2030-й Пьеса в трех актах. Акт3

    Окончание. Начало в http://proza.ru/2020/10/15/280 и http://proza.ru/2023/04/11/106     .


                Акт третий.
                Сцена первая.

          Приемная Арье Дыри. Командир Тельавивского отряда белых кип отчитывается о состоянии дел.

    Дыри: Ослы! Придурки! Я разве не предупреждал, чтобы до муниципальных выборов никаких скандалов не было?! И что я узнаю? Родители уже подали жалобу в полицию.
     Командир: Простите, господин, я только что узнал, как было дело. Девицы сами виноваты – шли по улице в коротких юбчонках. Ребята хотели поучить их скромности, да перестарались.
     Дыри: Ладно, попробуем замять это дело. Собери с виновных по две тысячи шекелей.     Деньги принесешь мне. Как идет реквизиция компьютеров?
     Командир: За эту неделю реквизировали более тысячи. Адреса брали из черного списка, согласно приказу.
     Дыри: Сопротивление было?
     Командир: Добровольно никто не сдавал, хотя объявление было сделано десять дней назад. В некоторых случаях хозяева физически сопротивлялись, но мы справились.
     Дыри: Хорошо. За пределы черного списка пока не выходите. Не стоит лишний раз озлоблять народ. Мы же теперь избранная власть. Были какие-нибудь серьезные инциденты?
     Командир: Вчера ночью было проникновение в помещение, где хранились реквизированные компьютеры.
     Дыри: Там, что, не было охраны?
     Командир: Была сигнализация. Она была нарушена. Охранники приехали через пять минут, но там уже никого не было.
     Дыри: Что-то пропало?
     Командир: Еще не знаю, мы пока расследуем. Компьютеры лежали навалом, мы их не успели ни разобрать, ни зарегистрировать. Хотели сделать это сегодня утром.
     Дыри: Да, что ты говоришь?! Чертовы разгильдяи! Срочно разберись с этим и немедленно доложи мне. Наведите порядок с регистрацией, что и у кого забрали. Если нужно, наймите людей, понимающих в компьютерах. И пока не разберетесь, - никаких новых реквизиций.
       Командир: Будет сделано. Еще один вопрос, господин. Можно нам получить оружие?
Я слышал, что в Иерусалиме и в Ашдоде есть вооруженные отряды.
      Дыри: Ну, уж, нет! Вам, балбесам, оружие дай, - вы тут наворотите дел. Вам надо, прежде всего, заниматься слежкой и разведкой, и только потом переходить к действиям. Вот что значит, не служили в армии. Учти, что в Тель Авиве и окружающих городах надо действовать очень осторожно, муниципальная власть здесь пока не наша. Да и большинство населения против нас. В Иерусалиме и Ашдоде другая ситуация, - там местные власти и полиция нам помогают. И вот еще что. Организуй постоянную слежку за людьми из черного списка и реформистскими раввинами, это наши главные враги.  Понятно?
     Командир: Понятно. А куда их девать, если мы их задержим?
     Дыри: Задержанных будем переправлять в Бней Брак. Там уже готовят место. Но пока никого не задерживайте, ждите указаний.
     Командир: Мне надо больше людей, господин.
     Дыри: Набирай столько, сколько нужно. Но выбирай самых толковых, а не самых сильных.




                Акт третий.
                Сцена вторая.

           Квартира Иосефа и Навы.  Вечер. Рая, Йосеф и Нава сидят за столом. Входит Игорь.

