Гибель Первого космонавта Земли

   
27 марта 2023г. исполнилось 55 лет со дня гибели Гагарина Юрия Алексеевича и лётчика-испытателя Серёгина Владимира Сергеевича. На телевизионных каналах упомянули об этом событии, уточнив, что до сих пор истинная причина трагедии не выяснена. Я много лет искал причину их гибели и попытался ответить на все вопросы.

       На загадочность гибели Гагарина я обратил внимание тогда, когда, находясь в 1980-м году по долгу службы в «Звёздном городке», в конфиденциальной беседе с одним из начальников отдела ЦПК (он работал непосредственно на месте катастрофы) услышал, что на месте катастрофы тела Гагарина не обнаружили и, вообще, его не нашли! Позже, знакомясь с доступными материалами расследования катастрофы, подтверждение этому я нашёл в отчёте медицинской подкомиссии. Но ведь он не мог испариться! Если бы самолёт был полностью начинён взрывчаткой, способной распылить тело на мелкие брызги, ещё можно  было бы поверить в его исчезновение, но ведь взрыва самолёта ни в воздухе, ни при ударе о землю не было! Пожара, способного испепелить тело, не было! Отсутствие тела Гагарина подтверждает и тот факт, что на месте катастрофы нашли только 25% биологической массы экипажа (двоих человек), тогда как на подобных катастрофах находят 50-60% от одного человека. Не было характерных следов удара тела о приборную доску в передней кабине, тогда как в задней кабине (кабине Серёгина) такие следы были! Не было катапультного кресла в передней кабине, а металлическая рамка откидной части фонаря кабины была на замках; и на найденном кресле Гагарина ручки стреляющего механизма катапульты были в исходном положении, ими не воспользовались! Также не было следов рук Гагарина на ручке управления самолётом. Кандидат медицинских наук, доцент, полковник медицинской службы Колосов Иван Акиндинович, собиравший и отправлявший на экспертизу останки лётчиков, так констатирует гибель Гагарина: « Кроме того, удалось найти гагаринские права, талоны на бензин и наколенный планшет, где красным стеклографом гагаринским почерком были сделаны записи посадочных данных запасных аэродромов. Сомнений, к великому сожалению, в том, что Гагарин погиб, почти не осталось. От одной только мысли об этом бросало в дрожь». Но ведь права, талоны, наколенный планшет – это же не тело Гагарина, а косвенные признаки гибели! Куда же подевался сам Гагарин?

     Знакомясь с версиями его гибели, обратил внимание на версию похищения Гагарина НЛО (в то утро местные жители видели в небе какие-то шары) и утверждение Ванги о том, что Гагарин не погиб, а его взяли… Помню, тогда меня посетила шальная мысль, что те, кто стоит за феноменом НЛО, хотят легализоваться, открыто заявить Человечеству о себе, предоставив через некоторое время Гагарина живым и невредимым. Гагарина знает весь мир, и такая легализация была бы потрясением для всего человечества! Более  убедительного аргумента о существовании параллельного с нашим  мира представить трудно! Но прошедшие 55 лет, даже косвенно, не подтвердили эту версию.

До сих пор удивляет секретность этой катастрофы на уровне Государственной тайны. Засекречивают в том случае, если нужно  что-то скрыть. Но что нужно было скрывать в гибели Гагарина? Почему так срочно, на следующий день после катастрофы, кремировали останки, толком не проведя идентификацию и другие исследования здоровья Гагарина и Серёгина? Почему руководство страны приказало комиссии досрочно прекратить расследование, толком не найдя причины катастрофы? Что, по мнению Л.И.Брежнева, могло «потрясти нацию», кроме самой гибели, если бы обнародовали истинную причину катастрофы? Почему грамотный, адекватный космонавт Леонов А.А.  упрямо до конца своих дней выдвигал смехотворную версию, что причиной катастрофы был спутный след от другого самолёта, даже дистанцию указал 10-15 метров (как он с земли, на удалении 18 км., разглядел её в облаках)? И никакие аргументы лётчиков-испытателей, проводивших эксперименты по попаданию самолёта в спутный след (бросали УТИ МиГ-15 в спутный след на различных удалениях за сверхзвуковым самолётом) и опровергавших его версию, не могли его переубедить! Почему не менее адекватный космонавт Попович П.Р, принимавший непосредственное участие в расследовании катастрофы, собиравший останки на месте катастрофы и присутствовавший на кремации, пошёл на встречу с Гагариным (после кремации и захоронения) по заявлению какой-то ясновидящей, что Гагарин жив и хочет с ним встретиться на Красной площади, и топтался там почти два часа (из интервью Поповича П.Р. на ТВ в 2006 году)? Почему товарищ Гагарина, космонавт Б.В.Волынов, получив телефонный звонок от неизвестного, представившегося Гагариным и говорившего похожим голосом, желающего с ним встретиться, упомянув известную только Волынову и Гагарину ситуацию, не послал этого неизвестного куда подальше (если он был уверен в гибели Гагарина), а сообщил о звонке особисту (или особист подслушал их разговор, и не пустил Волынова на встречу... Из книги Рыбкина Н.Н. «Записки космического контрразведчика».)? Почему беспрецедентная по составу и полномочиям Государственная комиссия проигнорировала многочисленные свидетельства очевидцев (в том числе космонавтов, находившихся на аэродроме Киржач) о взрывах в небе в зоне, где находился самолёт Гагарина – Серёгина? И таких «почему» достаточно много! Всё это меня очень заинтересовало, и я, в течение долгого времени, по крупицам , среди откровенной лжи, выдумок, полного непрофессионализма и т.д., начал собирать разностороннюю информацию об этой катастрофе. Не буду анализировать существующие версии, большей частью они бредовые, сочинённые диванными экспертами. Обидно, что этим «экспертам» материал невольно поставляли уважаемые, заслуженные люди: некоторые космонавты (ТитовГ.С., ЛеоновА.А.), генералы (Каманин Н.П.,Кузнецов Н.Ф. Куликов Ю.В.), учёные (Белоцерковский М.С., Миронов А.Д.), высказывая свою версию катастрофы, порой малокомпетентную (не удосуживались даже заглянуть в инструкцию лётчику самолёта УТИ МиГ-15), далёкую от действительности, а лётчики-испытатели как-то робко возражали. Было впечатление, что исключительно грамотные, заслуженные, мужественные, уважаемые люди, высказывая свои версии, напрочь забыли теоретическую механику, математику, опыт лётной работы, да и вообще – здравый смысл! Почему? Такое поведение было возможно только под давлением страха. Чего же они так боялись? И мне кажется, что я, в конце – концов, нашёл ответы на все вопросы, касающиеся этой катастрофы.

