Обычная советская семья
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». (советский лозунг).
Жила-была семья. Обычная, ни чем не примечательная. Солдат служил на границе с Китаем и вернулся на Родину. Но доехать оставалось немного, пересесть на другой поезд в Нерчинск, проехать 3 часа на автобусе в свою украинскую деревню. Он не поехал, а остался в городе жить. Попросился на ночлег к двум старикам. Они ему дали комнату. В этом же подъезде он приметил девушку с двумя детьми, одинокую мать. Познакомился с нею и стал ей мужем, помогать. Печь растопить, дрова нарубить, уголь принести, ведро помоев вынести. Как он оказался именно в этом отдаленном месте от вокзала, странно, непонятно и неизвестно. Девушка устроила на работу, где работала сама. Она грузила лопатой уголь в печь. А он разгружал экскаватором вагон угля. После пыльной и черной работы положен был душ. Кабинки мужские на первом этаже, женские на втором, так что и в окошечко никто не подглядит. Можно было без страха спокойно вытираться сушить волосы даже у окон. Холодная вода была из скважины прохладная и чистая. Детей можно было проводить в душ помыться, через сторожку вахтера. Двери дома запирались на один ключ. Ключ был один у девушки. И она всегда носила его с собой. Если он был нужен, то можно было подойти к вахтеру и спросить ее. Она выходила и давала ключ. Так как в этом доме жил бандит, руководитель банды, которая распространяла наркотики. Этот бандит уже сидел раз в тюрьме, и он не вызывал доверия.
Дома хранились кой какие ценные вещи, фотоаппарат, одежда, бытовые приборы. Все это можно было легко сбыть за бесценок скупщице краденого, и на эти деньги выпить водки. Водка и вино продавались в стеклянных бутылках. Бутылки не выбрасывали, берегли. Они назывались тара, которую можно было сдать и получить за них деньги. Некоторые люди, даже специально ходили, искали тару на улице, чтобы ее помыть и сдать.
В магазин ходили с авоськами. Авоська – это сеточка, сумочка, сплетенная из тонкого шнура. Никаких мешков, пакетов, пакетиков, мешочков целлофановых не существовало. Продукты были на развес и упаковывались строго определенным способом - конвертиком в специальную бумагу для упаковки. Эта бумага была низкого качества, похожая на тонкий картон, коричневого цвета. И подходила только для вырезания фигур для поделок или для кройки и шитья. Если в нее завернуты были продукты сальные, масляные, то эта бумага с жирным пятнами годилась только для растопки в печку.
Стеклянные баночки с закручивающимися крышечками были на вес золота. Продукты в таких баночках очень редко можно было встретить в магазине. Дома эти мелкие баночки годились для хранения соли в походе на природу. Не было жестяных банок для пива. Молоко продавалось в стеклянных бутылках. Но были тетрапакеты для молока в виде пирамидки. Тетрапакеты из плотной блестящей бумаги трех цветов «белый, красный, голубой, не хочу играть с тобой». Это была бумага-картон, с обеих сторон ламинированная целлофаном. В печке она горела плохо, коптила. Так как целлофан дымил и полностью не сгорал, оставалась восковая пластмассовая масса. Иногда дети нарочно искали и жгли целлофан. Расплавленная масса капала в чайную ложку. Получался медальон темного цвета, напоминающий малахит. Эта масса была рыхлой, чуть тверже пластилина. И модно было на ней вырезать рисунок, буквы, просверлить дырочку и сделать медальон.
Жидкие продукты продавали также на развес в стеклянную тару. Тару, а это банки стеклянные, можно было получить, купив например, сок томатный или яблочный, или виноградный в банке. Для них специально продавались в хозяйственном магазине капроновые крышки. Дома эта банка была незаменимой. И для соления огурцов-помидоров, и для покупки молока или сметаны. Стеклянные бутылки из под молока не годились никуда в хозяйстве. Любую стеклянную тару можно было сдать в магазин обратно за некоторые деньги. Продавщица специальным алюминиевым ковшом, который был рассчитан на определенное количество: литр, пол-литра, наливала в банку из дюралюминиевого бака молоко или сметану. На ней как правило был одет накрахмаленный марлевый высокий колпак. Прическа короткая, с завитыми на бигуди волосами, обесцвеченными почти до белого цвета.