     Игорь: Рон звонил. Плохие новости из Иерусалима. Белые кипы и толпа досов напали на демонстрацию протеста. Много убитых и раненых. Несколько сотен.
     Иосеф: Такого еще не было. Вот так дела! Похоже, пора вооружаться.
     Игорь: Пока формируются мобильные отряды для защиты демонстраций. Я уже записался.    (Рае)  Кстати, Раишка, мне пришлось отменить заказ на ремонт двери.
     Рая: Почему?
     Игорь:  Рон передал, что нам надо переходить на нелегальное положение.
     Рая: А как же моя работа? А Марик?
     Игорь: Через пару дней у нас будут другие документы. С ними устроишься на другую работу. А Марик пока посидит с мамой, а потом переведем его в другой садик.
     Рая: Как думаешь, можно забрать кое-что из дома?
     Игорь: Раишка, нет. За нашей квартирой следят. Я вчера сам видел. Сидят у подъезда на скамейке два придурка. Кипы снять догадались, но они у них из карманов торчат.
     Рая: Жалко. Вся одежда и игрушки Марика там. Мои туфли удобные...
     Игорь: Не переживай, купим новые. Главное, что мы свободны и можем действовать.
     Иосеф: Ты проверил компьютеры? Как они?
     Игорь: Нормально. Раин немного помяли, но работает, а мой в порядке.
     Нава: Завтра лекция, хаверим (9). Йоель спрашивал, зачем человеку нужен бог. Есть какие-нибудь мысли?
     Иосеф: А что тут непонятного. Чтобы защищал. Это же все от страха. Ну, и как объяснение природных явлений.
     Рая: Чтобы человек не был одинок, даже когда он один и ему плохо. Дает надежду на исцеление, или на загробную жизнь, или, вообще, на чудо. Иногда я даже завидую тем, кто искренне верит.
     Игорь: Это вы путаете с христианством. Защищал, утешал...Еврейский бог никого не защищает и не утешает. Я думаю, его роль - стабилизировать общество. Бог – это порядок. Он дает законы единые для всех и наказывает за грехи.
     Нава: Игорь, он, по-моему,  не уточнял, о каком боге идет речь. Наверное, вы все правы. А у меня нет своего мнения. Все же я атеистка, как и вы, кстати. Может быть, бог нужен для того, чтобы снять с человека ответственность за свою жизнь. Для многих людей эта ответственность слишком тяжела. Им нужен кто-то, кто все распланирует и оправдает. Так проще жить. Ладно, я отправлю рабби письмо с нашими ответами. Вы не против? Садится к компьютеру.



                Акт третий.
                Сцена третья.

            Конференц-зал в фирме Рона. Рон и рав Йоель беседуют перед лекцией.

     Рон: Рабби, в связи с последними событиями я вынужден приставить к Вам охрану. После лекции я вас познакомлю с двумя молодыми людьми. Один из них будет вашим водителем.
     Йоель: Ну, зачем же, Рон, это лишнее. Я не вижу никакой опасности.
     Рон: Это не обсуждается. К сожалению, ситуация развивается очень быстро. Нам удалось установить микрофоны в канцелярии Дыри. Знаете этого господина?
     Йоель: Я с ним с детства знаком. В одной йешиве учились. А теперь он высоко взлетел.
     Рон: Да, заместитель премьера. Так вот, на последнем совещании было принято решение о слежке за вражескими элементами и физическом давлении на них. В первую очередь, они имеют в виду реформистских раввинов. Вы в опасности, Йоэль. Вы и Ваша семья.
     Йоэль: Чего именно нужно опасаться?
     Рон: Белых кип. Их отряды пока не вооружены, но они очень агрессивны и многочисленны.  Наполовину это эфиопы, которые, надо – не надо, хватаются за камни и ножи.
     Йоэль: Ну, да, в свое время ортодоксы приложили немало усилий, чтобы привезти в страну сотни тысяч африканцев. Это для них электорат, а теперь еще и армия.
     Рон:  Вот, вот.
В зал заходят слушатели, здороваются, рассаживаются.
     Рон (Йоелю): Продолжим позже. Садится вместе с остальными. Пожалуйста, рабби.
     Йоэль: Прежде всего, спасибо. Я получил ваши ответы на мой вопрос. В них содержатся все возможные причины появления бога или богов в жизни человечества. Я их прокомментирую позже. А пока я хотел бы дать вам представление о том, что такое прогрессивный иудаизм. Из трех основных направлений иудаизма, ортодоксального, прогрессивного и консервативного, прогрессивный наиболее приближен к современности. Он старается впитать достижения современного мира, и науки в том числе, а не отталкивает их. Человек, исповедующий прогрессивный иудаизм, свободен  от обязательных обрядов. Внешне наша жизнь мало чем отличается от жизни светских. Мы работаем, делаем карьеру, не отказываемся от службы в армии. Талмуд, который является основой жизни ортодоксов, воспринимается нами, как историческое и культурное наследие.
     Рон: Рабби, извините, пришла важная информация. К зданию приближается отряд белых кип  и их довольно много. Я вызову подкрепление, а пока предлагаю пойти в убежище и продолжить лекцию там.

