Глава 10. Родители-паникёры

Итак, дорогие читатели моего дневника, я продолжаю классификацию родительского коллектива. Ещё раз прошу отнестись к  моему описанию с изрядной долей юмора, потому что сейчас, в наше время, вообще невозможно принимать серьёзно всё, что с нами происходит. Мало того, я считаю, что без чувства юмора в школе делать нечего.  Но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, поэтому вам судить, как относиться к написанному.

Родители-паникёры тоже есть в каждом классе. Но прежде, чем я дам какие-то рекомендации, исходя из прожитых лет и 37-летнего опыта работы учителем, хочу пояснить, кто такие паникёры.

Сразу скажу, что к паническим атакам родители-паникёры никакого отношения не имеют. Я не говорю о диагнозе, а о манере поведения, если хотите. Возможно, о характере.

Я уверена, что с паникёрами в обыденной жизни вам приходилось встречаться. Это люди, которые по любому поводу начинают паниковать, и при общении с ними складывается ощущение, что они постоянно сидят в кинотеатре и смотрят какой-нибудь триллер с элементами ужаса. На основе увиденного, а в большинстве случаев, додуманного, эти родители строят какие-то свои прогнозы. Эти прогнозы сродни фантастическому боевику: им всё время надо с кем-то сражаться и кого-то от кого-то защищать. Эти люди не только сами прокручивают в голове свои картинки, но и вас пытаются убедить в безысходности задуманного дела. Находиться рядом с такими людьми довольно сложно, ибо никогда не можешь спрогнозировать, куда, в какую сторону от реальности уведёт их фантазия.



Самое неприятное во всей этой истории с паникёрами – это то, что случается цепная реакция: начинается что-то похожее на массовый психоз.

Возвращаюсь к родителям-паникёрам.

Ребёнок ещё не сдал тест или экзамен, у этих мамочек (отцы – это отдельная категория, они, практически, не входят ни в один из перечисленных типов) паника:

«Почему тест назначен именно на это число – полнолуние! Дети не справятся с заданиями!»

«Как они будут писать – в кабинете жара невыносимая!»

«Три часа ребёнок будет сидеть голодный!»

«А вдруг он захочет в туалет?»

«А интересно, как составлены задания? Кто их составлял? Небось люди, не имеющие к школе никакого отношения…»

И так далее… Продуктивного в этой панике мало, согласитесь - простое сотрясание воздуха и сгущение красок. Экзамен всё-равно состоится, погода от нас нен зависит, особенности детского организма тоже.

«Вы едете на экскурсию? А кто заказывал автобус? Автобус исправный? Сколько будет взрослых? А вдруг что-то случиться? А куда вы пойдёте? К реке? И в коем случае! Вас двое взрослых а детей полный автобус – разве можно за всеми уследить?...»

Особенные паникёры – родители первоклассников. Потом они как-то успокаиваются, когда видят, что ребёнку ничего не угрожает, но бесконечная череда вопросов задаётся не только учителю – она несётся по родительскому обществу, оставляя неприятный шлейф сомнений в профессионализме учителя, в работе школьной столовой, во всём, к чему будет иметь отношение ребёнок в школе.

И что интересно: обычно, к этой категории относятся не работающие мамы. Уж не знаю, почему, но догадываюсь: когда отводишь ребёнка в школу нужно как-то самореализовываться. Работающим мамам некогда паниковать.

И ещё одно наблюдение – среди мам, воспитывающих своих детей без отца, паникёров, как правило, нет. Их дети более самостоятельны, что и понятно: они чаще предоставлены сами себе, поскольку маме нужно зарабатывать на жизнь.

У меня есть ещё одно наблюдение: паника – это стиль жизни родителей-паникёров. Они получают удовольствие, когда заражают паническими «атаками» других людей. Именно в компании эти родители чувствуют себя уверенно и ещё раз убеждаются в своей правоте.

