностранного для гуннов языка до такой роли не дотягивала.
3. Вождь гуннов Аттила провёл детские годы среди детей восточногерманских вождей в Риме, куда как и они попал в роли заложника. Поэтому он его знал на уровне родного. Это был язык его детских воспоминаний и дружбы с детьми готских вождей.
Со всеми этими аргументами мы полностью согласны, как и с тем, что "аттила" снабжено типичным для готского языка уменьшительно-ласкательным суффиксом "-ила", т.е. ATTILA переводится с готского как "маленький отец" (гот. atta "отец"), ср., готское прозвище, ставшее именем - Вульфила "волчонок".
С готской этимологией мы не спорим, но у нас возникает резонный вопрос- а не представлял ли собой антропоним "Аттила" - переиначенное на готский лад собственно гуннское имя, характерное для гуннского объединения племён? Такая ситуация нам кажется более вероятной.
ДАГУРСКОЕ АДИЛ
Любой мусульманин не чуждый арабскому языку и арабо-мусульманской терминологии, решивший уделить внимание монгольским языкам, быстро обнаружит в них многие знакомые ему, казалось бы, семитские по-происхождению, слова.Но если вы попытаетесь выяснить, то они окажутся без каких-либо следов семитских заимствований. Они- монгольские. Число исповедующих ислам монголов - ограниченно и все они проживают в Китае (Внутренней Монголии). Там они группируются с местным китайским мусульманским населением (уйгурами, hui и др.). В душе они все ненавидят Китай и считают китайцев иноземными поработителями. Во Второй Мировой они симпатизировали Японии и никогда не выступали против японских вооружённых сил, хотя не секрет, что таким мусульманам как hui время от времени доставалось от японской военщины только за то, что они говорят по-китайски, выглядят как китайцы и таковыми являются.
Условно "семитская" лексика имеется в халха-монгольском языке, который абсолютно никак не связан с мусульманством. Судя по генетике заметно, что уйгуры понабрали большое количестве (более половины) монголоидных женщин (сами монголы здесь ни при чём), что отразилось на их внешнем виде. Среди отцовской линии европеоидного (кавказоидного) происхождения заметно представлены в том числе гаплогруппы J2, J1. Сопутствующий гаплогруппе J1 маркер указывает на ближайшую генетическую родню среди кубачинцев, кайтагцев, ауаров Дагhестана, узбеков Афганистана. К этой гаплогруппе на схеме генетических расстояний тянутся монголы Внутренней Монголы, тибетоязычные цяны (мусульмане) и китайские hui. Последние, в отличии от уйгуров понабрали себе заметное количество немонголоидных жён, т.е. генетика указывает на пристрастие китайских мужчин-мусульман к немонголоидным женщинам, которые скорее всего явл. выходцами из мусульманских семей. Таким образом, этнические китайцы-мусульмане при выборе сексуальных партнёров немонголоидные признаки расценивали как "свои" и престижные. Если уйгуры их стремительно теряли, то монголы Внутренней Монголии и этнические китайцы-мусульмане их успешно набирали. Впрочем, отцовская линия присхождения монголов Внутренней Монголии демонстрирует их близость больше к уйгурам, чем внешним монголам. Здесь мы ещё раз уточним, что современные уйгуры (вэйюар), это вовсе не древние уйгуры (хуэйхэ, haihura)как и то немаловажное обстоятельство, что тюркская речь изначально не присутствовала в Синьцзяне и такая ситуация продолжалась вплоть до 7-10 вв. Единственной относительно генетически близкой современным уйгурам тюркоязычной популяцией явл. узбеки Афганистана. Последним однако ещё ближе ауары Дагhестана и кайтагские даргинцы. Совсем впритык к этой ауаро-кайтаго-узбекской группе оказались почему-то и ираноязычные hазара, чьими предками являются монгольские племена (в средневековом монгольском имелся специальный термин для обозначения подобных народов, связанных родством с моголами, но имевшими и иноэтничную родню). Не пытайтесь выявить их происхождение, погрузившись в Википедию, так как там успел "поработать" тенгликский актив, внеся фантастические правки об их якобы "тюркском" происхождении. На карте генетических дистанций ближайшей их роднёй явл. ауары Дагhестана и узбеки Афганистана. У этих хазара ярко представлен комплекс "нежелания" признавать себя монголами ввиду превратно понятого чувства пуштунской бытовой ненависти по отношению к ним. Бедные хазара решили, что пуштунский "беспредел" по отношению к ним обусловлен исключительно их монгольским происхождением, а на самом деле здесь первоочерёдную роль сыграл религиозный фактор (хазара - шииты), к которой лишь добавились расовые отличия, что позволило пуштунам без труда обаруживать "монголов" среди народов Афганистана.Специалисты видят иноэтничный элемент и среди афганских гильзаев (гильджи),предпологая их тюркское происхождение, но сами гильзаи с этим никак не согласны и дистанцируются от идеи родства с тюрками. В данном случае речь об одном из влиятельнейших пуштунских племён, они - сунниты и имеют европеоидный (кавказоидный) облик. Поэтому у гильджи никогда не было национальных трений на почве их "чуждости" Афганистану. Впрочем, этнические истоки гильзаев могли быть, действительно, и не тюркскими, они банально могли какое-то время состоять в одной и той же номадской группировке, в которой "засветились" и тюрки.