            Слушатели и лектор скрываются в боковой комнате.

     Йоэль (дождавшись, пока слушатели рассядутся, продолжает): Вы можете спросить, в чем же проявляется, собственно, вера, где здесь бог? Ответ таков: в Моисеевой торе, в ее связи с историей нашего народа и в ее морали. Это основа, но прогрессивный иудаизм допускает для каждого человека свое понимание бога, основанное на его жизненном опыте. Например, для меня одно из проявлений бога это духовная составляющая человека. Это и музыка, и литература, и живопись, и театр, и любое другое искусство. Частично это и наука. Все это – не материальные потребности человека, но, скажем так, - его духовная среда. Она позволяет ему оставаться не только Homo sapiens, но и человеком творческим. Природа же, согласитесь, вовсе не требует искусства для выживания человека, как биологического вида.

           Слышен нарастающий вой сирены и затем тяжелые удары, звуки взрывов.

     Игорь: Рон, что это может быть?
     Рон: Не знаю. Похоже, нас обстреливают. Рабби, прошу прощения, я должен позвонить.  (звонит по мобильнику)
     - Ницан, шалом, ма шломха?..Миэйфо тилим?..Эйфо бсисей клита?..Метро? Ани мевин. Яла, бай (10) .
     (Обращаясь к остальным) На Израиль напали. Ракеты летят из Ирана, Ливана и Йемена. Армия объявила военное положение и мобилизацию. Ближайший сборный пункт – станция метро Сион. Кто со мной - пошли.

                Выходят на улицу.
   
     Йосеф: У-ва! Смотрите, белые кипы попали под бомбежку. Бог ты мой! Надо вызвать амбулансы. Рон, мы с Навой здесь пока подежурим и поможем если сможем.
     Рон: Вы одни не справитесь. Очень много раненных. Кто-нибудь сходите за аптечками в убежище. Берите побольше. У кого есть медицинская подготовка?
     Рая: У меня.
     Рон: Организуй людей столько, сколько тебе нужно, и осмотрите всех, пока амбулансы не приехали. А мы пошли на сборный пункт.

      Несколько человек вместе с Раей начинают оказывать первую помощь раненным.

     Рон (Йоэлю): Опять война. Каждые четыре - пять лет воюем. Знаете, рабби, грех этому радоваться, но может быть, этот бардак с досами теперь закончится.
     Йоэль: Надеюсь, что так и будет. Мне про это рассказывали мои родители. Уже не раз так случалось в истории Израиля. В мирное время евреи готовы поубивать друг друга, а война прекращает вражду. Вот уж, никогда бы не подумал, что буду благославлять войну.
     Рон: На этот раз нам «повезло» с войной. В другой раз, может быть выручит землетрясение или еще какая-нибудь катастрофа. Это шутка, конечно, но если серьезно, то я уверен - стране придет конец, если светские не объединятся.
     Йоель: Согласен с Вами, но с одной поправкой. Это объединение должно включать не только светских. Нужна сионистская партия. Я уверен, что сионистская идея еще может сплотить людей. Верующих, неверующих – не так важно. Лишь бы они были за Израиль.
     Рон: Рабби, похоже, мы пришли. Видите, где народ толпится, наверняка там командный пункт.



                Акт третий.
                Сцена четвертая.

              Сборный пункт, метро Сион. Из репродукторов доносятся распоряжения
              командования и службы тыла. 
 