     Сразу скажу об учебно-тренировочном истребителе (УТИ), на котором я летал курсантом, а потом лётчиком-инструктором в авиаучилище. Налёт у меня на нём составил 267часов 43 минуты (у меня все лётные книжки сохранены). УТИ МиГ-15 – прекрасная, очень лёгкая в управлении (можно было пилотировать буквально одним указательным пальцем, положенным на ручку управления), достаточно тяговооруженная (можно было выполнить двойную полупетлю), надёжная во всех отношениях, доведённая до совершенства (на тот момент) машина! При полётах на имитацию отказа двигателя, я неоднократно выключал двигатель в полёте (страхуясь достаточным запасом высоты), и он всегда без запаздывания и помпажа запускался. Практически, в каждом полёте на сложный пилотаж, курсанты допускали (да, зачастую, и лётчики, и я в том числе) перетягивание ручки – выходили на закритические углы атаки (особенно после полётов на относительно тяжёлом МиГ-17). Самолёт начинал дрожать, качаться с крыла на крыло, но ни в какой штопор не входил. Стоило слегка отпустить ручку, и всё прекращалось! Да и что это за истребитель, который при энергичном отвороте срывается в штопор? Воздушный бой (для чего истребители и существуют) что, проходит в темпе вальса, и там летают только «блинчиком»? Как же тогда наши лётчики в Корее на МиГ-15-х успешно сшибали хвалёные американские «Сейбры» и «Крепости»? Это истребители с прямым крылом (американская «Аэрокобра», например или наш И-16) могли непроизвольно срываться в штопор при грубом пилотировании. Там срыв потока происходит сразу по всему крылу, а на стреловидном вначале срыв происходит на конце крыла, самолёт начинает дрожать («говорит» лётчику: «Баран, отпусти ручку»!), затем, если лётчик продолжает удерживать критический угол атаки, срыв потока распространяется дальше к корню крыла, самолёт трясёт всё энергичней, и он начинает покачиваться с крыла на крыло (самолёт уже «кричит»: «Идиот! Отпусти ручку»!), и даже если после этого лётчик не отпускает ручку (а ведь она вырывается у него, и чтобы её удержать, нужно приложить несколько килограммов тянущих усилий),  самолёт энергично бросает с крыла на крыло и только тогда входит в штопор! Могли ли: лётчик-космонавт Гагарин и лётчик-испытатель Серёгин допустить такую глупость, как вогнать стреловидное крыло УТИ МиГ-15 в штопор? Думаю, ответ очевиден!

      Одна из версий титулованного инженера гласит, что у Гагарина с Серёгиным остановился двигатель ( на то, что обороты, в момент удара, были 9 – 10 тысяч, он «не обратил внимания») из-за того, что они в облаках попали в среду, заполненную кристаллами льда. Этот уважаемый, заслуженный инженер всю жизнь имел дело с поршневой авиацией, где карбюратор двигателя мог в облаках обмерзать, что приводило к остановке двигателя. А на самолётах с ТРД в такой среде тяга двигателя только увеличивается, и причин для его остановки нет! Да и остановка двигателя, даже в облаках, не такое уж опасное явление, чтобы погибать!

   «Эксперты» тычут в нос проведенными ремонтами самолёта и двигателя – дескать: старый, ненадёжный, вот и ремонтировали, вот поэтому Гагарин и погиб! Глупость несусветная! Ремонт авиационной техники, это не ремонт автомашины или трактора, когда там что-то сломалось! На каждый агрегат, изделие и прибор на самолёте и на двигатель, ведётся в обязательном порядке формуляр, где учитывается время его наработки. И, если заканчивается установленный заводом-изготовителем его ресурс, агрегат, прибор (изделие) или двигатель, меняют независимо от того, что он исправен и работоспособен! И должен сказать, что в 100% случаев замена эта производится обычно раньше на несколько часов до окончания ресурса! Так что, фактически, у авиационной техники старым бывает только его заводской номер! Да и потом: давно эксплуатируемая модель самолёта в десятки раз надёжнее любой новой модели! Есть соответствующая статистика. Вот данные по налету различных самолетов на одну катастрофу, красноречиво подтверждающие это утверждение (данные на 1968 год):
МиГ-15 - 18440 часов
МиГ-17 - 11460 часов
МиГ-19 - 4475 часов
МиГ-21 - 4422 часов
Су-7 - 2245 часов
Су-11 - 2100 часов
Эти статистические данные показывают, что самолет УТИ МиГ-15 в два-четыре раза надежнее боевых МиГов и в восемь-девять раз надежнее самолетов Сухого. За восемь лет работы ЦПК не имел ни одного летного происшествия, причем налет на УТИ МиГ-15 составил несколько десятков тысяч часов (из дневников Н.П.Каманина «Скрытый космос» книга 3).