Завивка предусматривает просушку влажных волос, скрученных в нужном направлении. Быстрая просушка феном была доступна только в парикмахерских. Там делали укладку волос: завивка на бигуди и иногда начес, расчесывание.
А вот укрепление лаком для волос не существовало. Ухитрялись закреплять прическу желатином. Желатин для волос безопасен. Некоторые укрепляли прическу сахаром. Смоченные в сладком растворе волосы накручивали на бигуди. Сахар держал прическу, но сахар причиняет волосам вред. Волосы перестают расти там, куда попал сахар, и потому голова лысеет.
Упрямые волосы, которые называют соломой, толстые и прямые, их сложно накрутить, и после завивки они распрямляются за полдня. Волосы мягкие и послушные легко накрутить, прическа может держаться и на второй день. Но такие волосики обычно слабенькие и жиденькие, и не любят стрижки, покраски, завивки и тем более горячей завивки. От горячей завивки волосы обламываются и становятся короткими. Даже спустя годы не растут длиннее, обламываются.
В 21 веке в советское время бигуди были как простые, так и горячие. Горячие бигуди - это пластмассовые штучки, в них был налит воск и запаян. Эти штучки нужно было сложить в кастрюльку, которую уже нельзя было использовать как пищевую, залить водой и нагреть на плите. Воск в них таял, и долго сохранял тепло. Этого было достаточно, чтобы просушить влажные волосы. На горячие штучки накрутить волосы и закрыть капроновой крышкой. У каждой штучки предусматривалась своя крышечка, сеточка из капроновой (гибкой, полупрозрачной) пластмассы. Этот метод очень быстрый и эффективный, и безопасный как для кожи, так и для волос. Пластмасса сильно нагреваться не могла, и не было опасности обжечься. Вот только кудряшки получались большие и держались недолго.
Простые бигуди, косточки на резиночках, похожие на костяшки, резиновые палочки, внутри железная проволочка, которая от воды ржавеет, согнутая для застежки-резиночки. Этот способ долговременный, основан на высыхании влажных волос. Девушки заранее готовили свою прическу: с вечера накручивали бигуди на влажные волосы, и на них спали всю ночь. Волосы за ночь высыхали и укладывались на бигуди ровными рядами. Голова от бигудей болела, тем более если костяшки были твердые и туго закрученные. Спать невозможно, но это была необходимость, чтобы наутро прическа была уже готова. Оставалось только развернуть волосы и расчесать их. Эта прическа была очень пышная и держалась весь день, если на улице не было дождя и влажности в комнате.
Могли использовать дедовский старый метод: накрутить на веточки, перевязать ленточкой. Но с этим приспособлением спать невозможно и даже опасно. Острые веточки колятся. Более догадливые девушки придумали нарвать простынь на узенькие полосочки, ленточки. На каждую ленточку накрутить газеточку в виде трубочки-костяшки. А концы ленточки оставить по краям, чтобы ими завязать туго, вместо резинки. Конечно, можно обойтись и без газетки, чтобы просто накрутить на ленточки. Этот способ самый удобный тем, что здесь нет костяшек. Потому что на бигудях больно спать, а на ленточках спать мягко и удобно. Но ленточки не могут туго держать пряди волос. Завитые волосы получались не кудрявые, а волнистые. Кроме того, ленточки раскручиваются во время сна. И чаще случается, что одна из ленточек слетела. И потому не все пряди стали волнистые.
У кого не было приспособлений, крутили волосы как в старину на вилку. Как это было в 15 веке? Есть вилки, у которых ручка железная, и округлая как костяшка. Ее ложили на плиту, нагревали, и потом на горячую ручку накручивали волосы. Кудряшки получались мелкие. И крутить приходилось очень долго, нагревая каждый раз, чтобы накрутить каждую тонкую прядь. Конечно, можно было обжечь не только пальцы, а и голову и волосы. Но красота стоила этих жертв. Длинные волосы на голове на верху украшали косичками, виде корзиночки, которая служила ободком для прически. Прическа была пышной. Потому распущенные из под корзиночки волосы завивали в кудрявые пряди. Но локоны старались не расчесывать, чтобы было видно каждую тонкую прядь, завитую спирально. Боялись даже пошевелить головой. С такой прической трудно было одеваться без посторонней помощи, тем более что рукава и корсет затягивались и завязывались на шнуры сзади. На талии затягивали корсет. Пристегивали рукава. С рукавами не расставались, даже если они уже были малы. В них делали дыры, чтобы они были шире. Пышную белую рубашку выпускали изо всех щелей одежды, признак роскоши. Даже делали дырки в верхней одежде, чтобы белая рубашка торчала из дыр.