     Дыри: Йоэль, шалом. Ма шломха.
     Йоэль: Хаколь беседер (11). Твоими молитвами, Арик. Куда тебя распределили?
     Дыри: На Ливанскую границу. А тебя?
     Йоэль: Я буду здесь в резерве.
     Дыри: Что так? Ты же служил в армии.
     Йоэль: Как мне объяснили, моей задачей будет устранять последствия правления харидим в области образования и вообще просвещения. Восстановление университетов, программ радио и телевидения и так далее.
    Дыри: С каким удовольствием ты это говоришь!
     Йоэль: Ну, еще бы! Вы чуть было не угробили страну.
     Дыри: Об этом можно еще поспорить. Все же, ты американец и мыслишь, как американец.
     Йоэль: Ты хочешь сказать, что я ничего не понимаю в местных делах.
     Дыри: Но это же правда. Для тебя Израиль – обычная маленькая страна.
     Йоэль: А для тебя?
     Дыри: А для меня – это земля моих пророков, земля, данная нам господом. И поэтому мы хотим объединить весь еврейский народ единым учением…
     Йоэль (перебивая его): Вот, только мне не надо это рассказывать. Все, что вам нужно, это власть и деньги. Вы хотите изнасиловать эту страну. Уничтожить демократию. Заставить жить по вашим законам население, которое в большинстве светское. Так уже было в России, когда большевики навязали диктатуру пролетариата крестьянской стране. Ничего, кроме крови и упадка из этого не вышло.
     Дыри (не слушая его): Это вы, реформисты хотите изувечить страну. Вы хотите разорвать связь народа с верой. Связь, которой много тысяч лет.
     Йоэль:  (примирительно): Ладно, Арик, этому спору десятки лет. Что мы теперь решим?
     Дыри: Ты прав, Йо. Бог даст, еще встретимся и поговорим. Мне пора идти, надо с семьей попрощаться. И все же я тебе скажу, после войны все вернется к нашему варианту.
     Йоэль: Это мы еще посмотрим. Удачи тебе, будь здоров.
     Дыри: И ты.
Пожимают друг другу руки.   
               
                (Занавес)








(9) Хаверим - друзья (иврит)
(10) Ницан, привет, как дела?... Откуда ракеты?...Где сборные пункты?... Метро? Понятно. Пока.
(11) Все в порядке


                Конец


Рецензии
Здравствуйте, Валерий!
Да вы, действительно ПРОРОК! Предвидели эту страшную войну.
Но я, кажется, поняла кое-что:"прогрессивный иудаизм наиболее приближен к современности. Он старается впитать достижения современного мира, и науки в том числе, а не отталкивает их. Человек, исповедующий его, свободен от обязательных обрядов. Внешне наша жизнь мало чем отличается от жизни светских. Мы работаем, делаем карьеру, не отказываемся от службы в армии. Талмуд, который является основой жизни ортодоксов, воспринимается нами, как историческое и культурное наследие".
ВПОЛНЕ ПРИЕМЛЕМО для общества и нормальной жизни с согражданами разных религий.
Новое для меня:"Еврейский бог никого не защищает и не утешает. Я думаю, его роль - стабилизировать общество. Бог – это порядок. Он дает законы единые для всех и наказывает за грехи ". ЭТО ТАК, Валерий? И это тоже приемлемо. А вы не упрощаете?
С уважением,

Элла Лякишева   11.12.2023 12:19     Заявить о нарушении
К сожалению, последователей прогрессивного иудаизма в Израиле немного. Основное направление - ортодоксы. Но и они "не опасны" для экономики и безопасности страны. Проблему представляют ультраортодоксы. Их еще называют харидим. Это они не хотят работать и защищать страну. Видите, как непросто все. Что касается "роли" еврейского бога, конечно упрощаю. Об этом так много написано, что в пьесу не поместится.
С благодарностью за интерес и отзыв,
Валерий.

Валерий Диковский   11.12.2023 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.