Дневник Анны Франк и мой хронотоп

Мне было 13 лет, когда родители подписались для меня на журнал "Мы". Интереснейший, хорошо иллюстрированный журнал "Мы". На его страницах можно было познакомиться с современными поэтами и писателями, которые не были обласканы официальной властью. Здесь поднимались и решались подростковые проблемы без отягощения их пионерско-комсомольской тематикой. В конце каждого номера - к моей радости печатали "Рок-энциклопедию", статьи о современной музыке и поэзии.
В одном из номеров я обнаружила фотографии и дневник Анны Франк. Для меня это было шоком, открытием малознакомой тогда темы. Но меня поразила не столько биография Анны, а то, насколько легко и свободно для 12-14-летней девочки она писала об окружающем мире и чувствах.
Потом наступили иные времена, и я забыла про "Дневник".
Мне было 20 с лишним лет, когда я вновь открыла для себя Анну и её дневник. Теперь я читала все по теме Холокоста.
В 30 лет с лишним я проводила мероприятия в библиотеке, посвящённые Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Самым трудным было не просто рассказать современным школьникам историю семьи Анны Франк и их соседей, которые два года скрывались от гестапо на чердаке дома. Самым трудным было передать те чувства, которые испытывала умная, живая и наблюдательная девочка-подросток, оказавшаяся в жестоком и черством мире. Первая любовь, ужас от того, что их рано или поздно найдут немцы и их пособники, претеснения от неумных соседей, жажда жизни, переживание за свою семью - это только часть вопросов, которые ежедневно терзали Анну. Больше всего её волновало, за что так немцы ненавидят евреев и жаждут их полного уничтожения.
В 40 лет с лишним я продолжаю читать "Дневник Анны Франк" и проводить беседы на тему Холокоста.


Рецензии