Подвиг фабзайцев

           Перед  Великой Отечественной  войной, в  сельской местности, школы были, в основном,  с четырёхлетним сроком обучения.  Дальше,  надо  было либо  идти  работать в колхоз, либо ехать учиться в город. Родители, у кого была такая возможность,    снимали   школьникам в городе квартиры,  размещали у родственников. Детям, одним, приходилось, ой,  как нелегко.  Надо было в одиночку отбиваться от уличной шпаны, стараться  не замечать надменных усмешек  городских  девчонок.  Тем не менее,  те, кто  сумели всё это пройти, приобретали  крепкий характер.               
          Семилетняя  школа  была   бесплатной, а дальше, если  продолжать учёбу, в старших классах,надо было  платить за учёбу  деньги.  Не  все родители  могли себе такое позволить.  Учиться  в старших классах было   трудно.  Требования   значительно возрастали, а поступишь или не поступишь  затем в  ВУЗ  ещё не известно.   Проще, после седьмого класса, было пойти учиться ФЗУ (Фабрично-заводское училище). Там, ко всему прочему, учащихся обеспечивали  бесплатным жильём, питанием и  казённой формой. Для многих, тогда, - это было достаточно веским аргументом.
          Мой дядя,  ставший,  в  последующем, научным работником,  закончив,   семилетку,    решил  продолжить обучение в старших классах школы   и оказался…   второгодником. Настолько сложная  была программа.  Пока он  мучился в старших классах, его друзья,  после семилетки, поступившие   в  ФЗУ,  уже получили разряды и начали  самостоятельную, вполне, взрослую  жизнь. Большинство из  старых рабочих, на  тех предприятиях, куда они пришли,  не имели даже начального школьного образования.  В царской России, где прошло их детство и юность,  для простого народа - это было непозволительной роскошью.  Молодёжи, с её  новыми знаниями,  с умением читать чертежи, была открыта широкая дорога.   Что касается моего дяди, то ему пришлось   бросить девятый класс, который он  не смог одолеть, даже со второй попытки, и  пойти учиться в техникум, где он,  по-настоящему взялся за ум и закончил его с отличием…. Дальше  пошло, поехало....
          Но   продолжим всё-таки  разговор  об  учащихся  Фабрично-заводских училищ  - фабзайцев. Слово фабзаец  пошло от слова  Фабза  – так, сокращённо именовали   Фабрично-заводские училища.
          Прежде чем перейти к дальнейшему, попробую  коротко, рассказать о     системе оплаты, с которой  сталкивались  выпускники ФЗУ,  придя на  производство, и о плане. Всем предприятиям   и организациям  в СССР, исходя  из достигнутых  результатов, устанавливался план, и  все  были обязаны его  выполнять  и  перевыполнять. Дело, вроде бы,  не плохое, если бы не одно но... В том случае, когда  план, скажем, сегодня, перевыполнялся на  сто двадцать процентов, то, можно сказать, на завтра, эти сто двадцать процентов, превращались уже   в обычную норму. Попытаюсь, пояснить это на примере: если ты, за смену, вместо  сто ящиков,   изготовил сто двадцать ящиков, то в  ближайшее время, нормой становится  не сто ящиков, а сто двадцать, и чтобы  перевыполнить план надо уже вместо сто двадцати ящиков, делать, как минимум  сто двадцать один. По этой причине,  рабочие не стремились сильно  перевыполнять план... И не только рабочие. Мой отец, при Сталине, получив назначение  начальником цеха на  завод, не мог в течении   трёх  первых месяцев добиться  выполнения цехом плана.  В результате он, за всё  это время, не то, что не получал  премиальные  выплаты, а вообще, три месяца не получал  ни какой зарплаты. В итоге, цех план  всё же выполнил и даже  серьёзно перевыполнил.  Отцу вернули   зарплату  сразу за все месяцы, но  после чего, его вызвал директор завода, бывший царский инженер, и сказал: "Немного подумай, как работать дальше". Отец его прекрасно понял. Сто один процент, сто два... Так и  продолжалось....
          Грянула Великая Отечественная война.... Завод по-прежнему выполнял план на сто один, сто два процента в месяц (по нынешним меркам, это было бы  очень замечательно, можно посчитать сколько получалось за год).  Рабочие продолжали работать по восемь  часов в день... Восьми часовой день,  в то время, – это было дело  святое. Он являл собой одно из  достижений Советской власти. Одним из основных  требований пролетариата  в Российской империи, выдвигаемым на забастовках, был именно восьми часовой рабочий день.  Большевики это требование  рабочего класса выполнили и  стремились, в дальнейшем,  соблюдать   его неукоснительно. Нарушение  влекло за собой серьёзную ответственность.
          Так вот, война шла, а  рабочие работали как и прежде....   И, вдруг, произошло, то чего никто не ожидал.  Фабзайцы, вдруг, начали перевыполнять план  на  двести – триста процентов!.. После фабричного гудка, оповещающего об окончании  рабочей  смены,  продолжали стоять у станков по десять, двенадцать  и более часов.  Старые рабочие пытались им что-то объяснять, но  те не понимали. Их  начинали избивать, ломать  им  инструмент, но они  всё равно стояли на своём...
          И тогда  наступил момент когда, директор пригласил  старых рабочих  к себе  и  сказал:  " Смотрите – какие-то пацаны,  по двести - триста процентов   фронту дают, а Вы, с  вашими пятыми-шестыми разрядами, почему столько не можете?  Короче, если завтра по четыреста процентов не дадите, то у всех бронь  сниму.  Все пойдёте на фронт!.."  «А зарплата?» - послышался робкий  голос. «Смотрите, чтобы та, что была, осталась» - последовал ответ.
         И завод нашёл  второе, а потом третье дыхание... Фабзайцам было нужно только одно:  им нужна была  Победа. Победа   над врагом.
         Когда  кто-то из них достигал призывного возраста,  то  сразу же  шёл в военкомат  и просил отправить на фронт - добровольцем. Военком тут же отправлял его обратно,  к директору.
         - Если я вас, всех, на фронт отпущу,  с кем  работать буду? -  спрашивал директор.
         - Да мы  уже других пацанов   подготовили.
         - Они же дети совсем ... Вы сами... Не спешили бы. Разряд повышу.
         - Подпишите лучше  разрешение на фронт.
Он подписывал,  они уходили... Большинство из них так, никогда,  и не вернулись с  войны.               
               


Рецензии