Опасность кроется в том, что родители этого типа всегда считают себя правыми, а требования и вопросы – уместными при любом раскладе. Они могут вам позвонить в 23.10 перед поездкой или тестом и долго спрашивать «А что будет, если…?» И если вы не ответите на их звонок, знайте: мам класса ждёт бессонная ночь, в следствие чего ребёнок может вообще никуда не поехать и не пойти. И тут же в родительский чат несётся послание: «Что делать? Есть куча вопросов, но я не могу получить на них ответы! А должна была бы!» И некоторые родители, заражаясь паникой, начинают прокручивать все предложенные мамой-паникёром варианты, каждый последующий их которых, страшнее предыдущего. Пока в чат не вмешается какой-нибудь папа и не рявкнет:

«Дайте спать, наконец! Два часа ночи!»

Причин для родительской паники несколько.

1.      Таким мамам не хватает внимания и им обязательно нужно получить свою «минуту славы»

2.      Неуверенность в себе, в своих силах воспитать успешного ребёнка.

3.      Сложные дети, с которыми трудно справится, поэтому нужно переложить ответственность на учителя.

4.      Родители-паникёры хотят показать всем, что им важно всё, что касается детей, что они небезразличны к делам класса, что они – хорошие, правильные родители.

5.      Наследственность – такая модель поведения была у их родителей.

Опасность кроется в том, что общаясь с такими мамами, у других родителей возникает, порой, чувство неполноценности: почему меня не волнует это? Может, со мной что-то не так? Почти всегда – чувство неуверенности: «А вдруг она права и моему ребёнку тоже угрожает что-либо?»

Повышается уровень стресса в коллективе родителей, что ведёт, порой, к внутренним конфликтам, и к разборкам с учителями.

Хотите примеры? Их много, вот один из моей практики прошлого года.

Учитель по изобразительному искусству дал детям домашнее задание слепить «Мыслителя». Есть такая известная скульптура Огюста Родена, и находится она в музее Родена в Париже.

Мне, классному руководителю, звонит разъярённая мама и говорит, что её ребёнок (как, впрочем, и остальные дети) не скульпторы! Это конец полугодия и сейчас у детей будут испорчены отметки! Почему мой ребёнок (и другие дети) должен весь вечер просидеть с пластилином! Нужно было думать, прежде чем давать такое задание! Я не могу помочь моему ребёнку (а он отличник, между прочим) сделать эту скульптуру! И многое другое…»

И тут же, в течение часа я получаю ещё пять писем от таких же разъярённых мам. Всё – дело сделано: паника посеяна и я понимаю, что сейчас она неминуемо приведёт к бунту.

Понимая, что надо спасать положение и учителя (на часах половина восьмого вечера) начинаю судорожно искать в своих закромах пластилин или моделин. Не нахожу – несусь в магазин. Покупаю, мчусь домой и, как могу, леплю «мыслителя». Я – не скульптор, и мыслитель у меня получается «недомыслителем». Думаю: а не украсить ли мне этого чудика? Леплю диван, украшаю тряпочками, из красного пластилина делаю «щИикарный» халат, сажаю мужика на диван. Понимаю, что "Мыслитель" не получился, и из льняных ниток делаю косы – ву-а-ля! «Мыслительница» готов! Муж увидел – долго смеялся, а я послала фото мыслителя в нашу группу и написала следующее:

«Ребята, как вам моя думающая женщина с рельефами?

Дорогие мамочки! Получите удовольствие: лепите вместе с ребятам! Неважно, кого слепите, поверьте! Важно, что вы будете это делать вместе!»

И написала маленькое стихотворение:

«Мои дорогие, не стоит роптать!

Не лучше ли нам креатив поискать?

Рельеф - не рельеф, удовольствия - море!

Лепить, я скажу, не такое уж горе!



Где хочется плакать - прошу, улыбнитесь!

В работе и в радости вы растворитесь!

И пусть ВАШ мыслитель не так уж красив -

Ищите, родные, во всём позитив!