      Я же вот что выяснил: «Слава и общественная деятельность, как и обильные возлияния на банкетах (министры, маршалы, генералы - каждый хотел выпить с Гагариным – «до дна») Гагарина тяготили, и как специалист, он начинал постепенно деградировать, что хорошо осознавал (из дневников генерала Каманина Н.П. «Скрытый космос» книга 3). Поэтому всеми силами старался вновь вернуться в строй (доходил до ЦК), готовиться к полётам в Космос и летать на самолётах, как и другие космонавты. «Иконой» он не хотел быть. Не без помощи помощника Главкома ВВС по космосу генерал-полковника Каманина Николая Петровича Гагарин добился, чтобы ему разрешили летать. Согласно записям в летной книжке, в 1965году он налетал 40 часов 30 минут, в 1966 году — 46 часов, а в 1967 году — 24 часа. При этом восстанавливаться Гагарину каждый раз приходилось практически с нуля, его, словно зеленого курсанта, не допускали к самостоятельным полетам. А тут ещё произошла досадная неудача: после выполнения ряда контрольных полётов с инструктором осенью 1967 года, его в начале декабря допустили к самостоятельным полётам на самолёте МиГ-17. Но в первом  же полёте он приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. От полётов его отстранили. Но он входил в состав экипажа для подготовки к полётам на Луну и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, таким образом, он должен был летать! И вот, после защиты диплома в Академии Жуковского,  ему был составлен план ввода в строй, как молодому лётчику, прибывшему к новому месту службы на новом самолёте (хотя к тому времени у него налёт был более 400 часов, на хорошо известном самолёте, что для истребителя немало, но в данном случае это не учитывалось). В феврале 68-го Гагарин выполнил 18 контрольных полётов, налетал 7 часов на самолёте УТИ МиГ-15 с лётчиком-инструктором капитаном Хмелем А.Н. по утверждённой программе. Для сравнения: я, курсантом в училище от первой в жизни посадки в кабину учебного, реактивного самолёта, до первого самостоятельного вылета налетал 11часов 33 мин., а при переучивании с дозвукового Л-29 на, новый для меня, сверхзвуковой     МиГ-21 – мне дали 9 полётов с инструктором, из них: два полёта на простой и сложный пилотаж, два полёта по приборам под шторкой и пять полётов по кругу. С налётом 2 часа 53 минуты меня допустили к самостоятельным полётам, а Гагарина, имевшего более 400 часов налёта, на хорошо ему известном МиГ-15 возили - 7 часов! Это говорит о том, что в вопросе выпуска Гагарина в самостоятельный полёт все перестраховывались, возили его как малоопытного лейтенанта, и он безропотно подчинялся (это к версии о его зазнайстве и вседозволенности, по случаю «звёздной болезни», как утверждают некоторые «эксперты»)!
 
      Кстати о «звёздной болезни». Я в 80-м несколько месяцев был в командировке в «Звёздном городке», жил в гостинице «Орбита» на жилой территории и имел допуск практически во все отделы и лаборатории ЦПК на служебной территории. Непосредственно наблюдал жизнь его обитателей. Должен сказать, что Космонавтами и Героями они были вне территории «Звёздного городка», за проходной. На жилой и, особенно, на служебной территории, на них никто не обращал внимания, они были рядовыми сотрудниками, я бы даже сказал – подопытными. Мне однажды  жалко было смотреть, как потного, облепленного датчиками Героя всего Советского Союза, отчитывал, чуть ли не последними словами, простой капитан-лаборант, за то, что он что-то не так сделал, а тот, с опущенной головой, переминался с ноги на ногу, как нашкодивший школьник перед директором. Сотрудники ЦПК очень дорожили (и дорожат) своим местом, поэтому слава и почести космонавтов на них не особенно влияют. Они от них требуют строгого выполнения всех необходимых действий, предписанных регламентирующими документами при подготовке к полётам как космическим, так и на самолётах, и космонавты безропотно всё выполняют. Судьба космонавтов, как летавших, так и не летавших, целиком и полностью зависит от сотрудников лабораторий и тренажёров ЦПК. Так что какой-то вседозволенностью в ЦПК и не пахнет! О Гагарине мне рассказывали сотрудники, что после полёта он ничем не отличался от других космонавтов, с сотрудниками общался и вёл себя как и до полёта. «Хороший, простой, порядочный человек» - были их воспоминания, и очень сокрушались по поводу его гибели, хотя прошло тогда уже более 12 лет.

      20 и 22 марта1968 года на допуск к самостоятельным полётам Гагарина последовательно проверили: командир звена майор Лашков, заместитель командира эскадрильи майор Есиков, командир эскадрильи подполковник  Устенко. Все проверяющие поставили оценку «отлично» и записали допуск к самостоятельным полётам на самолёте МиГ-17 в лётную книжку. Но 22 марта Гагарин не мог самостоятельно вылететь из-за плохой погоды. Поэтому на 27 марта 1968 года было запланировано два самостоятельных полёта на самолёте МиГ-17 по кругу (это взлёт, полёт по кругу полётов в районе аэродрома, в пределах визуальной видимости руководителя полётов, и посадка). Была составлена плановая таблица полётов, подписанная командиром полка Серёгиным В.С. и утвержденная начальником Чкаловской базы генералом Пушко Н.Д.

     Утром 27-го Гагарин прибыл на аэродром, позавтракал в лётной столовой, прошёл установленный медосмотр и находился в классе предполётных указаний, когда узнал, что генерал Каманин Н.П. приказал дать ему ещё два контрольных полёт в зону и по кругу в одной заправке для большей уверенности в готовности Гагарина к самостоятельным полётам (свидетельство зам. ком. полка, п/п-ка Ткаченко В.И.: «Утром 27-го в полк пришла шифровка: «Лётную подготовку Гагарина проверить лично п-ку Серёгину В.С.»,  но этот факт большинство свидетелей и Комиссия умалчивают, придумывая небылицы).. Но т.к. все самолёты по плановой таблице на 27 марта были расписаны, и лететь дополнительные полёты Гагарину было не на чем, выкатили спарку УТИ МиГ-15 за №18 из ТЭЧ, где на ней были проведены плановые регламентные работы, и её нужно было облетать. Готовили спарку в спешке и поэтому забыли вставить в бароспидограф (тогдашний «чёрный ящик») закопченную на керосиновой лампе (закапчивал обученный солдат) бумажную ленту, на которой в полёте иглами процарапывались показания скорости и высоты. Нужно сказать, что отношение к бароспидографу у лётчиков того времени было, мягко говоря, скверное, примерно как в коллективе к стукачу, и не очень придирались к его заправке (а некоторые командиры, в те времена, даже запрещали техникам заправлять бароспидограф).
 
        Серёгина, приказ Каманина, крайне возмутил, т.к. программу ввода в строй Гагарин полностью и успешно выполнил и получил официальный допуск к самостоятельным полётам, а эти дополнительные полёты Серёгин расценил как недоверие к Гагарину как к лётчику и к своим подчинённым, инструкторам полка, обучавшим и дававшим допуск к самостоятельным полётам (что лётчики крайне болезненно переживают). К тому же Серёгин в тот день летать не собирался, и у него были другие неотложные дела.  Серёгин бурно возмущался  вначале в кабинете генерала Кузнецова Н.Ф.,- начальника ЦПК, а потом непосредственно у самолёта, матерился, не стесняясь подчинённых (некоторые очевидцы из наземных служб, наблюдая эту картину, и не зная сути,  посчитали, что Серёгин с Гагариным были пьяны, откуда и пошла бредовая версия). Этот полёт Гагарину формально был не нужен, и он к нему не готовился (даже полётный лист не выписал), поэтому это был, фактически, простой облёт самолёта после регламентных работ, заодно и уточнение метеоусловий командиром полка. Облёт этот, по закону, должен был выполнять Серёгин, а Гагарин был в составе экипажа (согласно инструкции на облёт), в плановой таблице же написали дополнительный полёт по упражнению КБП, чтобы успокоить Каманина! Но пилотировал, я думаю, Гагарин, для оттачивания мастерства. Поэтому и в зоне они пробыли всего 4 минуты. Руководитель полётов об этом знал, поэтому и не спросил, почему они так рано закончили задание в зоне. Если мне память не изменяет, то облёт после регламентов (в зависимости от часов) вообще выполнялся по кругу – 6-8 минут.
 