В 16 веке, когда пришел указ брить бороды, стали носить длинные кудрявые парики различного цвета волос. В 17 веке для женщин настала мода носить высокие белые парики. Если парики пылились и становились серыми, то их пудрили пудрой добела. На платьях дыры уже не делали. Корсет платья сделали наоборот внутри. То есть платье перестало быть корсетом. Рубашка осталась белой и пышной, но показывать ее из-под платья считалось неприличным, « у тебя торчит рубашка, как из под пятницы суббота». К одежде добавился атрибут: корсет, который был прошит сверху вниз, где был вставлен гибкий китовый ус для поддержания стройной осанки. К корсету крепилась юбка, которая делала платье пышным. Порой это были сложные композиции из металлических обручей. Его надевали поверх рубашки и под низ платья. Рукава платья стали облегающие узкие, не длинные, чуть прикрывающие локти.
В 18 веке к корсету крепились мягкие валики на месте крепления рукавов, напоминающие подплечники. От этого прозрачные и непрозрачные рукава становились пышными. К корсету внизу у талии крепились валики покрупнее, чтобы юбка была пышной. Волосы чаще заплетали в косу или косы. И только у лица волосы завивали вилкой. Распущенные неприбранные волосы было носить неприлично. Было необходимо хотя бы перевязать ленточкой, косыночкой.
В 19 веке, наоборот, старались не просто расчесать и сделать волосы как облако пышными, но даже подложить под них моток своих волос, чтобы прическа была высокой, объемной, большой как шляпа. При расчесывании, если волосы выпадали, их не выбрасывали, а складывали в специальную коробочку, копили их, и валяли из волос моток. Завивка была несложной, с вечера заплетали свои недосушенные, слегка влажные волосы в мелкие косички. Даже эти косички могли свернуть в шар. Спали всю ночь на туго заплетенных волосах. А это очень больно, голова не расслабляется всю ночь с мыслью только одной, нетерпеливое ожидание своей прекрасной прически. И наутро расплетали косички. Голова вздыхала расслабленно. Красивый результат не заставлял себя долго ждать. длинные кучерявые волосы укладывали в пышный моток на голове. Одевали тугой корсет. Платье должно было быть пышным только внизу. Могли быть пышными иногда и рукава, но эта мода была уже старой. И дыры были признаком бедности. Белую рубашку носили так, чтобы видно было только как манжеты, оборки. В солнечную погоду с такой необыкновенной прической можно было гулять на улице весь день.
В 20-м веке эта работа занимала весь вечер без остатка. Завивать на горячую вилку прядки волос. И продолжалась всю ночь: нужно было одеть тончайшую сеточку-шапочку на волосы так, чтобы все пряди под ней легли в нужном направлении. Если что не так, то подправить, и даже на слюну прислюнявить, если волосы не слушаются. Так в шапочке лечь спать, аккуратно положив голову на подушку, и спать спокойно, чтобы не шевелить головой, и не стряхнуть прическу и шапочку. Наутро все пряди должны были облегать голову даже если их расчесать. При такой прическе желательно не расчесывать, а ходить и одеваться в шапочке до самого последнего момента выхода на улицу. Прическа каре завоевала весь свет моды. Корсет носили, но мода на приталенные платья и рукава прошла. Строгие шерстяные платья как футляры стали неудобными. Стал цениться шелк, даже полупрозрачный, облегающий, чтобы подчеркивать линии фигуры. Пышным платье могло быть только ниже талии, мешковатые длинные майки, украшенные пышными воланами, и различными прибабахами виде бисера, вышивки. Чаще эти платья были не по росту очень длинны, и предусматривалась на полях платья петелька, чтобы носить на руке, в которой держали зонтик или веер. При желании, можно было снять петельку. Если нужно было идти по ступеням, то петельку одевали, и края полы приподнимались ровно до пола. Менее богатые девушки носили платья короткие, когда было видно ноги ниже колена.
