В гостях у тети Розы

Умывальник в саду у тети Розы всегда нравился шестилетнему Гелани, особенно запах туалетного мыла «’84» в упаковке с красивой девушкой светло-карими глазами. Рукомойник находился рядом с деревьями и кустиками малины, почти скрытый зеленью и тенью. К нему вела узкая тропинка, а по краям росла трава до щиколоток. В жаркое время здесь веяло всегда прохладой и уютом.
Советский умывальник – один из самых узнаваемых предметов повседневной жизни жителей страны развитого социализма. Его подвешивали на гвоздь, прибитый к деревянному столбу или забору. Обычно им пользовались в летнее время. Но были и те, которые умывались в холодный сезон с таким «мойдадыром», утверждая, что они таким образом закаляются...
Гелани в гостях у тети Розы отдыхал по-настоящему: летний период, не нужно ходить в школу и зубрить домашнее задание или же выслушивать бесконечные упреки взрослых. Он целый день купался в речке или в пруду, совершал пешие походы в лес, а вечером гулял со своими старшими двоюродными братьями, заглядывая в сады деревенских жителей.
Неца* утром не позволяла никому рано будить гостя. Мальчик был его любимцем – первенец младшей сестры. Гелани просыпался от «солнечных зайчиков», светившихся прямо ему в лицо. Вставая с мягкой постели, он первым делом направлялся по тропиночке к умывальнику, чтобы плеснуть в лицо холодную воду и покушать малину.
Зная это, тетя Роза ему ласково сказала:
— Ты сперва умылся бы, племяш, — по-доброму корила она, — потом покушаешь. Я с утра собрала и помыла и малину, и клубнику для тебя.
Мальчик счастливо и благодарно посмотрел на сестру своей матери.
— Знаешь, что я тебе приготовила? – спросила тетя Роза.
— Нет! А что? — живо поинтересовался Гелани.
— Яичницу, творог, разбавленный со сметаной, зелёный лук и твои любимые чеченские лепёшки.
— Неца, ты моя мать-героиня! Сейчас приду! – счастливо воскликнул племянник.
— Если ты быстро не закончишь умываться, эти оболтусы, — смеясь предупреждала она, указывая на своих сыновей, — всё скушают.
— Я мигом, — ответил ей мальчик, украдкой и в спешке кушая уже сорванную малину.
Больше всех Гелани не любил, когда кузены давали ему поручение слить воду из накопителя, который стоял прямо под умывальником.
— Чупалг (так звали Гелани братья), вылей грязную воду, — давали они указание, явно подшучивая над своим братиком. Однако пацан не противился, беспрекословно делал всё, что ему велят взрослые.
И в этот раз ему снова сказали вылить ведро. Ёмкость была тяжёлой, оттуда пахло мылом и зубной пастой. Морща лицо, Гелани взялся за ручку двумя руками; раскачиваясь из стороны в сторону, залив кеду левой ноги помоями, он еле-еле доходил до выгребной ямы и сливал туда грязную воду.
После таких мытарств хотелось крепко выругаться, но мальчик еще не знал плохих слов. Он шёл обратно как ни в чём не бывало; вода шлёпала в кеде; он возвращался, изобразив на лице маску безразличия.
Завидев эту картину, тётя Роза, конечно, отчитывала сыновей. Даже грозила оставить без завтрака. Те отшучивались, заверяя её, что они так воспитывают ребёнка.
— Тётя Роза, мне же не трудно, — сияющей улыбкой промолвил племянник. — Меня же твоя сестра прислала сюда, чтобы я помогал тебе по дому.
— Гелани, ты их не слушай! Делай то, что я тебе буду говорить.
— Нани, а это неправильно, — с дельным возмущением спорили с матерью сыновья. — Зачем ты лезешь в пацанские дела? Мы же ему зла не желаем, а воспитываем его.
— Это не воспитание, а издевательство, — сердито сказала Роза. — Лучше бы научали чему-нибудь полезному.
— А мы научим, — ответили сыновья хором. — После зухр-намаза пойдём на пруд. Будем Чупалга учить нырять по-взрослому. Ну а потом...
— Что потом? — с детским любопытством спросил мальчик.
— А потом, Гелани, мы с тобой прокатимся на «Буране» и «Урагане» (так звали двух красивых жеребцов), — сообщил старший брат.
У ребёнка радостно заблестели глаза, он был очень счастлив. Никто себе даже представить не мог, как он любил лошадей, а скакать на чёрном, как уголь, «Урагане» была его давней заветной мечтой.

Апрель 2023 года, Урус-Мартан.


Рецензии