Жизненные сценарии по Бёрну и психософия. 1В

*            *                *

Цикл заметок о междисциплинарных связях психософии




Как обычно, осторожно, по методу Эзопа, продолжаю писать о психософии и отличительных чертах различных типов.

Что роднит всех первовольников?

Это высокая самооценка, высокий уровень притязаний, пренебрежение опасностями и трудностями, низкий (почти нулевой) показатель на шкале нейротизма в стандартных тестах.

При этом аккультурация и инкультурация всё же играют достаточную роль в формировании таких личностей.

Если яркость и порывистость первовольника одобряются окружением, если с ним считаются, рождается гиперсоциализированный конструктивный подтип (прим.авт. - мой неологизм).

Если же речь идёт о глубоком стрессе, травмирующем основу идентичности, мстительность и деструктивность могут казаться единственным выходом.

Он самодостаточен и зависим от принятия его окружающими. Не от дружбы и доброты, а именно безоговорочного принятия, которое почти везде, кроме религиозных сообществ  и очень продвинутых корпораций, недоступны, зависит первовольник.

Пренебрежение опасностями и трудностями имеет своей целью не суицидальное саморазрушение, как пишут многие, а является эволюционным адаптивным механизмом, позволяющим первовольнику вести людей за собой.

Низкий уровень нейротизма помогает долго работать над делами и проектами, которые другим кажутся фантастическими или недостижимыми.

Не сравнивая себя с толпой, обладатель данного типа сравнивает себя скорее с "идеальным собой в идеальном будущем" и в конструктивном варианте постоянно самостоятельно отслеживает своё движение к целям.

Подрыв доверия в ближнем кругу действительно может сделать обладателя 1В более ранимым, чем раньше, и вот здесь многое зависит от средств, с помощью которых представитель типа восполняет свои ресурсы.

Грубость, легкомыслие и необдуманные решения - это теневая сторона первовольника, которого давно не слышали, которому не давали места в "отдельной ложе", чей вклад в общее дело не замечали.

Вспомним динамику характера героев британского артхаусного кино и некоторых голливудских блокбастеров.
Здесь можно заметить многое - и эксцентричного констебля из фильма "Грязь", и отчаянно ревнивого (не от хорошей жизни) героя "Улисса" Джойса, и "Девятые врата", где за  старинные артефакты борются сразу несколько первовольников.

Высокий самоконтроль не отменяет океана страстей внутри, и здесь поведенческий диапазон может разниться от героизма и самопожертвования до разрушения социальных устоев без попыток предложить альтернативу.

Самые импульсивные первовольники - это, разумеется, хозяева больших бизнесов.

Само по себе сочетание Первой Воли по Афанасьеву и третьего квадранта денежного потока по Кийосаки подразумевает умение сочетать тактику и стратегию и вовремя проводить ребрендинг продуктов и услуг. Они действительно могут вести себя импульсивно на работе, действительно временами "прочёсывают" рабочее место в поисках технических сбоев и предателей, но они же максимально щедры к другим, чем иногда невольно ставят себя в уязвимое положение.

Пассивность 1В, на которую нередко жалуются представители других типов - это фаза наблюдения за развитием замысла, и чем грандиознее он, тем дольше 1В пребывает в рутинной спячке.

1В воспринимают деньги не так, как остальные типы. И возможность самовыражения, и возможность самоутверждения, и награда за смелость и новаторство, и инструмент влияния на процессы в мире - всё это они чаще всего способны перевести в денежный эквивалент.

Возможно, поэтому в народе 1В (особенно с высокой Физикой) называют кровожадными. Это не совсем так. Просто они, когда устают или выгорают, долго не способны это признать, и ну и самое удивительное - первовольники-интуиты (к их числу можно отнести даже средневекового медиума Калиостро) могут даже смоделировать следующий этап своей жизни и, погрузившись в новое семантическое (смысловое) поле, ощутить воодушевление и прилив энергии или горечь и усталость.

Чтобы дозаполнить информационную нишу, давайте вспомним о сценариях и контрсценариях.

Сценарий "Без любви" у первовольника гораздо чаще проявляется на фоне социальной нестабильности в эпоху его/её активности, а также тогда, когда первовольник наделён нестандартными внешностью или нервной системой.
Любовь может переноситься на любимое дело, какой-то масштабный проект, и при этом дистанция между таким индивидом и партнерами по отношениям становится довольно внушительной.

Идеализация, гиперкомпенсация, диссоциация, всемогущий контроль, раздельное мышление, рационализация - эти психологические защиты наиболее типичны для первовольника.

На эзотерическом уровне первовольник может обладать яснознанием с большей степенью вероятности, чем ясновидением. Яснознание в эзотерике - это феномен предвидения удач и опасностей, и здесь важна моральная целостность человека. Тем выше она, тем вероятнее полный и правильный интуитивный прогноз.

В профориентации автономия действий и желание достичь высокого социального статуса движут такой личностью, а сами по себе профессии могут принадлежать к любой категории. Очень часто первовольники-учёные своими нетрадиционными подходами "размывают" границы между науками  (сферами знаний) и постепенно добиваются признания научным сообществом своих идей.

Именно первовольники и третьевольники чаще всего попадают на страницы учебников истории. Именно они становятся лицом эпохи.

Именно у них в жизни самые крутые "американские горки", даже если они планируют жить спокойно и уравновешенно, и именно они способны превзойти ваши, да и собственные ожидания, делая невозможное.

Первологики также важны, но статистически через 10-20 лет после выпуска из школы о них вспоминают разве что NT-типы. Первовольников, в силу их яркости, силы нервной системы, забыть сложно. Что характерно, среди харизматиков больше всего 1В и 1Э, хотя у них разные подходы к самовыражению.


Рецензии