Но вернемся рассказу о заданной семье, в наш век.
В 21 веке длинную косу встретить сложно. Парикмахерские принимали волосы за деньги для изготовления париков. Прически стали разнообразные. Даже с начесом, чтобы сделать вид копны на голове, будто волос очень густой. Придумали даже шиньоны. Делать на голове узел из волос, прикрепляя к нему хвост-шиньон на длинные металлические шпильки. Шпильки были окрашены в черный цвет, или были блестящие стального светлого цвета.
Шиньон делали сами: на два отрезка лески наплетали тончайшие пряди волос. Ленточку из волос скручивали и сшивали нитками. Либо свои волосы, срезанные в юности. Либо конский хвост. Этот хвост приходилось вымачивать, мыть ввиду его специфического запаха. Затем красить краской в свой подходящий цвет волос. Либо окрашивать и хвост, и свои волосы в один цвет. Краску использовали для обесцвечивания таблетки гидроперида. Гидроперид делал волосы тонкими, тусклыми, ломкими, и волосы выпадали и могли больше не расти. Для окрашивания в темный цвет: заваривали луковую шелуху. Шелуха укрепляла волосы, делала их толще, прочнее, и темнее. Ромашка, цветки ромашки заваривали и мыли волосы. От нее волосы становились на тон светлее, мягкими, послушными, лучше росли. Сирень, как цветки, так и листья, от нее выпадают зубы, болит голова, но волосы она окрашивает в яркий рыжий цвет. Черный цвет использовали для волос очень редко. Только косметическую тушь, которую можно было смыть, подкрашивали им ресницы и брови. Черным карандашом могли нарисовать на ногах сзади стрелку, как будто ноги в чулках.
Корсеты носили под одеждой, под нижней рубашкой. Нижняя рубашка стала называться комбинация. Полупрозрачная, синтетическая, облегающая майка, внизу расклешенная. Рассчитана на длину платья или юбки, чтобы при ходьбе юбка или подол платья не прилипали к ногам, чтобы колени не поднимали подол вверх, заголяя ноги до самого верха. Недопустимо, чтобы комбинация виднелась из под подола. Обычная длина комбинации должна закрывать колени. Корсеты носили не все, только те, кто хотел утянуть свою талию после родов. Обычно комбинация украшена кружевом. Корсеты без завязок, застежки впереди в виде незаметных крючочков, сидящие очень часто и очень много. Материал – синтетика, тянущийся, но плотный и жесткий, чтобы держать осанку. Вместо китового уса пластиковые палочки под названием косточки. Корсет был призван утягивать кожу не только живота, но и груди. Чтобы эти части тела не болтались, и кожа не вытягивалась от своего веса. Своеобразные ремни, поддерживающие фигуру, кожу от растяжек. Те, кто не носили корсет, обязан были носить лифчик, бюстгальтер. Без него выходить на улицу было верхом неприличия. Виднелись через одежду части тела, что было недопустимым, равноценно, выйти голым. Лифчик был своеобразным мини корсетом, в нем иногда предусматривались косточки. Но вот уже лифчики были из материалов строго хлопчатобумажных. Через этот материал кожа дышала. Этот материал быстро приходил в негодность, рвался от частой стирки и от пота. Крючки или застежки из капроновой или обычной пластмассы срезали и использовали.
Одежду модно носить кримпленовую, синтетическую. Она более мягкая, более толстая, чем корсет, но также очень плотная, через которую тело не дышит, потеет. Отстирать пот от синтетики сложно, остаются некрасивые желтые пятна. Этот материал годами служил, без износа, очень прочный, не выцветает никогда. Только физическое нарушение материала могло его порвать: обгорел от печи, затяжки от заноз дров, порвался от ножниц. По истечению срока годности материала, срезали пуговицы, крючки, они служили на другой одежде.
