Квест

Глава 7
Квест

Трапаидзе появился на парковке через пять минут. В динамике он еще больше напоминал Дата Туташхиа. Когда он подошел к своему подержанному мерседесу, я приблизился и спросил:
- Простите, вы не в город случайно? 
- В какой из городов?
- В Москву.

Его абрекский взор сначала взял меня на прицел, а потом метнулся в сторону машины. Я сел сзади. Дата Туташхиа внимательно рассмотрел мой психологический портрет в зеркале заднего обозрения. Спросил взглядом, не буду ли я против, если он закурит. Я кивнул. Пока мы ехали по колдобистой проселочной дороге к Волоколамскому шоссе, он курил и молчал. Когда же трасса стала ровнее и светлее, он спросил:
- Кого навещал?
- Не того, к кому приехал.
- Загадками говоришь. 

Я задумался, как лучше запитчить свою историю, и решил, что сразу перейду к кульминации:
- Мама уже неделю на связь не выходит. Родители в разводе, родственников в Москве нет. Я несколько дней назад прилетел из Америки, я там в школе учусь, в конце мая выпускной бал. Отец не смог со мной приехать, у него бизнес, да он и не очень волнуется, говорит, мама способна на «подобные фортели». Он купил мне билет, потому что думает, что она всё инсценировала, чтобы привлечь к себе внимание, и как только я появлюсь в Москве, она сразу успокоится. А её нигде нет. Консьержки в её доме говорят, что её уже неделю не видели, и подруги ничего о ней не знают. Худшее с ней тоже исключили, отец всё проверил. Решили: если сегодня она не объявится, заявим в полицию.

Дата Туташхиа уже выкурил сигарету и слушал меня, судя по его темнеющему взору, очень внимательно.

- И ещё что удивительно, мама свой мобильный телефон в квартире оставила. А вчера вечером на него банковское сообщение пришло: кто-то расплачивался маминой картой, по истории платежей удалось установить адрес, который привёл меня в эту клинику.

Дата Туташхиа слушал и молчал, а потом задал мне неожиданный вопрос:
- А как ты считаешь, если твоя мать здесь, в рехабе, то с каким диагнозом?       

Я на секунду задумался и сказал:
- Могу методом «от обратного»: исключаю наркоманию, алкоголизм и игроманию. Возможно, депрессия...
- А что, на твой взгляд, ее могло спровоцировать?
- Развод с отцом. Когда это случилось, мама была подавлена. Отец сразу решил отправить меня в Англию, в интернат, и она осталась одна.
- А с кем ты проводишь каникулы?
- Летние в спортивных лагерях, а рождественские с отцом, в Канаде. 
- У него новая семья?
- Нет, он живёт один. Ну, с Байлангом ещё. 
- Байланг - белый волк?
- Да, он так назвал свою белую швейцарскую овчарку. А вы что, китайский учите?
- Так, по воскресеньям развлекаюсь.
- Собираетесь в Китай?
- Да нет, просто китайский хорошо мозг ворошит и напряжение снимает. А почему ты с мамой совсем не видишься?
- Отец против наших встреч, говорит, что мама плохо на меня влияет. Да и у меня теперь почти вся жизнь проходит в Америке: учеба и стартап с ребятами.
- Стартап? Ты же ещё в школе учишься?
- У нас в двенадцатом классе организовали клуб молодых предпринимателей, который поддерживает университетский акселератор.
- Ну да, вы сейчас рано начинаете. Я на одном из ютуб-каналов видел десятилетнего мальчишку, который на конференции в Высшей школе экономики делал презентацию своей платформы.
- А что за платформа?
- Пишут программные коды для приложений и сайтов. А у тебя что за стартап?
- Экосистема, в которой начинающие компании находят своих венчурных инвесторов.
- Понятно, всё по-взрослому… Давай так, я тебе сейчас опишу моих пациенток. Их несколько, у всех один и тот же диагноз, но психологические портреты разные. 
- Хорошо, давайте.
- Первая. Бывают перепады настроения, мучают навязчивые идеи,  может слышать голоса и ночью видеть призраков.  Переносный смысл русских пословиц и поговорок понимает, хотя испытывает трудности с вербализацией ответов ввиду наличия хорошего английского языка. Отмечаются особенности восприятия мышления, которые относятся к шизофреническому симптомокомплексу, но эпизодов не было. 
- Это не мама. У нее очень хороший русский, но английский не на уровне.  
- Так, хорошо. Вторая пациентка. Слухоречевая память в норме. Зрительная слегка страдает: плохое запоминание и узнавание лиц и типажей. В ходе исследования по пробе Рей-Тейлора установлено легкое нарушение пространственного восприятия. При выполнении этого теста правой рукой, а она левша, намечается эффект микрографии.
- Мама правша, да и зрительная память у нее очень хорошая.
- Тогда третий портрет. По пробе Тойбера установлено поражение правого полушария. Пациентка не чувствует прикосновений левой рукой, что свидетельствует о нарушениях теменной зоны мозга, срединных структур и медиобазальных отделов лобных долей. Такие особенности часто встречаются при болезни Альцгеймера.        

