О реках, городе и жизни

Как истинному жителю русских равнин мне ужасно нравятся реки где-то на подсознательном уровне. И эту симпатию не смогло вытеснить, что удивительно,  даже море...

Естественно, как всякий нормальный человек я долгое время особо не задумывалась о такой данности, как реки в моей жизни. Есть они и есть. Пускай будут. Пускай текут себе, неся огромные объемы воды из одной стороны в другую. А ещё солнце в них красиво отражается, это да...
Но жизнь мне всячески намекала, что не всё так просто, как мне кажется, и что за естественным для меня явлением скрывается тайна и смысл гораздо важнее, чем я это вижу...

1. Реки уносят с собой всё - весь поток, что впал в нее или оказался рядом с ней. Реки уносят бумажные кораблики и фонарики, уносят цветы и кувшинки, уносят мысли и чувства, мечты и фантазии, боль и тоску, печаль и скуку. Уносят, оставляя за собой только покой.

2. Река меняет ритм. Всё мельтешащее буйство жизни она сводит к одному знаменателю, к одному темпу, позволяя дышать, как дышит она, осязать, как осязает она, не-мыслить, как не-мыслит она. Не-мыслить покоем.

3. В каменных джунглях, в царстве бетона, пластика и стекла мы сжимаемся, как пружина, чувствуя неумолимое давление со всех сторон. Чувствуем связи, что оплетают нас, как паутина, надёжно фиксируя в матрице города и одновременно сковывая так, что иногда, кажется, не вздохнуть.

Именно в таких условиях для выживания в себе человека просто ужасно необходима перезагрузка. Перезагрузка, которая позволит наконец вздохнуть воздуха во всю грудь, перезагрузка, что даст возможность остановиться и сделать паузу, перезагрузка, что остановит бесконечный поток чувств, эмоций, мыслей, дел, обстоятельств, долга, ответственности.

И в условиях города наиболее доступный и эффективный вариант - это реки. Реки, чья суть и есть уносить всё старое, оставляя место новому, свежему, обновленному.


Особенно актуально всё, что я написала выше, в Москве. Москва - она о деле, о бизнесе и связях, о стремительных взлетах и неумолимых падениях. Но она почти всегда не о человеке. Не о времени почувствовать и помыслить. Не о возможности дышать и сохранять свой ритм, что далеко не так стремителен и мощен, как ритм вовне. Совсем не о паузе, которая жизненно необходима нам, чтобы сохранить в себе себя.
И тогда приходит время рек и долин вокруг них. Именно они позволяют замедлиться, а иногда даже остановиться. Именно они способны унести за собой тот клубок мыслей и чувств, что нависают над нами и давят. Реки в Москве - это шанс на ту самую перезагрузку...

Однажды, когда я почувствовала, что понемногу начинаю сходить с ума, а моя усталость наконец победила лень, я смогла изучить ближайшую точку сохранения (да, как в играх) под названием «Парк 50-летия Октября» и долину реки Раменки в нём.
И что ж, это было не зря, так как я и не подозревала, насколько сильно на мозг давит обычная и всем знакомая городская схема «дом - работа/учеба - дом». Это рутина, которая удивительно легко затягивает с головой, лишая тебя воли, а жизнь — цвета. И с каждым днём всё усугубляется, трансформируясь в перманентную усталость и апатию, перерастая в нежелание двигаться куда-либо, куда-то стремиться и хоть как-то жить.
И поразительно, но банальное «послушать птичек» и «посидеть у реки» решает, куда больше вопросов и проблем, чем я могла изначально подумать. И если в начале парка я ещё думала, что всё зря и лучше бы я  поехала в общежитие учиться и отдыхать, то, не дойдя до реки Раменки буквально метров сто, я вдруг физически почувствовала, что всё изменилось. Вообще всё... Воздух, земля, звук, ритм. Как будто кто-то неожиданно взял и переключил канал. Хотя, наверное, просто в Москве этот контраст «природа-город» куда заметнее, чем в других городах.

Аккуратный и спокойный парк, множество старых деревьев, причудливо переплетённые между собой стволы, холмистая местность, резкие, почти вертикальные склоны, которые наглядно отделяют одну плоскость от другой: парк от суетливого города. Это место удивительно и уникально хотя бы потому, что способно задать свои правила, находясь, по сути, посреди такой мощной силы, как Москва...


Рецензии