     Должен сказать, что, с точки зрения методики обучения и ввода в строй, приказ Каманина Н.П. был совершенно обоснованным, т.к. между последними контрольными полётами и запланированными самостоятельными прошла почти неделя. Рекомендуется самостоятельные полёты выполнять в тот же день после контрольного полёта. Так что Серёгин напрасно возмущался! Просто Каманину Н.П. нужно было свои указания давать до составления плановой таблицы и предварительной подготовки к полётам 26 марта, а не перед началом полётов!

      В зоне, после доклада Гагарина об окончании выполнения задания, они перевели самолёт на снижение в левую спираль и на высоте 2000 метров, в облаках, столкнулись с контейнером  метеозонда, выпущенном НИИ в Долгопрудном (те, правда, утверждали, что зонд в это время в зоне Гагарина – Серёгина уже находился на высоте 16 тыс. метров, но никаких подтверждений этому нет. Возможно зонд был выпущен и другой организацией, каких в Подмосковье достаточно много). По свидетельству Н.П.Каманина (дневники, «Скрытый космос»  книга 3)  тогда же весной  на взлётную полосу Чкаловского аэродрома упал зонд с контейнером весом 2 кг.

       Скользящий удар контейнера пришёлся по правой стороне носовой части фюзеляжа и врубился в лобовую часть остекления фонаря у самого фюзеляжа (сорвал лючок фотокинопулемёта, который нашли в 5 километрах от места падения самолёта) и оставил вмятину на фюзеляже. Контейнер проломил стойки частей фонаря, сорвал приборную доску с креплений,  разрушил остекление правой части фонаря до металлической планки над головой Гагарина. Части контейнера и обломки фонаря пролетели мимо лица Гагарина (могли повредить правое плечо), выдернули воздушную чеку стреляющего механизма катапульты, снесли перегородку с металлическими рамками и стойкой крепления перегородки между кабинами, раздробив Серёгину голову (половинку окровавленного наушника шлемофона, скальп и часть лица с верхней челюстью нашли на ёлке) и, разрушив правую часть фонаря задней кабины, рассыпались на мелкие фрагменты. Почему и нашли, даже при тщательном просеивании грунта, только 38% остекления кабин на месте падения (свидетельство генерала Каманина Н.П.).

     Шар, освободившись от груза контейнера, ушёл вверх, в стратосферу, где благополучно и лопнул за десятки (а то и сотни) километров от места столкновения. Почему его и не нашли в окрестностях места падения самолёта.

    При разрушении перегородки между кабинами была деформирована правая направляющая кресла Гагарина и ослаблен упор бойка стреляющего механизма катапульты. Гагарин пытался немедленно доложить, но начало доклада совпало с ещё чьим-то докладом (произошла накладка радиообменов, связь ведь симплексная), и позывной не прозвучал. Успел только взволнованно, звенящим голосом,  произнести: «… высота 2000 …»  ( из сообщения доктора технических наук Арсения Миронова, члена лётной подкомиссии), как упор бойка стреляющего механизма от дикой вибрации всего самолёта скоростным напором в разрушенных кабинах освободил боёк, и катапульта сработала: Гагарина выбросило из кабины, оторвав кисть левой руки (он держал руку на РУД (рычаг управления двигателем), нажимая кнопку передатчика радиостанции, а вылетающее кресло левым поручнем, как ножницами, срезало кисть  панелью  левого борта (почему и произошло разрушение наручных часов от скользящего удара, а вовсе не от какого-то взрыва, что лепят конспирологи). Ноги Юрия Алексеевича были на педалях и при выстреле попали между сорванной приборной доской и подножками кресла, были сломаны в районе голеней, ступни раздроблены, а ботинки разорваны.  Также вылетающее кресло подножками выбросило приборную доску из кабины, поэтому и находили приборы передней кабины далеко от места падения самолёта (до 2-х км.). Кроме этого, разорванная и искорёженная металлическая рамка (оставшаяся в замках) и продольная планка над головой Гагарина наполовину разрушенного фонаря разбили ЗШ на голове, сняли кожу с лица от лба до подбородка, сорвали с рук и груди часть куртки с застёгнутой молнией и расстегнули замок привязных ремней. В вырванных карманах куртки, которые остались в кабине, потом нашли талон на питание в лётной столовой и документы (при ударе о деревья они были разбросаны по веткам). Разрушение ЗШ на голове Гагарина могло привести к сотрясению мозга, а голова осталась целой из-за его малого роста и была защищена заголовником кресла. Оторванную кисть нашли в левой нише кабины, а кожу лица сняли с металлических деталей фонаря, когда достали кабину из ямы. Серёгин остался в кабине, он был мёртв, это подтверждает анализ останков – в тканях не было кислорода и адреналина. В тканях Гагарина кислород и адреналин присутствовали! Из-за разрушения кабин в воздухе перепад давления в кабинах был отрицателен, что и показал прибор УВПД при расследовании, так что кран вентиляции кабины (на который ссылаются «эксперты») был ни при чём!

   После катапультирования, т.к. привязные ремни были расстёгнуты, Гагарина выбросило из кресла (кресло нашли на ёлке далеко от места падения самолёта) и автомат раскрыл парашют. Он опустил Гагарина на поле примерно в шестистах метрах от дороги Покров – Киржач, в двух километрах от места падения самолёта (большинство свидетелей почему-то указывают один километр, но на таком расстоянии сплошной лес и никаких дорог нет). По дороге в это время проезжал на машине местный житель (его имя и фамилия в архивах КГБ, а возможно и дежуривший сотрудник КГБ), который видел приземление парашютиста (а возможно и падение самолёта). По глубокому снегу он добрался до места приземления, стропой от парашюта перетянул Гагарину левую руку, из которой хлестала кровь, (по пятнам крови и вытоптанному снегу определили место приземления), срезал ремни подвесной системы и окровавленного, обезображенного Гагарина вынес на дорогу, доставил в ближайшую больницу. Там ему оказали первую помощь и отправили в госпиталь в Москву.

