Глава 9. Родители вундеркиндов

«Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский

На самом-то деле настоящих детей-вундеркиндов (в истинном понимании этого слова) очень мало. Прямо скажем, единицы из миллионов. И начать эту главу я бы, как математик, хотела с определения: а кто такие эти дети-вундеркинды?
«Вундеркинд – одарённый ребёнок, (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя), — ребёнок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, окончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами». (Википедия)

Вы спросите – где подвох? Подвох есть.
Начнём с ожидания ребёнка. Об этом не скажет вам ни одна будущая мать, но каждая уверена, что получит в подарок от Всевышнего именно вундеркинда. Папы не настроены столь оптимистично, но тоже лелеют надежду, что ребёнок обязательно будет одарённым и успешным.

Гуманная педагогика имеет своё мнение на счёт одарённости ребёнка. Шалва Александрович Амонашвили учит нас мыслить так в отношении детей:
«Верьте в безграничные возможности своего ребёнка…»
Что это значит? Это значит, что вера у родителей должна присутствовать безоговорочно, и дорисовывание быть должно, но всё это должно происходить не на уровне родительского фанатизма. Даже если вы видите, что ваш ребёнок, не дай Бог, отстаёт в развитии – верьте в него! Даже если вы видите, что он неизлечимо болен – ещё больше верьте в силу своей родительской любви. И если вы видите, что характер вашего ребёнка – настоящий враг его и ваш, верьте в свою силу взрастить Человека.

И ещё: ребёнку всегда нужно дать шанс стать лучше, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет для вас и для него.
Но учитель, всё-таки, – не родители. У учителя сидят тридцать детей в классе и 50% родителей думают, что они привели в школу настоящих вундеркиндов. Что делать нам, учителям, работающим с такими родителями? Про детей я не говорю – они пока ещё не знают, что они – вундеркинды, хоть родители и намекают им об этом. Да что там намекают – порой говорят открыто и безапелляционно.
Ребёнок родился, и мы с самого его появления на свет замечаем, что у подруги малыш ещё не держит головку, а наш уже вовсю переворачивается в разные стороны!
 
Боже! Подружкина  дочка в год не говорит «мама», а наш сыночек в год знает почти все буквы! И совсем ничего, что к пяти годам он так и не научился читать… Но буквы-то с года знает!
 
А мой ребёнок в 7 лет умеет писать и читать… А моя в 12 лет выучила таблицу Менделеева… А мой… А моя…

Когда-то одна симпатичная старушка, мама маминой подруги, сказала, глядя на меня: «Женечка, смотрите: у девочки на лбу две математические шишки!» Как не странно, но я запомнила эти её слова. Я вообще помню всё, или почти всё, что со мной происходило с полутора лет. Может потому, что в трёхнедельном возрасте пережила клиническую смерть, а может, это уже старость: вспомнить, что было вчера уже, почему-то, трудно…

Тогда мне было лет пять, и я совсем не собиралась становиться учителем математики. Жила себе спокойно, пока передо мной не встал выбор профессии. Моя мама же тогда, много лет назад, услышала своё: в семье растёт девочка-вундеркинд. И стала ставить мне планку.

Я ненавижу эти планки, которые выставляют родители своим детям, в надежде на то, что взяв все высоты, ребёнок, если и не родился вундеркиндом, то обязательно им станет. Бедные, они не понимают одного: вундеркиндом ребёнок стать не может – он с этим приходит в наш мир. И я не знаю, что это: награда или проклятье. Сколько гениальных детей так и остались «гениальными детьми», не став гениальными взрослыми! И столько же родительских надежд кануло в Лету!

Каждая мама хочет видеть своего ребёнка одарённым, поверьте. Я сама мама, и все эти родительские чаяния мне хорошо знакомы. Но по мере того, как ребёнок взрослеет, мы убеждаемся в том, что он вовсе не вундеркинд, а просто талантливый и умный. Одним мамам этого знать достаточно, а другие всё-равно продолжают искать подтверждения тому, что их ребёнок настоящий вундеркинд…
Дорогие коллеги, вы, скорее всего, встречали таких мам.  И я их встречала на своём педагогическом пути. Их проблема в том, что они видят своего ребёнка несколько иначе, чем видят его остальные родители, одноклассники, друзья и мы, учителя. А беда таких родителей в том, что они всё время сравнивают своего ребёнка с другими детьми, забывая о том, что все беды в мире как раз-таки от сравнения.