Я задумался: этот диагноз был в мамином сценарии.       

- Родилась в Москве. Сознание ясное. Ориентирована во всех сферах. Психомоторно спокойна, доброжелательна. В беседу вступает охотно, отвечает по существу. Была здоровым ребенком, но в юности появилась склонность к ритуалам.
- К каким ритуалам?
- Например, бытовые предметы расставляет в четкой последовательности, это признак обсессивно-компульсивного расстройства.        

Я вспомнил, что кремы и духи у мамы стоят в линию.        

Дата Туташхиа продолжил:
- Пять лет назад рассталась с мужем, в связи с чем перенесла эпизод депрессии. Тяжело переживает разлуку с сыном. Психотических эпизодов не было, критика сохранена, но в начале мая этого года начала резко снижать объем потребляемой пищи, стремление приобрело навязчивый характер и переросло в анорексию. Последняя неделя была тяжелая: она очень похудела и находится в состоянии глубокой депрессии, но главное, нет суицидальных тенденций...
- Мама?!        

Дата Туташхиа молча остановил машину. Повисла пауза. Я понял, что мы приехали, и уже собрался выходить, как вдруг услышал то, от чего чуть не оцепенел:
- Лисяйчик, не переживай, я ее вытяну. У тебя мамин мобильный с собой?         

Я машинально достал из внутреннего кармана ветровки телефон и передал ему.

- Позвони завтра, она будет рада.        

Он уехал, а я стоял как вкопанный. Мне было тогда три или четыре года. Мы собирали пазл. Голову лисы надо было сцепить с ее туловищем, а я прилепил к ней тело зайчика. Мама спросила: "А кто это?" И я ответил: "Лисяйчик!" 

Бешено колотилось сердце. Я медленно перевел взгляд на здание, рядом с которым мы остановились. Это был наш дом, и я стоял напротив нашего подъезда! Значит... Дата Туташхиа и есть тот самый мамин друг, о котором говорила Полина?!

Как он хорошо её знает. И любит! Со всеми её ритуалами, перепадами настроения и психологическими особенностями, которые так раздражали отца. И мама доверяет ему. А я отдалился от неё, пропала теплота и откровенность в наших отношениях, она почувствовала себя одинокой, ушла в себя. И даже началась депрессия, которой я не заметил.

Я перешёл дорогу в сторону парка, свернул в узкий коридор нашего зеленого лабиринта, прислонился лицом к плотной стене туй и заплакал. Не знаю, сколько прошло времени, но я очнулся от ощущения, что кто-то стоит за моей спиной. Я оглянулся и увидел маленького мальчика, с высоким лбом и широко расставленными серыми глазами. За стеной лабиринта слышался женский голос: «Ваня, Ваня, где ты?», а мальчик все стоял и смотрел на меня, а потом вдруг сказал, картавя, но стараясь произнести правильно: 
- Всё будет хор-р-р-ошо!












  


  

    




 


Рецензии
Хотелось бы прочитать продолжение. Если, Дата Туташхиа доброжелатель, то зачем был эпизод про ограбление "домушниками", о которых сказано: "Московские домушники - в основном грузины"?

Генрика Марта   04.01.2024 08:30     Заявить о нарушении
Точно, одни грузины, мне даже в голову не приходила эта ассоциация. А с другой стороны, вот она жизнь – все мы разные. Но Вы правы, это художественный текст со своей чёткой логикой. Ценная ремарка, вдохновляет на размышление, и даже – на детективное продолжение, о котором и не помышляла. Подумаю… Спасибо!

Ольга Вереница   04.01.2024 13:42   Заявить о нарушении