       Самолёт с изменённой центровкой и мёртвым Серёгиным ещё некоторое время летал (история авиации знает немало примеров, когда никем не управляемый, хорошо отнивелированный самолёт продолжительное время летал без какого бы то ни было автопилота). Самолёт выписывал в воздухе замысловатые фигуры (что и наблюдали местные жители), затем вошёл в правую крутую спираль и воткнулся в землю…

       Вот как описывает полёт неуправляемого самолёта лесник И.И.Поддувалов, работавший в лесу в 600-700 метрах от места падения самолёта: (А.Н.Крылов «Технические аспекты трагической гибели первого космонавта Земли») «Неожиданно мы увидели реактивный самолёт, который на большой скорости пролетел на бреющем полёте буквально над верхушками леса и поднялся чуть ли не вертикально вверх». То же свидетельствует житель деревни Андреевской Н.И.Шальнов. « Н. И. Шальнов - бывший учитель местной школы.  Он видел, как падал самолёт. В тот день, 27 марта, где-то в десять часов утра он вышел во двор своего дома и вдруг не только услышал, но даже как-то физически почувствовал, что как будто сжимается воздух, и нарастает свист, а затем с рёвом на малой высоте над его домом проносится самолёт, затем он круто поднимается вверх, за облака.  Н. И. Шальнов опомниться не успел, как увидел, что этот «сумасшедший» самолёт оттуда, из - за облаков (очевидно потеряв скорость, самолёт, в облаках, сделал переворот через хвост и вошёл в крутую спираль прим.моё) падает, кувыркаясь, то опуская, то задирая нос, со свистом и диким рёвом, ломая верхушки берёз, врезался в лес…» ( А.Н.Крылов. «Технические аспекты трагической гибели Первого космонавта Земли»).
  Свидетельства очевидцев подтверждают картину полёта неуправляемого, но устойчивого по скорости и в поперечном отношении (крылья-то стреловидные), хорошо отнивелированного (думаю, для космонавтов постарались) самолёта с небольшим запасом устойчивости по перегрузке (после катапультирования Гагарина центровка сместилась назад и на поведение самолёта, очевидно, влияло даже перемещение керосина в фюзеляжных баках). Если бы двигатель не работал или был бы на малом газе, то самолёт сразу после катапультирования Гагарина перешёл бы в крутую спираль , а так как была тяга двигателя, достаточная для горизонтального полёта на скорости порядка 600 км/ч, то самолёт «налегке» и носился вверх-вниз, что и наблюдали очевидцы.

  Экспертизой было точно установлено, что часы Гагарина разрушились в 10 часов 30 минут 10 секунд, и это время было принято за столкновение с землёй, тогда как проводка РЛС обрывается на времени 10 часов 43 минуты, и многочисленные свидетели в населённых пунктах Новосёлово, Андреевской, Петряево) утверждали, что как раз в момент падения самолёта по радио передавали: « В Москве 10 часов 40 минут» (в те времена радиотрансляция в населённых пунктах осуществлялась громкоговорителями на улицах)! Также часовая стрелка бортовых часов АЧХО (минутная и секундная стрелки следов не оставили) отпечаталась на времени примерно  10 часов 40 минут.  Жителям окрестных сёл крупно повезло, что самолёт не свалился им на голову!
 
   « Первыми, пробившимися около часу дня к месту падения самолёта на двух гусеничных тракторах были жители Новосёлово трактористы Борис Горшков, Виктор Пресняков и лесник Владимир Морозов. (А.Н.Крылов «Технические аспекты трагической гибели Первого космонавта Земли»). Они начали пробиваться к месту падения с шоссе Панфилово-Новосёлово, через поле вблизи поворота на Лакиброво. На этом поле Пресняков заметил раскрытый парашют с отрезанным окровавленным куполом, который собрал и оставил себе вместе с сумкой и подвесной системой. С поля пробиться до места падения самолёта не удалось, мешал лес, хотя это и был кратчайший путь. Пришлось выходить на дорогу к Андреевскому погосту. Там, по просеке, наконец, пробились к воронке. В четвёртом часу дня подоспели военные.» Сотрудник КГБ забрал парашют Гагарина из кабины трактора (проехали по следу во двор, а навозную кучу придумали, очевидно, чтобы скрыть, что парашют был окровавлен и находился далеко от места падения самолёта, тракториста же припугнули, чтобы меньше болтал…).

    Удар самолёта о деревья (было повреждено 14 деревьев) пришёлся на правое крыло и правую часть фюзеляжа. Как указано в акте Комиссии, самолёт врубился в «веник деревьев», при этом правый крен был сопоставим с углом стреловидности крыла – 35-40;. От удара о деревья всей площадью носка правого крыла законцовку крыла с противофлаттерным грузом (40 кг) инерционными силами оторвало, и она глубоко вошла в мягкий, торфяной грунт на большую глубину. Если «тупой» двигатель провалился на 7 метров, то удобообтекаемая законцовка с грузом могла войти ещё глубже, поэтому её и не нашли, а место разрыва на крыле было похоже на действие взрыва, а не удара о дерево. То, что удар пришёлся на правое крыло подтверждает отрыв крыла до удара о землю. Оно лежало в 15-ти метрах от ямы, а левое было в яме (свидетельство кремлёвского телемастера Акимова А.Е., побывавшего на месте падения). Самолёт, в момент прохождения сквозь «веник», под действием деревьев провернулся, уменьшив угол крена и тангажа ( крен до 5 - 7;, а тангаж до 30;). Это и зафиксировали приборы до разрушения. Комиссия же посчитала, что разница между углом прохода самолёта сквозь деревья 50; и углом тангажа по прибору 30;, это угол атаки - 20;, сделав вывод, что экипаж выводил самолёт из пикирования с перегрузкой 11g(!). Комиссия «не обратила внимания», что подвесные баки оторвались в момент удара о деревья, а не задолго до этого. Баки должны были оторваться при достижении перегрузки в 4-5g. Также комиссия «не обратила внимания», что на ручках управления самолётом нет следов рук лётчиков, тогда как тянущее усилие должно было быть ими приложено для создания 11-ти кратной перегрузки не менее 20 кг.! И почему-то проход сквозь деревья был прямолинейным, а не по дуге, если бы был вывод из пикирования с перегрузкой 11g! К тому же, если была перегрузка 11g, то на крыльях (относительно целых) в обязательном порядке должна была быть остаточная деформация (гофры на верхней поверхности крыльев должны были появиться после достижения перегрузки более 8g), хорошо заметная невооружённым глазом, что никто не подтверждает! Отклонение руля высоты на кабрирование 15; произошло при ударе о деревья. Поскольку удар о деревья пришёлся, в основном, на правую часть, то ветви и сучья, через раскрытые правые части фонарей кабин, разорвали тело Серёгина на отдельные фрагменты и разбросали по деревьям. Катапультируемое сиденье Серёгина с его тазобедренной частью и парашютом, остались в кабине, оставив на подошвах ботинок отпечаток педалей управления в момент удара о землю. Поэтому посчитали, что Серёгин до последнего управлял самолётом, упираясь в педали, не оставив при этом следов рук на ручке! Да и как ни упирайся в педали (руль направления), практически никакого управляющего воздействия на самолёт не окажешь. Схема разброса деталей на месте падения самолёта, приведённая в книге Белоцерковского «Гибель Гагарина. Факты и домыслы», сфальсифицирована: там кресел вообще нет, а парашют Серёгина лежал в 800 метрах, что не соответствовало действительности.

