О справедливости в социальных государствах

     Анализируя противоречие экономической эффективности и социальной справедливости в социальных государствах как основного инструмента разрешения этого противоречия, можно обосновать необходимость государственного вмешательства в экономику таких государств.

     Важным признаком экономики такого государства является ее социально-экономическое устройство и развитие, предполагающее стабильный рост благосостояния трудящихся и их семей по количеству и квалификации их труда, а не по неизвестно как добытым капиталам, а также по соблюдению ими законности и правопорядка. Формирование социально-стабильной, устойчивой экономики стало одной из ключевых задач и целей современных социальных государств. При этом идея социальной справедливости становится главным содержанием их социального развития.

     Социальная справедливость - понятие относительное и определяется соответствием действий граждан общества требованиям как иерархии социального неравенства сложившегося в обществе, так и мудростью традиций и убеждений, правил и законов установленных в обществе.

     Нет сомнений, что трактовка содержания социальной справедливости зависит от убеждений личности и её социально-экономического положения в обществе, а также определяется историческими условиями развития как всего общества, так и отдельных его граждан. Конечно, всеобщей справедливости быть не может, но внедрение в общество отдельных элементов для развития социальной справедливости все-таки постепенно встраиваются в жизнь человеческого общества по мере его развития.

     Современное понимание социальной справедливости связано с предоставлением гражданам страны равных возможностей при формировании таких условий, чтобы при равном праве всех на общественно необходимый труд,  у всех трудящихся и их семей были равные социальные гарантии  на производимые народом и необходимые каждому социально-бытовые блага по количеству и квалификации их труда! Чтобы не было никакой дискриминации добросовестных и законопослушных граждан, или необходимости поддерживать какие-либо слои и группы населения, кроме как при форс-мажорных обстоятельствах.

     Поскольку механизм рыночного саморегулирования не предусматривает достижение социальной справедливости в обществе, а наоборот, рынок способствует углублению социальной дифференциации и расширению разрыва между богатыми и бедными, то вполне естественно, что в индустриально развитых относительно стабильных капиталистических государствах правительства разрабатывают и осуществляют какие-то программы социального обеспечения неспособных жить в достатке при рынке.  Для этого могут устанавливаться минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируются цены с целью повышения доходов тех или иных групп населения, устанавливаются дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения различных категорий.

     Согласно рыночному подходу к категории социальной справедливости, все произведённые за определенный период времени блага распределяются между людьми в соответствии с долей имеющегося капитала у каждого их них полученного в процессе  своей деятельности.  А так как рынок не в состоянии обеспечить удовлетворение большинства социальных, коллективных потребностей, а также предоставить нормальные условия существования тем, кто по тем или иным причинам не может активно включиться в процесс общественного производства, государство и общественные организации должны активно способствовать такому перераспределению произведенных благ, которое могло бы обеспечить приемлемый уровень жизни для всех членов общества.

     Таким образом, государство берет на себя задачу регулирования распределения доходов путём либо прямого вмешательства в функционирование рынка, либо косвенного, с помощью системы налогов и прочих способов. Обеспечение социально справедливого распределения различных доходов - одно из центральных мест в деятельности современных капиталистических государств, где у власти правящая партия с социально ориентированной программой развития общества.

     Неравномерность распределения благ, а отсюда экономическое неравенство в обществе с капиталистической экономикой  находится во взаимозависимости с динамикой роста производства и интеллектуально-духовного развития самих членов общества.  Статистическими методами выявляется непосредственная связь между темпами роста и продуктивностью экономики, с одной стороны, и показателями нормального неравенства, без которого просто невозможно поступательное экономическое развитие, с другой.

     Под нормальным неравенством понимается та часть общего неравенства, которая остаётся при ликвидации условий создающих чрезмерно бедных и недопустимо богатых людей или групп в обществе. Разделение общего неравенства на нормальное и избыточное, возникающее за счет чрезвычайной бедности и чрезмерного богатства, позволяет разграничить влияние на него чисто рыночных факторов и влияние существующих в обществе социальных условий, а значит не любое неравенство следует оценивать как нежелательное.

     Получается, что социальная справедливость при капиталистическом товарном производстве должна рассматриваться в двояком смысле: во-первых, признаётся справедливым распределение по заслугам перед обществом, то есть по вкладу труда на благо общества на своём рабочем месте в экономике общества. Такое распределение порождает более или менее глубокую дифференциацию при распределении благ и доходов, что тем самым служит важным стимулирующим фактором.