Некоторые родители детей «вундеркиндов» считают, что обычная государственная школа не может вытащить из их детей то, что заложила природа. И они начинают искать другие школы: частные, лицеи, «супер-пупер частные лицеи»… И что совсем уж страшно: пытаясь вытащить наружу одарённость, родители делают то, чего делать нельзя: они лишают ребёнка детства. Именно так! Я вижу этих детей: четырёхчасовые тренировки, репетиции в день, кружки, секции, соревнования. В школу идут уставшие, засыпают, редко улыбаются, на вопросы отвечают нехотя. Наблюдать за такими патологически уставшими детьми больно, но родителям объяснить трудно: «Пойдёт шляться на улицу! Пусть ни одной свободной минуты не будет! Потом спасибо скажет!»

Да, дети – пластилин: они втягиваются в такую жизнь и привыкают, а потом ломаются. И ломаются именно потому, что не взяли какую-то очередную высоту родительской планки.

Мой муж приучал наших детей к спорту с самого детства. И всегда говорил, что выиграть соревнование – не самоцель и вообще не цель. А они то выигрывали, то нет. И меняли виды спорта.  Но чего мы с мужем никогда не делали – не насиловали их своими «я хочу»! Так делала моя мама, отдав меня в семь лет на скрипку.
У меня с детства идеальный слух. Об этом мне сказали на прослушивании, когда мама привела меня в музыкальную школу. На прослушивании сидел преподаватель из консерватории, известный в городе скрипач, ныне покойный Рамуальдас Жалдокас. Он отобрал одну единственную девочку из всего потока поступающих в музыкальную школу первоклассников – меня. Через год он отказался от меня и перекрестился наверное, поскольку, в отличии от моей мамы, понял, что я – совсем не вундеркинд. Но то, что он отобрал именно меня, сказав, что у девочки абсолютный слух, утвердило маму в том, что её дочь – одарённый ребёнок. Игра на скрипке – это было совсем не моё, но мама настояла на том, чтобы я продолжила обучение. И я пошла «по рукам». Семь лет мучений моих и со мной. Что я только не вытворяла: оставляла скрипку в автобусе, подпиливала слоники (деревянные подставки под струны), ломала смычки. Всё бы ничего, но в семидесятые годы прошлого столетия, во времена тотального дефицита товаров народного потребления, смычки можно было только заказывать в Польше, и стоили они 25 (!!!) рублей. Чтобы вы понимали, зарплата моей мамы фармацевта была равна стоимости трёх смычков. «Слоников» тоже не было, но папа справился с этой проблемой – он научился их выпиливать. И когда в шестом классе я сломала указательный палец, то гипсовую лангетку, которую мне поставили, не выбросила, а припрятала в футляр от скрипки. По дороге в школу я выходила на остановку раньше, заходила в аптеку, покупала бинт и в туалете прибинтовывала лангетку. И всё бы ничего, но через три месяца маму вызвали в «музыкалку» и строго спросили: «А что, собственно, с Майечкиной рукой?»
Что было дальше – даже не спрашивайте…

С горем пополам я окончила музыкальную школу, но скрипку до сих пор не люблю.
А мама до сих пор уверена в том, что я просто была ленивой…

Дорогие родители «вундеркиндов»! Я совсем не призываю опустить руки и предоставить ребёнка самому себе. Ребёнок не трава, которую где посеешь, там она и вырастет. Но к детям нужно прислушиваться. И нужно искать для них проводников-учителей, которые смогут потянуть за ниточку гениальности и размотать весь клубок на полную катушку.

Распространённая ошибка: родители ведут ребёнка на модный спорт, на которые отдают своих детей все соседи, друзья. Ребёнку этот вид спорта ну совсем не подходит. Но он же не может бросить – что скажут соседи, друзья? Что ребёнок неуспешен?  Да просто нужно брать частные уроки! И родители нанимают самого сильного тренера, который, видя своим профессиональным взглядом, что ребёнок вообще не одарён в данном виде спорта, начинает просто тянуть деньги, суля родителям обещания сделать из их «вундеркинда» чемпиона. А фишка в том, что родителям легче поверить, чем искать то, что их ребёнок будет делать с радостью…
Запомните, дорогие: вести нужно не на спорт; не на музыку, не на кружок, а к УЧИТЕЛЮ! Ищите личность для своего ребёнка, ибо только личность способна вытащить из него бриллиант.