Чулки носили на резинках. Либо пристегивались на специальном поясе-корсете, либо на специальных панталонах-корсете. Застежки для чулков растягивались и рвались, часто приходили в негодность. Одежда была сложной. И чтобы одеться, это занятие занимало очень много времени. Застежек только на корсете было штук 20 и на чулках штук 8. А еще на блузке, на платье, на ремешке на талии, на туфельках или сапогах. Не говоря о верхней одежде. Не говоря о создании прически, с бесконечными шпильками, которые высыпались обратно и упрямились сидеть в прическе. Не говоря о бусах, брошках, кольцах, браслетах, серьгах, косметике…
На работе быть к 8.00, даже к без 5 минут 8. Вставать на работу нужно было загодя, за несколько часов заранее. Чтобы тому времени еще собрать двух детей в школу. Приготовить им завтрак. Одеться, расчесаться, сделать прическу, подкраситься. Выйти заранее, чтобы путь занял точное время. Уже не раз хоженая тропинка, пешочком до работы, занимала около часа, так как туда автобусы редко ходили. Всего один автобус, и всего раза два в день, в неудобное время. Служебный транспорт в те места появился гораздо позднее для рабочих. Но и сама остановка была достаточно далеко. Причем идти нужно было мелкими шажками, так как на очень высоких каблуках. Причем дорога туда не асфальтированная, а через буераки, огромные трубы, и камни различного происхождения, как щебень, так и бетонные обломки плит. Вся эта прелесть буйным цветом заросла крапивой и полынью в человеческий рост. Идти, используя народные выражения типа мата нужно было обязательно, так как по дороге могли встретиться как четырех-лапые, так и двух-ногие звери, от которых нужно было чем-то отбиваться. И не потерять свои драгоценности. А газовые баллончики для самозащиты появились гораздо позже. Благо по тропе проторенной, шло немало народа на то же самое предприятие.
А там, на работе еще нужно было после утренней пробежки, смыть с себя косметику, переодеться в своей деревянной кабинке в спец-одежду и протопать на рабочее место в котельную к лопате с радиоактивным угольком. После грязной тяжелой физической работы нужно было помыться с ног до головы, в душе не забыть свои золотые украшения, снова одеться и накраситься и топать на каблучках на обед домой. При всем при этом единственный ключ от двери стали ложить под коврик возле двери. Пришел к двери, нагнулся, взял ключ под ковриком, двери открыл, зашел домой. За это время успеть приготовить обед себе и детям, что вернулись из школы, пообедать, проверить как дети выполняют домашнее задание, и топать обратно на работу. Вечером снова переодеться и топать домой. Успеть сходить в магазин, купить молоко и хлеб, да еще и конфетки детям. Дать задание мужу привезти воды. А он предпочитает пойти к соседке вниз и там пить, гулять до утра. Спрашивается, а на какие деньги? Пока спала с мужем вместе в одной кровати ночью, он успел снять из уха золотую сережку. Сделал дырку в кровати, спрятал ее там. А днем достал серьгу, съел конфетку, положил туда фантик от конфетки. Сходил и сдал в ломбард, получил деньги и теперь угощает водкой соседку. (Не говоря о том, где была куплена эта кровать, что было в этой кровати спрятано еще, какие страшные неприятности, кем спрятаны и кто работал на мебельной фабрике). Он возвращается от соседки поздно ночью. Стучит в двери пьяный в дугу, в дупель, совершенно невменяемый, голос грубый и злой. Что говорит? Вообще непонятно, одни угрозы матами. Никто ему не открывает. Идет на улицу, выламывает двери в кладовку, берет топор. Жена тем временем бегает, закрывает двери на ключ. Стучится к соседям, просит спрятать хотя бы детей. Никто не открывает. Она с детьми лезет вверх по лестнице отвесной, прячется с детьми на чердаке. Тем временем приходит муж с топором ломает двери. Тем временем один из детей через другой подъезд по чердаку бежит в милицию. Там окошечко слишком высоко, и не видно ребенка. Ребенку нужно кричать и стучать. И только потом, когда его заметили, нужно говорить о своей беде. И тут же бежать обратно. Машина милиции обгоняет ребенка на дороге. Доезжает до места, видит возле подъезда пьяного человека с топором, который громко орет, и кричит, и угрожает. Милиция его забирает в вытрезвитель до утра. Утром он приходит рано домой и пытается объяснить, что соседка-то дескать, была лучше, красивее, умнее, добрее.