     Так как удар о деревья пришёлся на правую часть фюзеляжа, и фюзеляж перекосило, кресло в задней кабине намертво заклинило, а от перекоса механизма выстрела сработал пиропатрон, оторвавший крепление трубы выстрела от кресла и забросивший трубу на 800 метров от места падения самолёта, где её и нашли. Поскольку взрыва при ударе самолёта о землю не было, свидетели выстрел катапульты и одновременный удар о землю приняли за взрыв.

    Проходя сквозь деревья, самолёт разрушался. Влетевшие ветви и сучья в воздухозаборник самолёта сорвали пламя в камерах сгорания двигателя, а разорванные резиновые баки с топливом распылили керосин (в месте падения всё было забрызгано керосином), но, поскольку, открытого пламени не было, а находящиеся в носовой части аккумуляторы, принявшие на себя первыми удар деревьев, обесточили самолёт, ни взрыва, ни пожара не было. Попадание керосина на кожухи камер сгорания воспламенения керосина не вызвало, т.к. их температура ниже температуры воспламенения керосина (температура воспламенения около 300;С). Некоторые специалисты, в том числе и члены Комиссии, удивлялись, что не было ни взрыва, ни пожара, говорили, что это уникальный случай. Лично я был свидетелем двух катастроф (УТИ МиГ-15 и Л-29) и одной аварии (МиГ-21, лётчики катапультировались), когда при ударе о землю самолёты не взрывались и не горели, просто разрушались, хотя в каждом случае в баках было более тонны керосина, а двигатели работали. Так что это не такой уж уникальный случай!

   Имеется большое количество свидетелей, слышавших взрывы в небе, а на жителей южной окраины села Новосёлово, сыпались обломки (даже окровавленные) самолёта (свидетельство Акимова А.Е.). Так Михаил Акимов с соседом – фронтовиком, жители деревни Андреевской, в то утро возвращались из с. Новосёлово, куда ходили за хлебом. Примерно на половине дороги (1.5 км от с.Новосёлово)) они услышали над головой, в облаках, звук летящего реактивного самолёта, а затем сильный удар и через 1,5-2 секунды взрыв (удар и взрыв звучат по разному. Уроните пустое железное ведро на бетонный пол с высоты 1 метра и через 1.5-2 секунды выстрелите из ружья, услышите разницу), на их головы из облаков посыпались обломки самолёта. «Сбили самолёт» - констатировал фронтовик. Они подумали, что началась война. Чуть позже другой житель деревни Вячеслав Горчаков около сторожки у церкви (500 м. от места падения) подобрал окровавленный обломок фонаря кабины. Звук столкновения с контейнером на скорости 600 км/ч, и последовавший через 1,5-2 секунды выстрел катапульты Гагарина, были восприняты как взрывы. А если учесть, что при выстреле пороховые газы преодолевали сопротивление деформированной направляющей, то звук выстрела был действительно орудийным! Леонов и другие космонавты на аэродроме Киржач могли слышать удар и выстрел катапульты за 15 -18 км, т.к. это произошло между слоями облаков, и звук распространялся, как в трубе, на много километров!

   Думаю, что и Главком Вершинин К.А., и его помощник по космосу генерал         Каманин Н.П., и космонавты Титов Г.С., Севастьянов В.И. ,да и все авиационные специалисты и эксперты Государственной комиссии прекрасно понимали, что самолёт столкнулся с контейнером зонда, а Гагарина катапульта выбросила через закрытый, разрушенный фонарь, а, поскольку, его тут же спрятали (и тут Ванга не ошиблась: «Его забрали!», в СССР КГБ хорошо работало!) и «сверху» (ЦК, Политбюро) приказали останки срочно кремировать, а потом и свернуть работу комиссии, написав «специалистами» ЦК причину катастрофы – резкий маневр, засекретив всё и вся (до уровня Государственной тайны), все посчитали за лучшее «громко молчать»: Гагарина не вернёшь, а себе и близким жизнь испортишь навсегда! А почему власть решила спрятать живого Гагарина?