С любовью, М. Л.

И пошли ребята с мамами лепить мыслителей! Хохотали весь вечер, когда кто-то высылал своего чудика… А учитель написал, что ни в одном классе таких мыслителей у него не было. Был в восторге и поставил десятки.

А теперь, если позволите, рекомендации от классной мамы, съевшей не одно животное, сталкиваясь с мамами-паникёрами.

1.    Устанавливаем рамки для родителей-паникёров.

Если их не установить, все ваши действия будут подвергаться сомнениям и критике, а это обязательно скажется на вашей работе с ребятами. Действовать с оглядкой опасно. Поэтому, как только заметите проявление паники, сразу успокойте паникёра. Причём, достаточно строго и мягко. Не жалейте на это времени: всеобщая паника ведёт к массовому психозу. Говорите, объясняйте свою позицию, а ещё лучше пишите. Письмо можно прочитать несколько раз. И я заметила, именно письма помогают в работе с этим типом родителей. При правильном изложении мыслей паника понемногу сойдёт на нет.

2.    Не ведите бои с паникёрами!

Вы можете проиграть их. Держите очень комфортную для вас дистанцию, пока не увидите, что все страхи развеяны.

3.    Помните: ЛОГИКИ В СЛОВАХ И ДЕЙСТВИЯХ ПАНИКЁРА МАЛО, ЗАТО МНОГО ЭМОЦИЙ. КОНТРОЛИРУЙТЕ и ПРИВЕДИТЕ свои эмоции в порядок, прежде чем будете писать или говорить с оппонентом. Спокойный тон, улыбка, но твёрдость. Не позвольте им разрушит  вас, вашу уверенность в своих действиях.

4.    Если услышите разумную критику – соглашайтесь. Ни в коем случае нельзя всё отрицать. Отделяйте зёрна от плевел: и мы бываем не правы. И мы не всё до конца можем объяснить. И понимаем, что родители имеют право на сомнения и вопросы.

5.    Работайте параллельно с другими родителями. Панику надо развеять, во что бы то ни стало. Делайте это красиво, не унижая тех, кто её посеял.

6.    Сохраняйте холодный ум и горячее сердце. Это лучшие помощники в решении любой проблемы. 

7.    Когда понимаете, что не справляетесь – ищите помощь. Не бойтесь просить помощи – это совсем не стыдно. У психолога, у завуча, у директора. Вы не всесильны, к сожалению. А, может, к радости.

8. НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ДЕЛАТЬ ВАС НЕСЧАСТНЫМИ – с родителями-паникёрами это возможно.

9.   Переключите родителей с проблем, на возможности их решить.

Родители-паникёры иногда просто хотят власти над вами, а это даёт вам шанс стать лучше. Рассматривайте любое столкновение с паникой как урок и ставьте вопрос: «Что я могу сделать, чтобы все вышли с наименьшими потерями?» Предложите родителям варианты решения проблем. 

10.    Не решайте очень спорные вопросы на родительских собраниях – только индивидуально или в общих чатах.

Собрание грозит превратиться в скандал, если им будет управлять родитель-паникёр. 

11.    Не обсуждайте с другими родителями своё несогласие с мамой-паникёром. Кто-нибудь обязательно передаст, и вы получите врага в лице этой мамы. 

Нам, учителям, часто приходится сталкиваться с испытаниями. Дети – это одно, родители – совсем другое. Важно понять, что мы не по разную сторону баррикад. Мы сражаемся за наших детей, пытаясь уберечь их от ужасов, опасностей, жестокости и соблазнов современного мира. Объясните это родителям и скажите, что ждёте от них помощи. Без родителей все наши усилия бесплодны. Именно они – наша опора, фундамент, и нам нужно учиться общаться с ними. Это не просто, но очень интересно, если принять, что родители вашего класса совсем не чужие вам люди…



Продолжение: http://proza.ru/2023/04/19/1537


Рецензии