     Во-вторых, под социальной справедливостью также понимается механизм перераспределения, направленный на относительное сглаживание различий в благах и доходах у разных групп населения. Именно этот механизм перераспределения и порождает проблему противоречия экономической эффективности и социальной справедливости, поскольку как показывает мировой опыт, излишнее акцентирование внимания на перераспределении с целью относительного выравнивания благосостояния трудящихся, уменьшает ту часть дохода фирм, которая остаётся в их распоряжении для распределения по заслугам.   А это, соответственно, угнетает владельцев средств производства своим механизмом экономического стимулирования.

     С точки зрения социальной устойчивости экономики и общества стоит особая проблема: как обеспечить социально справедливое распределение благ и доходов, чтобы добиться того, чтобы рост благосостояния трудящегося населения и их семей осуществлялся не только в меру роста эффективности экономики, но и в меру роста интеллектуально-духовного развития населения для развития социальной справедливости в обществе.

     Опыт современных развитых различных государств показывает, что оптимальный баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью достигается благодаря становлению социального государства или государства всеобщего благосостояния.

     Независимо от конкретных моделей такого государства ему свойственна система перераспределения благ и доходов в пользу более честных и добросовестных граждан. При этом выделяются различные конкретные модели социально справедливого распределения, которые, с одной стороны, определяются уровнем экономического развития государства и сложившимися историческими традициями, а с другой стороны, сами формируют модель национальной экономической системы. Эти различия проходят по линии масштабов и направлений перераспределения производимых средств для жизни и степени вовлечения членов семьи в сферу производства в связи с их общеобразовательным и профессиональным развитием, с особенностями развития социальной политики государства и сферы развития образования в обществе.

     С позиций приоритета развития социальной справедливости и равноправия в обществе социальное государство должно обеспечить примерно равные стартовые возможности для всех граждан в получении образования, в развитии личности и в реализации индивидуальных жизненных сценариев. Социальное вмешательство государства сегодня необходимо потому, что для современного общества характерна дифференциация индивидуальных условий жизни. Современные индивиды зависят уже не столько от развития внутрисемейных отношений, сколько от рынка труда и благ, от образования, правовой системы в обществе, возможностей медицинской, психологической и социальной помощи в широком и обобщающем смысле. Это воспроизводит условия для удовлетворения потребностей членов общества в социальном государстве на индивидуальном, а не только корпоративном или коллективном уровнях.

     Идея социального государства, как она трактуется международным сообществом, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах развития социальной справедливости, свободы личности от какого-либо угнетения при стремлении приносить пользу обществу с тем, чтобы иметь необходимые блага сообразно этой пользы! 

      Всё это возможно при развитии гражданской солидарности и зависит от морально-нравственного и интеллектуально-духовного уровня развития  всех членов общества. Целевые функции социального государства состоят в выполнении комплекса социально-защитных задач, создании условий для развития гражданского общества, создании здорового социального климата в стране, что обеспечивает динамичное и устойчивое развитие без потрясений и восстаний недовольных условиями жизни.  Но если при честном и добросовестном выполнении своих обязанностей на рабочем месте в экономике страны люди не имеют даже нормальных социально-бытовых условия по достойным человека нормам от общего количества производимых ими благ, то что остаётся делать недовольным жизнью, если зарплата часто не гарантирует нормальные условия жизни?

     Полнокровно социальное государство может развиваться, если осуществляется приоритет законных прав и свобод человека, признание равноправия и социальной справедливости в качестве основополагающих ценностей при солидарности и сплочении членов общества для достижения общих целей!  Общее благо как проявление всеобщей справедливости в государственных рамках и как справедливое начало в отношениях индивидов между собой помогает в реализации всех законных прав человека и его основных свобод. В любом обществе граждане общества взаимосвязаны его экономикой, законами, традициями и прочее, отсюда, солидарность опирается на укоренённую в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь и взаимовыручку людей в обществе.

     Социальное государство должно создавать условия для мира и согласия в обществе, развивая институты социального партнерства, обеспечивая право трудящихся на справедливое и достойное человека обеспечение необходимыми для социального благополучия благами и заработной платой по количеству и квалификации труда при защите от социальных рисков.

     Социальное государство реализуется только при наличии крепкого фундамента, созданного в предшествующие эпохи на основе эффективно и динамично развивающейся экономики, а также социально-экономической грамотности населения в правовом государстве с развитыми социально-правовыми и социально-политическими институтами.

     Интегральным показателем уровня социального развития государства является уровень жизни трудящихся и их семей. Динамика этого развития во многом отражает эффективность социально-экономической политики и способность в каждый данный период достигать оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Высокие показатели уровня жизни населения в развитых странах говорят о нахождении оптимального соотношения такого рода.

