Фото - это мгновение жизни

Год 1961-ый  миру запомнился как год первого полета человека в космос.
А чеченскому пареньку Асруди Масаеву – еще и как год начала путешествия в прекрасный мир искусства фотографии.  С того самого года – всю трудовую жизнь -  до выхода на пенсию он   посвятил себя редкой до последнего времени  для чеченцев профессии фотографа. Таким образом, мы можем считать Асрудди первопроходцем в этой профессии среди чеченцев.  В пору его детства  для многих мальчишек его возраста путь в профессию начинался с мечты, казавшейся несбыточной. Будь это увлечение небом, поиск «шпионов», конструирование замысловатых фигур или фотография, как это произошло с нашим героем. «Виной» этому обычно служил его величество случай, который производил неизгладимое впечатление на подростка. История знает примеры жизни многих асов авиации, для  которых Чкалов олицетворял собой настоящего героя неба. Или, не зная нотной грамоты, впервые встретившись с виртуозным исполнителем, человек обнаруживал в себе талант   музыканта.
Асрудди  было всего шесть лет, когда он был изгнан вместе со своим народом с родной земли. В отличие от некоторых соотечественников, семье Масаевых повезло с местом, где им определили жить на чужбине. Попали они во Фрунзе (ныне Бишкек), где климат теплый. Там и столкнулся впервые  подросток Асрудди с искусством фотографии. Увиденный им впервые ФЭД, которым делал фотоснимки один знакомый, произвел на мальчика большое впечатление. Асрудди «заболел» желанием делать фотографии. Он подружился с этим фотографом, несколько раз был свидетелем чудесного превращения изображения на пленке в черно-белую фотографию. Имел представление о том, как нужно извлечь пленку из фотоаппарата, как проявлять и закреплять, и сушить. Но сам никогда эти операции не производил. 
Семья Масаевых из депортации вернулась в числе самых первых – в декабре 1956 года. У Асрудди за плечами уже было восьмиклассное образование. Молодой человек в 1957 году начал трудовую деятельность наборщиком типографии. А через год поступил в Наурский сельскохозяйственный техникум, который окончил в 1960 году по специальности «тракторист-машинист широкого профиля». Спустя некоторое время А.Масаева призвали на службу в Советскую Армию. Попал в Новосибирск, в секретную часть с полевой почтой. Неизвестно, какую специальность он там приобрел бы, если бы не случай. Замполит части проводил совещание с новобранцами и в заключение сообщил, что им придется сделать фото  для  пропусков.  А в части специалиста на тот момент не было. Пришлось бы фотографироваться в черте города.  Поэтому, наверное, замполит на всякий случай спросил, есть ли среди них фотограф. И тут наш Асрудди мгновенно выпалил «Есть!». Осознание сказанного пришло после, когда замполит тут же поручил ему сделать несколько снимков, чтобы оценить степень его мастерства. С ощущением «вляпался», но по принципу «глаза боятся, а руки делают» Асрудди всю ночь напролет занимался печатанием фотографий, которых он днем нащелкал. Наутро пришедший  «с отчетом» Асрудди услышал спасительное «молодец, фотографии хорошие». Этот день стал для него днем «боевого крещения». С этого дня берет отсчет время, когда начался  путь Асрудди Масаева  в профессию, ставшую смыслом его жизни.
Во время службы в армии, когда бывал в городе в увольнении, часто захаживал в фотоателье к знакомому фотографу, консультировался  у него. Таким образом, к концу службы он был уже состоявшимся фотографом. После демобилизации он отработал еще год в Новосибирске, набрался           опыта, стал специалистом  7 разряда и вернулся домой, причем, не один, а с супругой Заирой, с которой они уже даже изумрудную свадьбу отпраздновали.  Вырастили сына и трех дочерей. Все они имеют семьи. Растут  одиннадцать внуков и три правнука. Одна из внучек после окончания юридического факультета в Москве еще и аспирантуру окончила и защитилась на кандидата  юридических наук. В 2006 году Асрудди вышел на заслуженный отдых. Но не умеет сидеть без дела. Он порой помогает сыну Тамерлану, когда у того накапливается много работы. Сын пошел по стопам отца. Признанный специалист, мастер профессионального  фотографирования, он еще изготавливает и  всевозможную рекламную продукцию вплоть до панно и баннеров огромных размеров.
Сейчас  легко заниматься фотографией, говорит Асрудди. Технические возможности двадцать первого века позволяют воплощать в жизнь самые смелые задумки художника-фотографа.  Правда, с некоторой долей скепсиса отношусь к разного рода селфи, которым увлекаются повально все.  Всё, что запечатлевает фотографический снимок, - это в некотором роде вид искусства. А низкопробные или малозначащие кричащие снимки-селфи принижают роль искусства фотографии. Я бы это явление с названием селфи назвал бы эгоизмом современного нрава. Это как посягательство на таинство рождения фотографии, призванной остановить мгновение судьбы. Впрочем, у каждого времени свои особенности, и к этому нужно относиться  без ворчания, улыбается Асрудди.
Трудовой путь Асрудди Масаева был  отмечен памятными нагрудными знаками,  дипломами, например, «Победитель социалистического соревнования», «Пятилетку – за четыре года», многими грамотами и заслуженным авторитетом среди коллег по цеху и клиентов его ателье «Срочное фото» на центральном рынке Грозного, где он был заведующим. Это ателье относилось к Чечено-Ингушскому министерству бытового обслуживания населения. Публикации в периодических изданиях республики не только о нём самом, но и о его супруге Заире, которая имела два диплома  ( и оба «красные»), работала сначала в системе дошкольного образования, а потом в Респотребсоюзе замом руководителя   - всё сгорело в пламени двух войн. А дом Масаевых сгорел одним из первых в Аргуне. Но положенной компенсации за дом и утраченное имущество  Масаевы так и  не получили. Поначалу не хотели по принципу «ты – мне, я – тебе» что-либо «откатывать» чиновникам, а после эта кампания незаметно сошла на нет.  Законное чувство несправедливости понемногу притупилось – жизнь берет свое. С этим как-то можно жить, говорит мой собеседник, вот только друзья мои ушли один за другим. Только и осталась светлая память о чистой дружбе, без корысти и  взаимном уважении, заключает Асрудди. Всё это время рядом находилась и Заира – верная спутница его жизни, которая полюбовно журит его за неугомонный характер, мол, в его-то годы да лазить по деревьям. А Асрудди, перехватив мой удивленный взгляд, словно юноша, вскакивает с  места и начинает молодцевато делать приседания. Трудно поверить, что этому аксакалу за восемьдесят! По-спортивному подтянутый, высокий, с лицом аристократа, он выглядит намного моложе своих биологических лет.
Помните песню в исполнении Эдиты Пьехи «Семейный альбом»? Там такие строчки «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом».
Встреча с Асрудди Масаевым  опровергает эту мысль: наш герой мало изменился за десятилетия, прошедшие с молодости. Он все такой же молодой душой и мыслями. А на лице не только следы прожитых лет, но и отпечаток благородства, духовного богатства и душевной щедрости.


Рецензии
Замечательная история жизни человека и его судьбы. Это хорошо высвечивать и показывать людям таких людей, их судьбы, интересы. Все трудности судеб прошли и остались самим себе верны!
Рада нашему общению и желаю всех благ!
С теплом Лидия

Лидия Калашникова   20.07.2023 10:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.