Симптом
Я не уверен, что это синдром Алисы в полной мере, во-первых - потому, что сохраняется критичность, если только симптом не появляется, когда я сильно вымотан, или в рамках приступа. Во-вторых - потому, что предметы не кажутся слишком большими или маленькими, а именно что - неправильного размера.
Иногда предметы заодно кажутся, я бы это назвал - полыми. Мне трудно это вербализировать, ощущение тонкое - но я бы сравнил это с тем, как иногда ощущаются фоновые детали в компьютерных играх.
Есть ещё одна коннотация: предметы кажутся слегка игрушечными, но тут я совсем затрудняюсь выразить это в более внятной форме.
Чаще всего это хорошо знакомые предметы - в целом, у симптома привкус жамевю и дежевю - лёгкая деперсонализация, ощущение что происходящее происходит не совсем со мной. Мне кажется интересным, что подобное случается и с тактильными ощущениями - взятым в руку телефоном, мышью, вилкой - но у тактильного проявления совершенно другой фон, поэтому мы обсудим это в другой раз.
Как обычно, ломается не зрение, а интерпретация. Я бы описал это так: у нас есть некий кэш, ожидание, предвкушение того, как будет происходить знакомая ситуация. Когда вы заходите на кухню, вы - не активно, а неосознано, ожидаете - что такое ваша кухня. Я назвал это кешем именно поэтому: довольно тупо каждый раз изучать собственную кухню, лучше хранить некий абстрактный слепок, как бы подгружая его, когда вы собираетесь туда попасть.
В то же время, мы все знаем, что память - это не хранилище картинок, а крайне абстрактная и уязвимая размазня. Которой, однако, хватает в норме для большинства задач.
Для этого есть нормальный термин (Прогнозирующее кодирование), но он, как я понимаю, содержит чуть больше, чем мне надо. Вероятно, вы сталкивались с лёгким головокружением, если в знакомом помещении возникает непривычный объём пустого пространства: например, во время ремонта, когда вы уже увезли старый, условно, диван - но ещё не привезли новый. Или, если вас разыгрывали, передавая вам нечто, на вид и по контексту, крайне тяжёлое - что оказывалось лёгким, и от неожиданности вы это роняли.
Так вот, я бы сказал, что какое-то значение слегка ломается в этом кэше, в этом ожидании, в этом предвкушении - условно у значения "размер дома слева по дороге" вдруг меняется с "примерно вооот такой вот", на какое-то другое. Тут занятно напомнить, что размер становится не конкретно "большим" или "маленьким", а просто "не таким" - так что на месте здорового "примерно вооот такой вот" возникает нечто как бы неопределённое, но уверенное: "размер!" - не знаю уж, насколько внятно мне удалось это сформулировать - как обычно, мои бредовые состояния крайне абстрактны. (Возможно, именно отсутствие у условной категории "размер" значения {примерно "воот-такой вот" - очевидно, что там хранятся не точные цифры в норме, а некое ощущение размера, иначе всех бы плющило при наблюдении объекта с разных расстояний} - и делает любой размер заведомо неверным? {как в шутках про категории-контейнеры, типа "все крокодилы в Енисее - красные - верно, если в Енисее нет крокодилов. Только наоборот - в сравнении проверка идёт на поиск неподходящего элемента, а у меня в голове - сверка категорий, и мозг, не имя эталонного значения, как бы не может оценить как подходящее никакое предоставленное})
После того, как я заново осознаю фактический размер дома: "примерно вооот такой вот", всегда случается головокружение, и - нередко - безотчётная, тихая и, чаще всего, контролируемая паника.
Подчеркну - меня не пугает изменение размеров, или что-то, что происходит в приступе: я бы предположил, что паника связана с симптомом на биохимиеском, или каком-то подобном уровне.
Это тем более кажется неплохим предположением, что мне начинает казаться (помним, однако, что я шизофреник, и мои выводы - дискредитированы по определению), что есть некоторая корреляция между этим симптомом и ранее описанной парализующей эйфорией - состоянием даже более гадким, чем нормальная фоновая депрессия. Мне начинает казаться, что в рамках пяти-шести дней после симптома случается парализующая эйфория - примерно с частотой одна эйфория на десяток симптомов. Корреляция крайне слабая, но и сам симптом достаточно редкий, к тому же я неплохо научился на нём не фокусироваться.
Напомню, что после парализующей эйфории обязательно следует долговременное обострение негативных симптомов, и многодневные обморочные сны, не приносящие отдыха.
Когда я выйду, вероятно, это будет играть роль.
====
Парализующая эйфория - крайне редкая форма приступа.
Становится невероятно хорошо, гармонично и кайфово, эдакая нирвана.
При этом апатия, астения и абулия даже сильнее, чем во время депрессии. Совершенно не удаётся сформулировать хотя бы пару мыслей - какие-то огрызки словосочетаний, крайне сомнительной связности.
Мотивировать себя на деятельность ещё труднее. По сути, это обычные проблемы: получасовые переговоры с собой, чтобы банально пойти в туалет или хотя бы сменить позу, даже если тело затекло, но существенно усиленные. Откуда и название. Сопровождается недолгими отключениями сознания, а вот полноценный сон становится невозможен. Обычно длится два-три часа, но однажды заняла сутки.
Проходит постепенно, всегда переходя в двойную дозу депрессии, астении, абулии, апатии, ангедонии. Дня два-три после - почти непрерывные сны, с редкими, спутанными выныриваниями в бодрствование, - на этом этапе сны не приносят отдыха, и больше похожи на обмороки. Я полагаю. что что-то в мозгу как бы перегорает во время симптома, и требует длительного восстановления. Во время восстановления аппетит сильный, но есть психологически трудно, и питание сопровождается искажениями вкуса, и позывами к плачу. Стандартная история с онтологической неприязнью к идее помещать нечто в себя существенно усиливается. То же самое касается моего основного первичного синдрома - навязчивого ощущения телесности как мясной, отчуждённой, биомеханической структуры, живущей автономно - оно обострятся, хотя, казалось бы, куда ещё сильней. Мои обычные попытки преодолевать первичный синдром в этот период работае ощутимо хуже. Отчасти помогает охлаждение головы, но тоже - в масштабах, даже меньших, чем обыкновенно.
Именно это и делает её состоянием более страшным, чем стандартное состояние привычной депрессии разных фаз, или большинство шизофренических приступов: парализующая сущность в моменте, и кратковременное, но сильное обострение основных симптомов.
Свидетельство о публикации №223041200795