     В условиях холодной войны, когда между СССР и западом обострились все противоречия социалистического и капиталистического мира, любые промахи и неудачи в Союзе пропаганда Запада раздувала до вселенских масштабов, пороча социалистический строй. Подвиг Гагарина был безоговорочным триумфом социализма над капитализмом! И допустить уничижения этого триумфа политическая власть Союза не могла, не имела права! Да и внутри страны искалеченный и обезображенный Герой Эпохи, кроме сострадания (что никак не вязалось с понятием «Герой»), никакого другого воспитательного воздействия на подрастающее поколение оказывать не мог, к великому сожалению! Поэтому и было принято, несомненно, трудное решение – оставить Гагарина Юрия Алексеевича на века Героем с лучезарной улыбкой, погибшего в авиационной катастрофе. И с почестями похоронить (говорят, Л.И.Брежнев на похоронах прилюдно плакал…). Что и было сделано! Вот поэтому П.Р.Попович и пошёл на встречу на Красную площадь, вот поэтому Волынов Б.В. и не послал звонившего куда подальше, поэтому особист Рыбкин Н.Н. и не пустил Волынова Б.В. на встречу со звонившим (нужно же было сохранять тайну).У них были сомнения в гибели Гагарина!  Вот прочтите объяснительную этого «сумасшедшего», представившегося Гагариным (Рыбкин Н.Н.»Записки космического контрразведчика»):

       «В 1968 году выполнялся тренировочный полет на самолете МИГ-15, спарка борт 625, над Кержачской зоной Владимирской области. Герои СССР п-к Серегин и п-к Гагарин были сбиты переносной ракетной установкой. Самолет падал в лес. Я катапультировался на малой высоте (300-500 м). После взрыва осколком оторвало кисть левой руки. Прикрывая лицо ранцем с парашютом, упал плашмя на землю за лесом, вблизи от дороги. Было разбито лицо, сотрясение мозга, сломаны ноги, выбита правая ключица. В болевом шоке я скинул летную куртку и подкатился ближе к дороге. На мое счастье мимо проезжал автомобиль. Водитель автомобиля подобрал меня и долго вез в сторону Балашихинского района Московской области, где в пос. Заря ПВО через тов. Д. И. Т. позвонили в госпиталь Ж-1. Я запомнил только фамилию звонившего. Без документов в летном комбинезоне, предполагаю, был доставлен в ГКВГ им. Бурденко, далее в НИИ им. Вишневского. Оперировал меня сам хирург г.л. мед. сл. В. В. Вишневский. Заключение экспертной комиссии, разбиравшей летную катастрофу, считаю правильной». Этому «психу» мог все эти подробности рассказать только Гагарин! Это мог быть и сам Гагарин с «промытыми мозгами» в психушке (а возможно Рыбкин Н.Н. «отредактировал» объяснительную в нужном ключе).  Не могли в голову «придурка» прийти все эти подробности, которые  я выше описал в силу своих знаний и опыта, как лётной работы, так и расследования авиационных катастроф. Гагарин рассказал ему (или сам рассказывал), что они были сбиты переносной зенитной ракетной установкой. Да, удар контейнера в облаках, был воспринят им как взрыв ракеты, разрушивший кабину. Помню, когда мне на 407-м Москвиче в лобовое стекло влетел камень из-под колёс обогнавших Жигулей, я тоже воспринял это как взрыв (стекло было из «сталинита» -  рассыпалось на мелкие осколки); так-то было на скорости 80км/ч, а на скорости 600-700 – даже представить страшно! Можно только позавидовать самообладанию Гагарина, чтобы после удара контейнера, получив травмы частями и осколками фонаря, и чудовищного воздействия скоростного напора, тут же попытаться доложить по радио! Вполне возможно, что детали фонаря или самого контейнера повредили правую ключицу, о чём и говорил «псих». Но то, что он снимал куртку и катился к дороге (500-600 м)  с сотрясением мозга, оторванной кистью, переломанными ногами, сломанной ключицей и снятой кожей лица в снегу метровой толщины- это уже фантазия (если вообще был в сознании), или редакция Рыбкина Н.Н. Да и сама встреча Рыбкина, описанная в «Записках» вызывает ряд вопросов:  зачем было водить «психа» в музей на примерку ботинок (и ботинки могли быть вовсе не гагаринские…), если левая кисть руки была на месте? А если кисть отсутствовала, и «псих» знал то, что мог знать только Гагарин, значит…! Кстати, размеры ступней ног могли измениться после перенесённых операций, ступни ведь были раздроблены! И потом: Рыбкин, заставивший «психа» написать объяснительную, хорошо знал почерк Гагарина (безо всякой экспертизы), но об этом Рыбкин в своих «Записках» почему-то не упоминает! И почему Рыбкин не пустил Волынова на встречу, объясняя это возможной опасностью для Волынова?  Но что могло угрожать Волынову Б.В.? Думаю, угрожало не Волынову, а раскрытию тайны, что Рыбкин Н.Н. охранял по долгу службы!

   Почему космонавт, Дважды Герой Советского Союза генерал-майор Леонов Алексей Архипович фанатично отстаивал свою бредовую версию «спутного следа»? Почему бредовую? А что вы скажете на то, если вам будут рассказывать, что пронёсшийся по соседней полосе Мерседес сдул с дороги Ладу-Весту? А это примерно одно и то же! Почему же Леонов так упорствовал? Думаю, и этому есть объяснение. Государственная комиссия, расследовавшая катастрофу, сделала предположительный вывод, что «наиболее вероятной причиной гибели был резкий разворот самолёта с целью избежать столкновения  с шаром-зондом. В результате самолёт вышел на критические углы полёта, сложная метеообстановка затруднила управление самолётом, и экипаж погиб». Так вот, по этой версии,  Леонов А.А. мог быть косвенным виновником гибели Гагарина! Он это осознавал и всеми силами пытался отвести от себя подозрения, выдумывая «спутный след»! Он, в то злополучное утро, руководил парашютными прыжками на аэродроме Киржач. Перед началом прыжков, и если погода неустойчивая, то  в течение дня, запускают шары-пилоты, наполненные водородом (обычно чёрного цвета). Обычно шары диаметром около метра, но могут быть и больше.  Генерал Каманин Н.П. в Дневниках за 15 апреля 1968 года утверждает, что в окрестностях места катастрофы на деревьях найден шар-зонд объёмом 4 метра кубических, наполненный водородом.  С помощью таких шаров-пилотов определяют направление ветра на высоте, а если нужно, то и высоту нижнего края облачности, засекая время от запуска до момента входа шара в облака. Сколько таких шаров запускали по команде Леонова мне доподлинно выяснить не удалось, но то, что их запускали – неоспоримо (их как раз жители Новосёлово и принимали за НЛО)! Киржач был северной границей зоны, где пилотировал Гагарин с Серёгиным, и ветер от аэродрома дул в сторону пилотажной зоны. Так что очень даже вероятно столкновение самолёта с таким шаром, или как предполагала Комиссия – резкий отворот от него! Но отворот, маловероятно, чтобы спровоцировал катастрофу, а вот если шар с кубометром (а то и больше) чистого водорода влетит в воздухозаборник, думаю, взрыв обеспечен! И взрыв произойдёт в двигателе между компрессором и камерами сгорания. Разрушит ли он двигатель и самолёт, я не знаю, а остановку и поломку двигателя точно обеспечит! И запустить его в воздухе вряд ли будет возможно. Но такой вариант никто не предполагал (кроме Леонова) и не прорабатывал. Комиссия же установила, что двигатель работал до удара (да и свидетели это подтверждают), так что всё же было столкновение с контейнером зонда, и Леонов напрасно волновался и обвинял испытателей.