     Недооценка важности социально-бытовой составляющей в жизни граждан общества приводит к снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах даже простого его воспроизводства, к значительному снижению уровня жизни значительной доли населения.

     Для России становление социального государства означает решение многих проблем реформирования. Обусловлено это тем, что концепция социального государства наиболее близка нашей исторической практике и менталитету общества. К тому же она придает экономическим реформам социальную направленность.

     В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Но несмотря на то, что российское государство по Конституции социальное, оно не нашло присущих ему способов и мер эффективного воздействия на экономическую и социальную жизнь всех трудящихся и их семей.

     Социально-бытовое благополучие трудящихся и их семей – главное в жизнедеятельности социального государства, суть и цель результата его функционирования. Если же преобразования не учитывают этой взаимосвязи, то все усилия и материальные затраты окажутся тщетными. Любого человека с его особенностями, неповторимостью мотиваций поведения, разностью интересов всегда заботят его социально-бытовые условия жизни, определяет динамичность, интенсивность и устойчивость его социально-экономического развития.

     Экономическая стратегия государства при товарно-рыночном ведении хозяйства, во многом оказалась нежизнеспособной именно из-за недооценки социально-бытового фактора. Конечно, рыночная экономика, главная цель которой - рост эффективности производства и прибыли, в какой-то мере автоматически решает и некоторые социальные вопросы - обеспечение занятости, выплату заработной платы по результатам труда и т.д. Однако рыночная экономика основана на рыночной конкуренции и ее функционирование не может быть подчинена требованиям социальной справедливости. Социальная справедливость обеспечивается, прежде всего, посредством государственного вмешательства в экономику, т.е. государство своей волей, а не сама рыночная экономика, поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социально направленной, смешанной, то есть интегрированной с рынком экономики.

     Народ страны всегда нуждается в сильном и деятельном государстве, которое должно играть ведущую роль при формировании социальных институтов и законов гарантирующих с правом каждого трудиться на благо общества, иметь право и на необходимые каждому средства для жизни по количеству и квалификации своего труда!  Проводить адекватную политику по активному вмешательству государства в те области жизни, где рыночные силы не могут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является несправедливым.


     Как-то российский журналист спросил у канадского политика, почему в России много бедных и несчастных, хотя рынок наполнен всем необходимым? Тот подумал и говорит: -

     <<Все дело в людях и в принятых законах страны! У нас в правительстве, политике, бизнесе и среди рядовых граждан тоже есть жулики, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, но таких у нас до 20%, а остальные добросовестные и законопослушные, самодостаточные и нормальные граждане.

     Именно такие объединились в свою мощную политическую партию, победили на выборах, приняли для себя мудрые и справедливые социально-экономические законы, чтобы с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества, в равное узаконенное для всех рабочее время, у всех было равное право иметь от общества достойные человека нормы необходимых каждому благ для жизни!

     Чтобы каждый честный и добросовестный гражданин имел право на относительно равные нормы таких производимых в обществе и необходимых каждому социально-бытовых благ, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды, от их общего производимого в стране количества по количеству населения, а также по узаконенному и равному для всех рабочему времени.

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации в единое для всех рабочее время, своего честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, на рабочем месте труда или службы на благо общества в экономике страны! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества! Чтобы те, кто смог заработать, выиграть, украсть или другим способом добыть много денег, не имели возможности лишать других людей способности иметь необходимые им базовые средства для жизни!

     Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии!  Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нам не наплевать на будущее наших внуков и правнуков, а старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость!

     И мы все счастливо живём по этим законам, следим, чтобы другие их не нарушали и строго наказываем всех нарушителей закона по статьям принятого нами закона. А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития, для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха каждого, и для дальнейшего развития общества, ибо нет предела совершенству!

     А у вас в России ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ!!!

     Объединены в партию все жулики, воры, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, победили на выборах, приняли ДЛЯ СЕБЯ справедливые законы с монополией капитала, властью денег, анархией рынка и живут счастливо, а трудящиеся, как послушные наёмные рабы, им служат и позволяют обирать себя по договору с работодателем, не имея иногда даже зарплаты пропорционально труду, не говоря уже о социально-бытовых благах с законными гарантиями по количеству и квалификации труда.>>

     Может быть действительно, всё так и есть и нет в России такого народа, который бы мог сплотиться в мощную политическую партию с социально прогрессивной программой развития и победить на выборах...


Рецензии