В работе классного руководителя с такими родителями неизбежно возникают трудности: не дали главную роль в спектакле, не поставили солировать в хоре, не оценили по достоинству его лидерские качества, не взяли в команду на соревнования, а если взяли, то не дали раскрыться, потому что не сделали капитаном команды… И начинаются претензии: вы недооцениваете моего ребёнка! А ребёнок и правда хороший, но таких «вундеркиндав» в классе 25 из 30-ти. Что с этим делать? Опасность кроется в том, что если вы не удовлетворите все потребности таких мам, то эти мамы могут пойти на вас войной, взяв парочку таких же неудовлетворённых мамочек в союзники. И если мама, считающая своего ребёнка вундеркиндом, не находит отклик на свои чаяния, то мира с ней уже не ждите: что бы вы не предприняли для примирения – навсегда попадаете в стан врагов. А раз вы враг – с вами будут бороться. И ждите их походов в кабинет директора, их писем в отделы просвещения, их постов в социальных сетях. Что же делать? Как избежать этого всего? Ведь не можете же вы всюду толкать этого ребёнка, когда у вас ещё двадцать девять есть…

Дорогие родители, обращаюсь к вам: поймите, что если ребёнок на самом деле одарённый, то и обычные наши учительские и родительские мерки к нему не подходят. И нужно многое понять, проконсультироваться со специалистами, протестировать такого ребёнка, чтобы выяснить, в чём его одарённость. И пообщавшись на форумах, понять: как в мире обучают таких детей. Эти дети не хуже и не лучше других, но они совсем другие. И нам, «нормальным», их обучать и воспитывать очень сложно.
Мамы, считающие своего ребёнка одарённым, всегда уверены в том, что её ребёнку достались плохие учителя, не умеющие работать с такими, как у неё, детьми. И самая большая ошибка думать, что если ребёнок быстро и хорошо учится, то он, несомненно, вундеркинд. Примеры немного банальны, поскольку их все приводят: Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности и нобелевский лауреат, которого многие учителя считали  недоумком. Томас Эдиссон, создатель электрической записи, которого родителям рекомендовали забрать из школы, как умственно-отсталого. Константин Циолковский, основоположник космонавтики, которого отчислили из гимназии, как умственно-отсталого, и многие другие.

Итак, разрешите я поделюсь своими мыслями с вами, классные мамы, чтобы работа и с этой группой родителей приносила и вам, и им максимальную радость.

1. Ни в коем случае не идти на конфликт с родителями «вундеркиндов», доказывая, что у них самый обычный ребёнок. Но и поддерживать их мнение о том, что у них родился гений – тоже нельзя. Такие родители, утвердившись в своих фантазиях, начинают истязать своего ребёнка, заставляя всё своё и его время тратить на доказательства его же одарённости. Причём самому ребёнку это, как правило, не нужно – это нужно его родителям.

2. Родительское просвещение. То, что делали мы с Ириной Вячеславовной Алексеенко всегда – давали информацию на наших родительских встречах, которые проходили раз в месяц. Не обучали, ни в коем случае – именно предоставляли информацию.

3. Совместно с психологом проведите анкетирование родителей и протестируйте ребёнка. Делайте тестирование ребёнка только с согласия родителей. Предложите родителям самим протестировать своего ребёнка на одарённость – есть масса тестов в интернете, хотя выводы их могут не устроить, что вполне объяснимо.

4. В том, что родители считают своего ребёнка одарённым, а он таковым не является, кроется одна опасность: взрослея, эти ребята не понимают, почему дома их считают одарёнными, а в школе так не думают. Родители врать не могут, значит кругом завистливые враги. И растёт возмущение социумом. И эти дети начинают остро чувствуют враждебность окружающего мира, отчего они становятся замкнутыми, везде видят неискренность и лицемерие.

5. Что делать родителям? Родителям – учиться не делать из ребёнка подопытного кролика, а учителям – терпеливо работать с такими родителями и с ребятами. И всем вместе верить в то, что при правильном подходе и вере в свои силы и в безграничные возможности ребёнка всё наладится.

Дорогие читатели! Так хочется, чтобы в нашей работе классных мам всё было гладко и ровно. Но школа – не завод, а дети и их родители – не станки, вышедшие из строя. Если подойти к проблеме с искренним интересом и любовью к профессии – можно горы свернуть! Проверено неоднократно на себе: на себе, как на ребёнке, которого считали вундеркиндом, а он им не стал, слава Богу, так и на родителях. Огромный труд! Вот просто огромный! Но он даёт результаты.

Продолжение: http://proza.ru/2023/04/13/1017


Рецензии