    Конспирологические версии по устранению Гагарина, считаю глупостью, не заслуживающей внимания.

    Что касается НЛО, то я установил, что за НЛО местные жители принимали в одном случае шары-пилоты, запускаемые Леоновым; в другом- диск Солнца. Дело в том, что в тот день и час с севера надвигался холодный фронт со слоистой облачностью различной толщины и плотности на различных высотах. Ветер на этих высотах дул с различной скоростью, и периодически просвечивающийся сквозь облака диск Солнца воспринимался как полёт белого шара на фоне стремительно перемещающихся облаков относительно малоподвижных.
 
    Очень правильно сделали, что законсервировали все детали самолёта. Если теперь расконсервировать и провести исследования на современной научной базе, уверен, истинная причина катастрофы 1968 года будет однозначно определена! И одной тайной 20-го века будет меньше. Определили же, чуть ли не по минутам, последние часы жизни Ледяного Человека, найденного в Альпах, жившего 5000 лет тому назад: откуда он пришёл, что и сколько раз ел, чем болел, с какого расстояния его убили стрелой, скольких врагов и чем убил он перед смертью и т.д. Так то было 5000 лет тому назад! А здесь прошло всего каких-то 55 лет! . В архивах КГБ хранятся все истинные подробности катастрофы. Если верить доморощенным «экспертам», то Гагарин умер весной 1990-го года в одной из психбольниц. Если это действительно так, то найти его захоронение, провести генетическую экспертизу ( дочери ведь живы – здоровы) и, если это действительно он, перенести прах с почестями на Новодевичье кладбище и установить грандиозный памятник, как подобает Национальному Герою, открывшему Космическую Эру человечества!


               Бывший военный лётчик-инструктор, подполковник в отставке
                Александр Николаевич Копейкин  10 апреля 2023 года.


   PS: После публикации статьи на Проза.ру и ряде форумов мне были заданы одни и те же вопросы: если то, что я излагаю, правда, то почему за столько лет нигде об этом никто не проговорился, несмотря на то, что были сотни свидетелей при расследовании катастрофы?
 
 Во-первых, в Советское время всё было засекречено, и каждый знал, что с этим шутить нельзя;

 Во-вторых, почти сразу после катастрофы в мире и в стране произошли события, отвлёкшие народ от трагической гибели Гагарина:  ввод войск в Чехословакию,  шестидневная война на Ближнем Востоке, война во Вьетнаме и т.д. СМИ усиленно уделяли внимание этим событиям, совершенно предав забвению гибель Гагарина. А в кулуарах чего только не рассказывали  о катастрофе (я, например, слышал о том, что Гагарина похитили ещё в начале 70-х, но считал это бредом краснобаев, любителей сенсаций и не обращал внимания, пока не побывал в Звёздном), потом, когда рухнул Союз, все эти рассказы выплеснулись на страницы печатных изданий и на ТВ.
 
     И ещё спрашивали, откуда я взял такие подробности событий в кабине самолёта при столкновении с контейнером? Я ничего не выдумывал. У меня перед глазами была похожая авиационная катастрофа, в расследовании которой я принимал участие.
   2 июня 1976 года в Борисоглебском авиаучилище на аэродроме Таловая Воронежской области произошла катастрофа самолёта УТИ МиГ-15. Я в то время работал в лётно-методическом отделе училища, и меня включили в состав комиссии по расследованию этой катастрофы. Погиб мой товарищ, лётчик-инструктор Сахаров А.З. и курсант третьего курса Озеров. При плановом уходе на второй круг с высоты выравнивания курсант по ошибке закрыл стоп-кран вместо уборки закрылков (краны были рядом), тем самым выключил двигатель. Сахаров принял решение садиться без двигателя на взлётную полосу с обратным стартом, но ни высоты, ни скорости  у них не было, в результате чего в развороте самолёт потерял скорость и упал в поле рядом с полосой. От удара о землю у Сахарова А.З. сработала катапульта, и его выбросило через закрытый фонарь кабины. Его левая рука (как и у Гагарина) была на РУД (рычаге управления двигателем), и кисть руки также срезало поручнем сидения и бортом кабины, а находившиеся на педалях ноги попали между сорванной приборной доской и подножками кресла были сломаны, стопы раздроблены, а ботинки разорваны и сорваны с ног. Также подножками кресла была разбита сорванная с креплений приборная доска, и приборы из кабины разлетелись в разные стороны. Разорванная заголовником кресла металлическая планка над головой Сахарова разбила ему голову, полностью обезобразила лицо, вырвала клок комбинезона на груди (у Гагарина куртку) и расстегнула привязные ремни кресла. Сахаров лежал в пятидесяти метрах от места падения самолёта с полностью вытянутым из ранца парашютом (если бы это произошло на высоте, то парашют плавно опустил бы его на землю), а кресло лежало в стороне.

  Путь прохода контейнера после столкновения с самолётом Гагарина-Серёгина я проследил непосредственно на самолёте УТИ МиГ-15, находясь в задней кабине мысленно провёл прямую от лючка фотокинопулемёта до правой стойки крепления перегородки между кабинами, и всё получилось как я описал.

  Я знаю, что дочери Юрия Алексеевича крайне негативно относятся к конспирологическим  версиям и предположениям, что его упрятали в психушку. Думаю, что в психушку прятать его было незачем. Он был полностью обезображен, и никем не узнаваем, а рассказывать, что он Гагарин, было просто глупо, что он несомненно хорошо осознавал. Вместо психушки его могли поселить в одном из закрытых городов, где он мог жить и работать, а также свободно общаться с близкими ему людьми, есть косвенные тому подтверждения (на уровне слухов).

                20 сентября 2023 года      А.К.


Рецензии
Спасибо за поиск...!

Виталий Нейман   14.04.2023 02:30     Заявить о нарушении