Отрывок из главы Какого цвета Америка?

(отрывок публикуется в прижизненной редакции от 2012 года)

Я не занимаюсь «открытием Америки», и не стремлюсь сообщить читателю что-то такое, чего бы он раньше не знал об этой стране. О быте американцев, о так называемом американском образе жизни у нас писали и пишут много. Объясняется это просто: США претендуют не только на роль «витрины» капиталистического мира, но и на право называть свое общество чуть ли ни моделью человечества…
    Америка внешне – это сплошной красочный фейерверк, может быть подобранный и оформленный не с таким вкусом, какой присущ европейцам и старой доброй Европе, но все-таки фейерверк! И еще: Америка – это размах во всем. Мы, русские, с восхищением и искренним уважением относимся к достижениям американцев в области экономики и материального благополучия. Помним и никогда не забудем, что в час, когда решалась судьба человечества, великая Америка сделала единственно возможный, правильный выбор. Чувство дружелюбного участия к американцам как к нации, живет в наших сердцах, несмотря на трагические зигзаги истории. В свою очередь, американцы не испытывали и не испытывают такого активного интереса ни к одной другой нации, как к нашей, к ее истории, народу и культуре.
     За двести лет своего существования Америка добилась многого. Это чувствуешь и видишь уже при первом знакомстве со страной. Размах во всем, что сделано в Соединенных Штатах, очевиден. Он проявляется сам собой – американская деловитость накладывает отпечаток на массовое производство жевательной резинки, строительство небоскребов, выпуск порнографических фильмов, методы конструирования кузовов легковых автомобилей и рекламу дезодорантов.
     Американцы высадили своих астронавтов на Луну, построили гигантские города, в которых невозможно жить из-за чудовищного людского скопления, засорили химическими отходами промышленного производства источники питьевой воды, породили мировую инфляцию, не раз начинали и проигрывали грандиозные походы против нищеты в Америке, грозились остановить коммунизм в мировом масштабе, сделали из бейсбола, представляющего точную копию старинной русской лапты, в которую у нас играли еще во времена Киевской Руси, ужасно скучную игру, наладили поточное производство кинозвезд и слабительного «Джеритол». Американская элита и дельцы с Уолл-Стрита ворочают миллиардами, и в то же время миллионы американцев подчас не имеют в кармане доллара, чтобы купить галлон молока для своего больного ребенка. В Америке повсюду проложены прекрасные дороги, соединяющие самые отдаленные концы страны, и утеряны тропинки, по которым к сердцу человека идет тепло общения.
     Масса американских президентов раздавали и раздают в предвыборных кампаниях массу обещаний, массы американцев их слушают, затем голосуют, как говорят французы, «ан масс», и удивляются многоликости американской демократии, надувающей их всякий раз в массовом масштабе. Америка – это страна с высочайшим уровнем преступности, наркомании среди молодежи и насыщения воздуха крупных городов вредными веществами. Американская реклама воспитывает конформистов в массовом масштабе, американская система порождает массовую безработицу и проституцию,
Американский бизнес прививает американцам массовый психоз в погоне за долларом, американский сервис занимается массовым надувательством массового потребителя, … но не слишком ли много иронии в отношении великой Америки?
      По ночам над такими городами Америки как Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лас-Вегас не видно звезд. Они тонут, растворяются в зареве, загорающемся над небоскребами миллионами ватт. Грязновато-желтые пожары полыхают на громадных пространствах, освещая небо, неестественное и мертвое. С борта самолета кажется, что внизу во тьме раскинулось фантастическое поле, сплошь покрытое мириадами светлячков. Электрические сполохи подрагивают неуютно и холодно, по освещенным артериям автострад нервными квантами пульсируют сгустки световой энергии – это движутся потоки автомашин. Представить себе человека в этой гуще цветной неоновой мозаики довольно трудно: становится жутковато от мысли, что современная цивилизация, расползающаяся по планете подобно плесени, все больше и больше съедает естественное окружение, в котором издавна привык жить человек.
     Американцы считают, что они создали суперцивилизацию. В Америке, не знавшей за всю свою историю, что такое война на ее собственной территории, не испытавшей последствий массовых бомбардировок и артобстрелов, миллиарды долларов вложены в дороги, мосты, аэродромы, капитальные дамбы, надземные и подземные коммуникации, искусственные озера, жилой фонд, Голливуд, Дисней-Лэнд, пляжи Майами, игорные дома Лас-Вегаса, стадионы для бейсбола, плавательные бассейны в школах, ипподромы, рекламу на хайвэях и в городах, частные яхты и самолеты, мотели, отели, туристические инны, шикарные шопинг-центры, парикмахерские для собак и госпитали для кошек и хорьков, колумбарии для миллионеров, соперничающие по великолепию с египетскими пирамидами… Да мало ли что бросается в глаза в великой Америке!
    Парадная Америка сверкает модернистскими бензоколонками, улыбками стюардесс, небоскребами, взметнувшимися выше статуи «Свободы», головокружительно сложными развязками на подъездах к крупным городам, длинноногими красавицами, борющимися за звание «Мисс Америка», красочными парадами на Пятой авеню в Нью-Йорке и Конститьюшен-авеню в Вашингтоне. Пестрит в глазах от обилия марок автомашин, закусочных «Макдональдс», вездесущей рекламы, скоплений полицейских на улицах, вычурных скульптур перед входами в банки, звездно-полосатых флагов на флагштоках зданий, постоянно взлетающих и садящихся тупоносых джумбо-джетов «Боинг747» … Иностранных туристов, противников и истинных  друзей Америки, приезжающих туда впервые, поражает, что она не такая, какой они ее себе представляли. Реальная Америка в чем-то хуже, а в чем-то лучше той, которая сложилась у нас в сознании под влиянием фильмов, книг и журналистских репортажей о ней.
      Американцы, знающие свою страну гораздо лучше, чем кто-либо, говорят, что было время, когда Америку нужно было открыть: такова была историческая необходимость. В этой шутке есть своя правда, мир неделим и, рано или поздно, Америка перестала быть некой тайной для чужестранцев. Если вы согласитесь с этим утверждением, те же самые американцы скажут вам серьезно, а может быть и с долей известного раздражения, что в наш век настало время Америку закрыть…


Рецензии