Бесценные пазлы

Лонгитюдное динамическое наблюдение – самый эффективный и информативный научный метод психологической диагностики. Психолог в своей практике не всегда может это себе позволить, но в условиях дневного пребывания получателей социальных услуг качественно реализовать этот диагностический подход наиболее корректно и максимально целесообразно.

Признаюсь, что самое радостное в моей работе:

-обсуждать с клиентом тот путь, который мы прошли с ним рука об руку;

- вспомнить то, с чем пришел человек ко мне в кабинет и как теперь может самостоятельно оценить те приобретения, которые позволил себе «взять» в свой активный жизненный сценарий, значительно обогатив картину своего мира...

 Работаю в центре чуть больше полугода, но уже много могу рассказать о наших получателях социальных услуг им самим. Неизменно делаю это регулярно и с большим удовольствием.

 Когда мы встретились с каждым человеком впервые, мало кто из них был готов к диалогу, а уж решиться, искренне заговорить о своих «болевых точках» и подавно не находилось желающих.

 В геронтологической группе получателей социальных услуг мне сразу после знакомства «официально» заявили:

- Мы не больные! Психолог нам не нужен! – следует отметить, что это часто встречающееся заблуждение (психолога путают с психиатром).

- Вы меня никогда не сможете разговорить!!!! – решительно добавила одна из женщин.

 Однако, меня нисколько не удивило, что первой ко мне в кабинет для индивидуальной работы по личному запросу робко заглянула именно та, которая «разговариваться» категорически была не намерена.

- Удивительно, но после доверительного разговора и даже слез, на душе стало тепло и чуть светлее, - такой фразой она подвела итог нашей работы.

 И если в отношениях взрослых людей могут быть эпизоды в поведенческих реакциях, которые не соответствуют истинному «положению вещей» (например, когда срабатывают так называемые защитные механизмы), то с особенными детками такие моменты полностью исключены. Их поведение и эмоциональные реакции совершенно невозможно прогнозировать… Добиваться расположения их внимания и положительной мотивации на участие в занятиях всегда приходится только на уровне профессиональной интуиции и на основе все того же наблюдения. Часто просто попасть в зону их зрительного восприятия (при определенных нарушениях здоровья) – уже огромная победа. Эта касается наших «аутяток» (мамы устали от официальных терминов, а такие определения особенностей их деток позволяют сократить дистанцию в общении, перейти на более доверительный формат взаимоотношений). «Даунятки» имеют свои особенности в поведении и развитии. Посыл таких «терминов» один – детки приняты и нет «темных пятен» намеренного замалчивания существующих проблем.

На первые занятия неизменно приглашала в кабинет таких особенных детей (формально взрослых, но по психологическому статусу – деток) только с их родителями вместе. Лишь спустя достаточное время, решаюсь объединить деток в пары и проводить групповые занятия. С ЭТОГО НАЧИНАЮ СОБИРАТЬ (по принципу пазлов) психологический ПОРТРЕТ каждого ребенка, отмечая ресурсные стороны взаимодействия с родителями, их продуктивной активности…. Такая тактика приносит замечательные плоды: детки самостоятельно(я только наблюдаю) выстраивают свои отношения друг с другом, помогают, самопроизвольно происходит обмен эмоциями. Уикальный социальный опыт ранее мало кому из них был доступен в прошлом (многие обучение проходили на дому).

 После психокоррекционных занятий, следую, словно тень, за детками согласно расписанию реабилитационных мероприятий(лечебную физкультуру, творчество, ритмику, театральную студию), продолжая собирать бесценные «пазлы» к портрету каждого….

Как правило, родители с большим вниманием наблюдают за ходом реализации индивидуальных программ реабилитации и с надеждой ждут результатов.

Получая обратную связь от психолога, крайне удивляются тому, что по факту оказывается: многого не знали о своих детках.
 
Каждая встреча с детками и для меня приносит массу новых открытий:

- на первых занятиях человечек с ОВЗ из предъявленных букв алфавита методом проб и ошибок пытался назвать букву, то на групповом занятии вдруг совершенно неожиданно начинает помогать товарищу в поиске нужной буквы и, о чудо, делает это без ошибок;

- "аутенок", который ходил на занятия, наглухо прячась в собственный капюшон, до этого не сказавший не единого слова, в нашем присутствии, вдруг сам снимает свой защитный башлык, по собственной инициативе берет в руки игрушку-перчатку (персонажа кукольного театра) и разыгрывает мини-сценку с глубоким смыслом, при этом четко и внятно произносит название предмета;

- ребенок с застревающим сценарием действий вдруг выбирает новый для него развивающий тренажёр;

- замкнутый человек с высоким уровнем тревожности вдруг начинает делиться своими страхами, облегченно вздыхая после своего монолога, делится улыбкой победителя;

- ранее не знакомые между собой детки артистично и слаженно выступают на сцене перед зрителями с подготовленным и разученным танцем…

Все эти и многие другие открытия безусловно радуют специалистов и родителей.

Комплексная реализация реабилитационных мероприятий позволяет значительно обогатить опыт процесса социализации получателей социальных услуг, активизировать психическую активность, актуализировать коммуникативные навыки человека с ОВЗ.

иллюстр. Инга Измайлова - БЛАГОДАРЮ АВТОРА! В свободном доступе в интернете.


Рецензии
Правильная статья. Хороший психолог нужен также, как и хороший врач: поставить правильный диагноз и помочь. А в детском возрасте особенно. В Израиле очень за этим следят, иногда даже черечур. Чуть что, направляют к детскому психологу на проверку. В армии в каждом подразделении есть "офицер душевного здоровья" - вольный перевод этой должности. Видимо это проверено временем.
Успехов.

Геннадий Шлаин   21.05.2023 22:21     Заявить о нарушении
Геннадий! Мир вашему дому! Благодарю за внимание и визит! Всех благ! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   24.05.2023 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.