Штрихи к портрету - Братья Данияловы

Один из выдающихся хозяйственных и политических деятелей Дагестана — Салам Айдинбеков (1912–1967), будучи в должности Председателя Совета Министров Дагестанской АССР, видя бедственное положение дел в родном для него Дагестане, 24 мая 1951 года решается отправить письмо И.В. Сталину «О фактах проявлений националистических колебаний, серьезных ошибках и порочных методах руководства первого секретаря Дагестанского обкома ВКП(б) Даниялова».


В своём письме лезгин С. Айдинбеков раскрывает некоторые детали конфликта на национальной почте, внутреннего противостояния с братьями Данияловами (аварцы): Абдурахман и Гаджиали (также Хаджи-Али). Которые, судя по полному тексту письма, всячески пытались торпедировать работу Председателя Совета Министров.


Работу старшего брата, Абдрурахмана Даниялова, С. Айдинбеков описывает следующим образом:


«За короткое время своей работы на посту председателя Совета Министров Дагестанской АССР, я столкнулся с многочисленными фактами, характеризующими непартийное поведение первого секретаря Дагестанского обкома партии Даниялова. Я убедился в том, что речь идет не о случайных ошибках и промахах, а о неправильной линии, идущей вразрез с интересами дела, с интересами большевистской партийности и принципиальности, в угоду местническим, приятельским отношениям.


В декабре 1950 года я подробно информировал секретарей ЦК ВКП(б) т.т. Пономаренко и Суслова в присутствии самого Даниялова о серьезных ошибках, допущенных им в руководстве партийной организацией (текст информации прилагается). Даниялов не только не извлек из этого никаких выводов, напротив, после этого обстановка стала еще более нетерпимой и ненормальной. Даниялов, прикрываясь внешней показной дружбой со мной, использовал постановку мною этих вопросов в ЦК ВКП(б) для организации травли и закулисных комбинаций, и интриг.


Выдвигая принципиальные и жизненно важные для партийной организации вопросы, я не имел необходимой поддержки. Не имел потому, что Даниялов вместо того, чтобы, руководствуясь указаниями секретарей ЦК ВКП(б), создать здоровые взаимоотношения и деловой контакт в работе, предварительно договорившись с послушными ему членами бюро, по приезду из Москвы дал мне бой на бюро обкома ВКП(б). Не имел поддержки и потому, что Даниялов на многих руководящих постах расставил лично преданных и покорных ему людей, а отдельные руководящие работники ЦК ВКП(б), как, например, Дедов, безудержно во всем оказывают ему поддержку. В этих исключительно тяжелых для меня условиях я понимаю всю сложность своего положения, но я глубоко убежден в правоте и не имею права изменить партийному долгу, большевистской принципиальности».


Оценка С. М. Айдинбекова деятельности Хаджи-Али Даниялова (1911–2006) носит ещё более разоблачительный характер:


«Совершенно нетерпимым является поведение брата Даниялова. В 1945 г., будучи секретарем Гунибского РК ВКП(б), он избил начальника РО МВД Абасова. Будучи председателем исполкома Хунзахского района, сожительствовал с женой фронтовика, имел ребенка. Чтобы получше устроить своего брата, по настоянию Даниялова, обком вынес два ошибочных решения. Первое – освобождение Габибова – уполминзаг и утверждение на эту должность брата Даниялова, второе – освобождение Гасанова – зам. министра внутренних дел и утверждение брата Даниялова. Оба решения были отменены после вмешательства ЦК ВКП(б) по жалобам Гасанова и Габибова. Брат Даниялова активно вмешивается в дела обкома, ведет себя как второй секретарь обкома».


Результатом данного противостояния стал уход с должности Председателя Совета Министров Дагестанской АССР, с последующим переводом на партийную и хозяйственную работу в АзССР. Что касается дальнейших судеб братьев Данияловых, то отметим, что Хаджи-Али Даниялов после 1951 года занимался лишь научной деятельностью, а Абдурахман Даниялов несмотря на всю свою подрывную деятельность в ДАССР продержался на различных должностях аж до 1971 года.


Напомним, что именно Абдурахман Даниялов будучи Первым секретарём Дагестанского областного комитета КПСС и Членом Бюро Дагестанского обкома КПСС 11 января 1957 г. протащил принятие решения, которое «утвердило» «слияние» андо-дидойцев и арчинцев с аварцами, кайтагов и кубачинцев с даргинцами, но восстановило самостоятельность рутульцев, цахуров и агулов. Тем самым заложив мину замедленного действия под межнациональные отношения в Республике Дагестан на многие десятилетия вперёд.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Абдурахман Даниялов.


Литература / источники

1. Письмо Сталину с перечислением фактов, компрометирующих руководство Дагестанской АССР от 24.05.1951 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://istmat.org/node/59347, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.03.2023). — Яз. азерб.


Рецензии