Таким образом, мы предоставили читателю подробную картину этно-религиозной ситуации в рассматриваемом регионе и можем засвидетельствовать отсутствие причин попадания семитской (арабо-мусульманской) лексики в монгольские языки. Если таковые случаи всё же и имеются, то они чрезвычайно редки и касаются исключительно монгол-мусульман.
Дагурское АДИЛЬ "одинаковый, равный, подобный, аналогичный, адекватный, тождественный". Обратите внимание, что общемумусльманского производного "АДАЛЯТ/АДАЛЕТ" среди значений нет, зато есть типично аварское 'ADIN (гIадин) "подобный, подобно". И далее:
АДИЛЬЧИРЭЭ "подобный, схожий, довольно похожий"
АДИЛЬШЕЕГУ "признать равным, равнять,рассматривать как одинаковое, похожее, аналогичное"; "сопоставлять, уподоблять" .
В этой основе аварского много, а арабского почти нет и если бы оно являлось "арабизмом", то на первом месте мы бы увидели арабское, а не аварское значение.
МЕНТАЛИТЕТ АТТИЛЫ
Западные исследователи по крупицам сведений из источников восстановившие менталитет вождя гуннов Аттилы на первом месте из его черт поставили его надёжность и справедливость. Чисто в раннемонгольских традициях Аттила был склонен ко всякого рода клятвам, договорам, федерациям и конфедерациям. Очень многие германцы испытывали к нему симпатии.Дело в том, что древние германцы гораздо больше ненавидели своих германских соседей, чем совсем чужих для них. Древние германцы к тому же представляли, как правило, очень бедный, но гордый народ. И они не переставляли удивляться тем качествам, которые демонстрировал вождь гуннов Аттила: бросающаяся в глаза роскошь и запанибратское, душевное отношение к своим союзникам-конфедератам. Аттиле источники, например, приписыают такие психологические трюки:
После того как гунны разбили какое-нибудь малочисленное, спрятанное в лесах германское племя, все в племени в ужасе ожидали, что за этим последует- как воспользуется их поражением Аттила? Постоянно бедные, но гордые германцы "просчитывали" неудачно для них сложившуюся ситуацию: сколько и чего от них потребуют непобедимые грозные гунны?
К германскому племенному вождю являлся посланник Аттилы и заявлял, что Аттила приказал ему немедленно явиться в его ставку, где будут также и вожди германских конфедератов. Последнее известие сильно напрягало германцев- как, там ещё будут и германские вожди, т.е. его начнут унижать перед ними? Стан германского племени погружался в траур и женщины начинали оплакивать свою участь, а мужчины метали гадальные руны, пытаясь предсказать будущее.А что же происходило на самом деле?