Это были прекрасные советские времена, когда ключ ложили под коврик. Ничем не примечательная семья. Потом вдруг оказалось, что появился этот человек не с проста. Даже наколку в армии сделал себе на плече с именем этой девушки «Катя», стал ее мужем (фиктивно). Искал любых соучастников спланированного убийства девушки и ее родственников, всей семьи декабристов Муравьевых. В юности он был близок со своей учительницей-библиотекаршей, и совершили групповой поджог музея-дворца декабристов Муравьевых, с полным сожжением их архивов. Банда не подделывала денежные знаки, гравюры, а подделывала архивы не только декабристов, но и художников, писателей, используя списанные в макулатуру старинные книги. Продавали не только антикварные книги, гравюры, где было полное описание авторов, их биография, древо. Продавали само древо, изменяя историю, свидетелей уничтожали, записывая себя в победители, а измену называя древней битвой. Произошла древняя битва, где исчезли и погибли без вести древние герои. Не боялись попасть в тюрьму за свои убийства-злодейства, имея перед собой корыстную цель. И записали себя в анналы истории под псевдонимами.
Жена за заслуженный труд получила грамоту и медаль, и квартиру благоустроенную. Мужу теперь не нужно топить печь, не нужно выносить ведро помоев, не нужно ходить за водой. Только ведро с мусором вынести. Зато жене работы прибавилось. Теперь дорога на работу еще дальше. До*ма окошек больше, комнат больше, красить, белить, мыть теперь нужно гораздо дольше. Муж отказывается в чем-либо помогать, только пьет, даже на работу ходить отказывается. Полностью сел на шею жене. Приходиться доделывать свои дела по ночам.
А там, в новой квартире ее ждала еще одна ловушка. В соседи поселили людей, которые не заработали своим трудом, а через взятки, уголовная среда обитания, постоянные маты, пьянки, гулянки, драки. В первые же дни стучится сосед снизу в двери и просит дать ему молоток и топор. Дала. Не вернул. Никогда. Затем этот сосед ловит ребенка и угрожает и даже наносит физическую травму по голове, требует полного подчинения, дать ему ключ. Ребенок отдал ключ. Дома сказал, что его потерял. После этого стали происходить странные вещи. Снятся страшные кошмары по ночам, домовой душит. Утюг и плиту забывают выключить. Дома как проходной двор для домового. Он свои дела делает, в доме все рушит. То чай выкипит, то суп подгорит, то хлеб в духовке как черный уголек станет. Все горит, летит, стеклянные двери, посуда, стекла и зеркала все бьются. Да осколки прямо на людей сыпятся дома. Ветер дома завывает, то окнами стучит, то дверями. Все в семье стали рано умирать по странным неизвестным причинам, домовой, полтергейст шутит. Прошло с тех пор много, не мало 30 лет. Дочка по имени тоже Катя нашла себе возлюбленного, а он погиб. Поставила она его ботиночки к двери. И спать легла. И во сне кошмар исчез вдруг. Когда проснулась, она впервые за эти годы улыбнулась. Оказалось, что домовой приходил по ночам, и приходил он из входной двери, и был у него ключ. Но в этот раз ему ботиночки помешали двери открыть. Вот такая вышла история про домового. А в древние времена домового называли суседкой.
Жаль, что печальный конец у этой истории, муж скрылся, под чужим именем жить стал, и «подарил» этому соседу-суседу дворец. За что? Уже понятно. Зачем, тоже понятно. Еще один дворец, еще одна семья погибла, изменили архивы Шумовых, древо переписано, что существенно отразилось на истории. Шумовы менее знамениты, чем декабристы, но в своем краю они были очень легендарны, и в 20 веке любимцы местного народа за добрый нрав. Теперь в истории их не существует. Шумовы два поколения занимали руководящий пост в думе, Павел Алексеевич Шумов-отец и его два сына по завещанию: Павел Павлович и Степан Павлович Шумовы.
Свидетельство о публикации №223041301047