Сабиры

---
     Названия народов мадьяр и сабир встречаются в Северной Месопотамии с незапамятных времен, а затем их следы ведут на восток, в Туркестан, где даже сегодня существуют географические названия, свидетельствующие об их присутствии. Действительно, именно в честь сабиров Сибирь получила такое название.
     В 6-м веке по Рождеству Христову территория к северу от Кавказа принадлежала сабирам, представлявшим собой межэтнический союз гуннского этнотипа во главе сабирами. В тюркской среде, по сообщениям персидских хронистов, даже в 10-м веке называли хазар сабирами.
     Ал-Масуди называл хазар тюркскими сабирами. Тобольские татары до сих пор сохраняют легенды о том, что ранее, до их появления в этих краях, почти весь Средний и Нижний Иртыш был занят народами сывыр и сабир.
---
     Слово «сипир» является синонимом имени манси-вогул. Судя поэтому, в древности савирами или сабирами называлось угорское население Западной Сибири, само название которой восходит к их имени. Сами названия народов манси и мадьяр происходят от общего корня «мансэ».
     Вогулы считаются устаревшим названием манси и венгры, похоже на, что они созвучны. Собирательство, охота и рыболовство – вот чем занимались предки мадьяр, манси и хантов. Лексика, связанная с последними двумя занятиями, сохранилась в венгерском языке с тех самых пор. Базовые глаголы, слова, описывающие природу, семейные связи, родоплеменные и общинные отношения также имеют угорское происхождение. Известно, что венгерский язык больше похож на мансийский, чем на хантыйский.
---
     Сабиры с 5-го века по Рождеству Христову являются гуннским племенем, живущим около Кавказских гор, очень многочисленное, состоящее из многих самостоятельных колен. Одни их вожди вели дружбу с Римским императором, другие предпочитали Персидских царей. Это разделение предпочтений подсказывает этническое происхождение сабир, которые изначально были арийцами, часть из которых мигрировала в середине 3-го тысячелетия до Рождества Христова на Иранское Нагорье, где позже возникло Персидское Шахин-шахство, а оставшиеся в Западной Сибири сбиры, затем были ассимилированы тюрками.
     Технологии ведения войн и обороны своих угодий носят одновременно и арийское происхождение, это укрепления на холмах со стеной по периметру, и тюркский лёгкий закрытый таран для осадных работ, неизвестный ни персам, ни византийцам.
     Византийский поэт и ритор Агафий описывает временный лагерь сабир, окружённый частоколом. Это временные жилища, быстро возводимые и быстро разбираемые, которые в то время и в тех местах культивировали тюрки. Быстро распространявшиеся в конце 6-го века по Западной Сибири, а также по Берсилии, где главенствовали сабиры.
---
     М.И. Артамонов предполагал, что существовало военно-политическое объединение сабир, бывшее самым крупным союзом восточноевропейских кочевников в 6 веке. В дополнении к "Хронике Захария Ритора" перечислены 13 народов несомненно тюркского происхождения, относящихся ко времени около 555 года. Это онагоры, огары, сабиры, бургары, оланы, куртаргары, абары, хазары, вирмары, сиругуры, баграсики, куласы, абделы, эфталиты. Эти племена известны также по другим источникам из византийско-греческих, армянских и сирийских хроник. Все они находились в середине 6-го века на одном уровне культурного развития, оставаясь кочевниками из ряда кочевнических цивилизаций.
---
     Сабиры и возглавляемые ими тюркские племена, по утверждению Захария Ритора, в конце 6-го века жили в палатках шалашного типа, питались мясом, перегоняемого скота, речной рыбой, охотой. Оружие себе делали сами. Это говорит о том, что в эту эпоху они были значительно тюркизированы по своему социокульту. Проживали, описываемые Захарием Риторос сабиры, в северо-западных долинах Каспийского моря выше Дербентского прохода, в летнюю пору переходя в Закавказье.
          Здесь по арабским, европейским и армянским книгах они назывались народами севордик и савардии. Учёные 20-го века отождествляют их с народами саварти, коих Константин Багрянородный называл асфалами.
     Багрянородный, писавший в 9-м веке называл савардиев-асфалов середины 8-го века, одной из частей мадьяр, которые, жили тогда в персидских владениях. К этому сообщению нужно относиться осторожно, поскольку персы владели этой частью Закавказья намного раньше 7-го века.
     По всей видимости Константин Багрянородный спутал мадьяр с сабирами. Эти сабиры и в 9-м, и в 8-м веке проникали в Закавказье. Поселившись там, стали известны под именем севордик-савардиев, причём название это распространялось и на позже появившихся в Закавказье хазар.
---
     С другой стороны, мадьяры и сабиры в течение нескольких сотен лет жили рядом, имели в составе Хазарии общую историю, социокульты, частично происходили из общей среды, пришедшей из-за Уралья, что ныне называется Сибирью. Это могло послужить поводом считать и тех и других частями одного народа.
     Эти савардии-сабиры начинают появляться в источниках в середины 8-го века по Рождеству Христову, когда они восстали против арабов и разрушили город Шамхор в Закавказье. Судя по всему, эти савардии стали серьёзным препятствием на пути продвижения арабов в Закавказье и описание битвы за Шамхор можно считать неким историческим эссе, по всей видимости, армянского происхождения, в котором были собраны несколько десятков таких противостояний в борьбе за Закавказские плодородные луга.
     Это происходило довольно далеко от Прикаспийских степей, куда в то время прописывали их братьев сабир, сувар и савар тогдашние летописцы. По всей видимости, это были отряды сабир, которые участвовали во всех военно-политических акциях Хазарского каганата в его противостоянии с персами и арабами. Чаще всего они выступали в союзе с Византией.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии