Владимир Иванов и новая Варшавская мелодия
Из-за долгого раскачивания в последние годы мной был "пропущен" ряд постановок, впечатлениями от которых очень хотелось поделиться. Это "Всегда зовите Долли!", "Мадемуазель Нитуш", "Люди как люди", "Мертвые души". Первая из перечисленных постановок - в репертуаре Малого театра, остальные - театр Вахтангова. Постановки отличаются жанровым разнообразием: комедии, драмы как отечественной, так и зарубежной драматургии и прозы. В этих постановках задействованы широко известные и яркие артисты театра и кино: Ирина Муравьева, Валерий Афанасьев, Мария Аронова, Алексей Гуськов.
Объединяет эти постановки режиссерская работа заслуженного деятеля искусств России, профессора Владимира Владимировича Иванова, ранее - артиста театра и кино, известного по фильмам "Командир счастливой Щуки", "Минута молчания", "Там вдали, за рекой", "На ножах" и др., ныне - театрального режиссера и педагога. Его постановки были реализованы и идут по сей день в ведущих московских театрах. Большая часть его творческой и педагогической деятельности связана с Государственным академическим театром имени Вахтангова и Театральным институтом имени Щукина. Следует заметить, что его постановки выпускаются не так часто, но зато очень эффективно: собирают полные залы и вызывают массу позитивных откликов. Его учениками являются весьма яркие и узнаваемые артисты: Нонна Гришаева, Мария Аронова, Александр Олешко, Кирилл Пирогов и др.
В настоящем очерке речь пойдет о новой режиссерской работе Владимира Иванова, премьера которой состоялась в феврале 2023 г. на Симоновской сцене театра Вахтангова, - "Варшавская мелодия. (Перекресток)".
Следует отметить, что пьеса Леонида Зорина "Варшавская мелодия" была очень популярна ещё в советское время. Её ставили и ставят во многих ведущих театрах страны. Классической же, как правило, считалась вахтанговская постановка Рубена Симонова с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым (в пьесе - два действующих лица). Была также популярна ленинградская постановка (в БДТ) этой пьесы, с Алисой Фрейндлих в главной роли. Но я в подростковом возрасте ограничился фильмом-спектаклем, который был выпущен на основе именно вахтанговской постановки и который могли видеть миллионы телезрителей...
Скажу прямо, сюжет пьесы меня тогда, что называется, не зацепил. Может быть, тут сказался еще подростковый возраст. После войны познакомились в предновогодней Москве молодой фронтовик Виктор, начинающий винодел, и польская девушка Гелена, начинающая певица... Далее любовь, обоюдоострое желание прожить вместе долгую и счастливую жизнь, но тут-то в их отношения вмешивается большая политика: в СССР принимается закон о запрете браков с иностранцами. Горе, слезы и расставание. После безрезультатных хождений по кабинетам, Виктор слишком примелькался и, что называется, кое-кем был взят "на карандаш", вследствие чего, чтобы "не будить лиха" предпочёл уехать из Москвы в Краснодарский край и там поднимать отечественное виноделие. Гелена, в свою очередь, доучилась и вернулась в свою Польшу. Затем через десять лет они снова встречаются, а потом - ещё через десять лет. Она - популярная певица, он - вполне состоявшийся учёный-винодел. И вот... перемалывают из пустого в порожнее, никак у них не срастается: непонимание, обиды, претензии... Кстати, тот злополучный закон действовал совсем недолго. Да, у обоих уже семьи, но ведь никого из них семейная жизнь как-то особого не занимает и потому не является таким уж препятствием. Короче, непонятно было, а потому неинтересно.
Больше к этому сюжету я всерьез не возвращался. По случаю попадались отзывы, которые проясняли суть двух последующих встреч Гелены и Виктора. Одно время было популярно мнение, что всему виной Виктор, который, мол, предпочел остаться "совком" и обрёк таким образом на несчастье и себя, и Гелену. Мол, думал в самом начале, что фронтовик и никаких преград, а как указали ему его настоящее место, так и сломался.
Действительно, можно считать кульминацией в отношениях Виктора и Гелены момент их встречи в Варшаве в 1957 году, когда она категорично предлагает уехать куда-то за город и уединиться хотя бы на ночь, а он отказывается: мол, как так... ведь не один... ведь обязан... С практической точки зрения, Виктор в этой ситуации поступает более ответственно: следовать порыву Гелены в той ситуации было бы безумием, чреватым последствиями для обоих. Кто имеет опыт загранкомандировок по ведомственной линии в советское время (даже в страны социалистического содружества!) знает, какому жёсткому контролю со стороны компетентных органов подвергались командированные специалисты. Попробуй нарушить какую-либо установку, а уж тем более провести ночь не по месту проживания!.. В дальнейшем буквально на всём можно поставить крест. Но по воплощению сюжета в данной постановке создаётся впечатление, что проблема здесь опять же не в формальных препятствиях, а в том, что Виктор в принципе не считает это правильным: он предпочитает постоянные и устойчивые отношения самообману под воздействием капризов и порывов. Гелена это поняла и потому резко оборвала встречу, прямо-таки убежала не попрощавшись.
Особенностью новой вахтанговской постановки, что существенно отличает ее от классических версий, является гармоничное включение в основной сценарий сюжета пьесы "Перекресток", написанной Леонидом Зориным уже в 1990-х гг. Эта пьеса как таковая тоже имеет опыт постановки (1998, театр Ермоловой, гл. роли: Элина Быстрицкая и Владимир Андреев). Рассматриваемая нами постановка Владимира Иванова называется "Варшавская мелодия. (Перекресток)". Благодаря компиляции двух сюжетов история Виктора и Гелены получила более гармоничный и завершенный характер. Наши герои, будучи уже в преклонных годах, случайно пересеклись в зале ожиданий заграничного аэропорта (свободные места рядом оказались!) - спустя 30 лет после их последней встречи. К слову, эта последняя встреча в Москве в 1967 г. формат постановки Владимира Иванова не вошла: о ней зритель узнаёт из рассказа Виктора своей случайной собеседнице Гелене.
Задача перед артистами стояла довольно сложная: воплотить образы героев в разных возрастных категориях. Обычно для этого используют либо разных артистов, либо артистов среднего возраста, которых ещё можно и омолодить, и состарить. Опять же, известные постановки "Варшавской мелодии" тому пример. В нашем случае артисты Полина Рафеева и Иван Захава довольно молодые, начинающие. Более того, было заявлено, что данная постановка - это их щукинская выпускная работа! Одно дело, играть своих ровесников, другое дело - людей с багажом прожитой жизни. В течение ограниченного промежутка времени нам приходится видеть героиню как в образе молодой девушки, задорно порхающей по сцене, так и в образе старушки, неуклюже перемещающей чемодан на колесиках. Здесь, конечно же, нельзя не отметить превосходную работу гримёров!
Игра молодых артистов - это особая тема. Сам по себе зрительный зал Симоновской сцены театра Вахтангова небольшой и очень способствует передаче энергии и эмоций от актеров зрителям. А тут... вообще случай особый. И Полина Рафеева, и Иван Захава полностью господствуют и на сцене и в зале. Они не играют, а реально проживают жизнь своих героев, создают вокруг себя узнаваемый колорит и 1940-х, и 1950-х и 1990-х гг. Без внимания не остаются ни один жест, ни одна фраза. Сам по себе нединамичный сюжет (диалоги двух лиц) превращается в бурное динамичное действо. Чего стоит только одна сцена, когда в варшавском ресторане Гелена поет отдаленно на сцене, а Виктор в ожидании сидит один за столиком. Он не статист в этой сцене - нужно видеть его лицо, в котором отражается целый ком переживаний и мучений.
Динамичному восприятию сюжета также способствует и система декораций. Если в предыдущих постановках старались воспроизводить естественный интерьер: ложе в консерватории, комната в общежитии, столик в ресторане и др., то здесь всё как бы упрощено. Ограниченный набор предметов интерьера в четко выраженных геометрических формах и одинаковой цветовой гамме (светло-серый фон). Хоть я и не очень разбираюсь в особенностях дизайна, но уж очень похоже на современный техно-стиль. Это создаёт впечатление, что герои всегда находятся как будто в одной среде, но, благодаря актерскому мастерству, зритель как будто видит огни Москвы и Варшавы, чувствует ритмы времени, в которых пребывают герои постановки.
Полина и Иван блестяще воплотили драматизм в отношениях героев пьесы, людей из разных миров. Именно это, а не межгосударственные границы и политические барьеры, реально препятствовало их соединению. Но настоящая драма заключается в том, что они не отпускали друг друга, что настоящую жизнь они проживали только в период своих коротких встреч, разбросанных по шкале времени. Все жизненные события в периоды между их встречами (годы и десятилетия!): ее карьера певицы, его достижения как ученого-винодела, семейные дела... - лишь, своего рода, внешний фон, зарисовка. Каждый из них был обречён на внутреннее одиночество.
Последняя встреча Гелены и Виктора в аэропорту - это вообще нечто. Оба одиноки уже не только внутренне, но и по факту. Без своих половин, детям и внукам по сути не нужны. Виктору как ветерану по случаю юбилея "начальство подарило" отдых на заграничном курорте, а Гелену её семья регулярно "катает" по мировым достопримечательностям с целью лишь бы куда сбагрить. Вот сейчас бы героям соединиться!.. какие, мол, проблемы? Да и время такое: всё открыто, летай, перемещайся куда хочешь и сколько хочешь!.. Только вот люди из разных миров отдалились друг от друга до уровня галактик.
По сюжету пьесы так и непонятно до конца, узнал ли Виктор свою собеседницу. Вроде как и не узнал, всецело настроившись на волну своих воспоминаний, в контексте которых и разворачивается сюжет "Варшавской мелодии". Тем не менее игра Ивана Захавы заставляет подумать: а ведь таки узнал... Гелена же Виктора узнала без всяких условностей: накал ее циничных нападок достигает такой степени, что вот-вот сбросит облик пожилой дамы и вновь запорхает как та послевоенная девушка. (В этих моментах, как представляется, Полина немного переигрывает). Но сюжетного поворота а-ля "Здравствуй, дорогой(дорогая), это же я!" не состоялось. Оба предпочли сохранить статус случайного знакомого. Они раскрылись, поняли друга друга и попрощались навсегда, медленно покатив чемоданы в разные стороны. В этот раз формат их встречи был ограничен расписанием рейсов. Режиссерский замысел и игра артистов как ничто убеждает зрителя в том, что героям в их ситуации просто не было смысла "узнавать" друг друга.
Постановка Владимира Иванова "Варшавская мелодия. (Перекресток)", бесспорно, является значительным событием в театральной жизни. Подобная компиляция произведений - это своего рода творческая находка режиссера. Теперь представляется, что "Варшавская мелодия" без "Перекрестка" выглядит незавершенной, а "Перекресток" как таковой может показаться скучным непродолжительным диалогом с напоминанием событий "Варшавской мелодии". Данная постановка как будто вдохнула новую жизнь в интересный и жизненный сюжет, сделала его узнаваемым и прочитываемым с позиций сегодняшнего дня. Это незабываемый шквал эмоций и впечатлений!
Свидетельство о публикации №223041200826
Прочитал Вашу рецензию как захватывающий детектив: интересно до самого конца, и конец не разочаровывает!
Я, правда, совсем не театрал, но тем не менее. После Вашего рассказа представляешь постановку так, как-будто видел её собственными глазами.
Спасибо!
С уважением
Софрон Бурков 14.04.2023 11:00 Заявить о нарушении
Андрей Астапович 2 14.04.2023 11:18 Заявить о нарушении