Германский вождь попадал на гуннский банкет, за скамьями восседали известные германские вожди племён, примкнувшие к Аттиле, столы были завалены яствами, вокруг музыка и пр. Аттила вставал и приветствуя побеждённого им вождя просил его пройти через длинный стол и сесть рядом с ним. Первым делом Аттила протягивал ему золотой кубок и приглашать выпить со всеми германскими вождями за "вечную дружбу", затем Аттила по-готски начинал пафосную речь о "мужественном, храбрейшем германском вожде, явившимся к ним сегодня". В осушённный германским вождём кубок Аттила сыпал золотые монеты и далее вся эта компания весело проводила время. По сообщениям источникам, такое представление с каждым примкнувшим к ним побеждённым вождём раздражало самих гуннов, они нередко шептали Аттиле: "а на кой чёрт так церемониться с этими мелкими и бедными германскими вождями, зачем щедро осыпать их золотом?"
Германский вождь возвратившийся к своему племени вызывал там взрыв восторженных чувств когда все узнавали, что германцы никому, ничего не должны- никакой дани они платить не будут, более того, Аттила передал им всем привет (гот. Hails!) и сделал от души "братские" подарки- "вот его кубок и вот его монеты". Задача, поставленная их племени самим Аттилой заключается лишь предоставление военной помощи при необходимости. Ни дани, ни скота, ничего унизительного и обременительного для германцев он не потребовал. "Отныне мы с Аттилой- вождём гуннов"! Эти новости затем передавались из одних уст в другие- "Аттила сказал так нашему вождю так: "слава, честь и хвала тебе храбрейший и достойнейший из германцев! И произнёс он это в кругу за столом с другими германскими вождями, усадив нашего вождя рядом с собой".
Всё это на наш взгляд никак не противоречит общемонгольскому понятию "названного братства", "клятвы на верности" и пр. Поэтому мы считаем, что более вероятной точкой зрения на этимологию антропонима "Аттила" является всё же имя "АДИЛЬ", а готское "Аттила" могло быть его германским переосмыслением.
ГУННСКИЙ ОРЁЛ ГОТОВ, ГУННЫ-СТУДЕНТЫ И ЗЕМЛЯЧЕСТВА
Ничего подобного германцы до сих пор не слышали. Вождь могущественного племенного объединения свободно говорит по-готски, знает все готские обычаи и порядки, чрезвычайно к ним любезен и щедр. Но это вовсе не говорит о том, что Аттила делал себе что-л. во-вред во имя германской поддержки, просто Аттила сполна использовал своё знание готского языка и германских нравов. Многие историки даже предпологают, что немецкий национальный символ- орёл (Adler),восходящий к его изображениям у готов, на самом деле получил популярность в готской среде вовсе не из за римского, а скорее гуннского влияния, при этом акцентируя внимание на деталях его художественной передачи. Да и сами соседи германцев долгое время помнили о гуннско-готско-сарматском объединении и обзывали немцев "гуннами". Так их, называли, например, их европейские противники в период Первой и Второй мировых войн. Термин "гунны" (the Huns) можно встретить и на антинемецких карикатурах. Даже в наши дни "the Huns" англосаксы и немцы воспринимают в германофобском ключе. В современном немецком студенческом слэнге, die Hunnen - это немецкие студенты, бегущие после занятий в библиотеки, чтобы раньше других заказать учебные пособия, это все те немцы студенческого возраста, кто "шарят" в инете, выискивая ответы и методическую литературу по заданной им преподавателем теме. "Демонстирующее свою силу гуннство" закрепилось в СМИ Германии как своего рода ярлык группы Rammstein. На костюмированных празднествах в честь какой-нибудь городской годовщины немцы охотно изображают из себя то гуннов, то аваров или даже монголов: Hunnenhorde, Awarenhorde и т.п. Этот факт имеет место в тех германских землях где были или гипотетически могли быть те или иные "варвары". У подобных объединений (Verein), как правило, присутствует свой сайт и свой "земляческий стол" (Stammtisch). На их сайтах можно встретить такие объявления: "Гунны Кёльна, дамы и господа! Оповещаем вас о нашем "Штаммтищ", который состоится там-то и во столько-то. Просьба заявить заранее о вашем участии."
Стражи Хонов/Honeri Pahak
11.04. 2023.
Свидетельство о публикации №223041100291