Бесценные пазлы
Признаюсь, что самое радостное в моей работе:
-обсуждать с клиентом тот путь, который мы прошли с ним рука об руку;
- вспомнить то, с чем пришел человек ко мне в кабинет и как теперь может самостоятельно оценить те приобретения, которые позволил себе «взять» в свой активный жизненный сценарий, значительно обогатив картину своего мира...
Работаю в центре чуть больше полугода, но уже много могу рассказать о наших получателях социальных услуг им самим. Неизменно делаю это регулярно и с большим удовольствием.
Когда мы встретились с каждым человеком впервые, мало кто из них был готов к диалогу, а уж решиться, искренне заговорить о своих «болевых точках» и подавно не находилось желающих.
В геронтологической группе получателей социальных услуг мне сразу после знакомства «официально» заявили:
- Мы не больные! Психолог нам не нужен! – следует отметить, что это часто встречающееся заблуждение (психолога путают с психиатром).
- Вы меня никогда не сможете разговорить!!!! – решительно добавила одна из женщин.
Однако, меня нисколько не удивило, что первой ко мне в кабинет для индивидуальной работы по личному запросу робко заглянула именно та, которая «разговариваться» категорически была не намерена.
- Удивительно, но после доверительного разговора и даже слез, на душе стало тепло и чуть светлее, - такой фразой она подвела итог нашей работы.
И если в отношениях взрослых людей могут быть эпизоды в поведенческих реакциях, которые не соответствуют истинному «положению вещей» (например, когда срабатывают так называемые защитные механизмы), то с особенными детками такие моменты полностью исключены. Их поведение и эмоциональные реакции совершенно невозможно прогнозировать… Добиваться расположения их внимания и положительной мотивации на участие в занятиях всегда приходится только на уровне профессиональной интуиции и на основе все того же наблюдения. Часто просто попасть в зону их зрительного восприятия (при определенных нарушениях здоровья) – уже огромная победа. Эта касается наших «аутяток» (мамы устали от официальных терминов, а такие определения особенностей их деток позволяют сократить дистанцию в общении, перейти на более доверительный формат взаимоотношений). «Даунятки» имеют свои особенности в поведении и развитии. Посыл таких «терминов» один – детки приняты и нет «темных пятен» намеренного замалчивания существующих проблем.
На первые занятия неизменно приглашала в кабинет таких особенных детей (формально взрослых, но по психологическому статусу – деток) только с их родителями вместе. Лишь спустя достаточное время, решаюсь объединить деток в пары и проводить групповые занятия. С ЭТОГО НАЧИНАЮ СОБИРАТЬ (по принципу пазлов) психологический ПОРТРЕТ каждого ребенка, отмечая ресурсные стороны взаимодействия с родителями, их продуктивной активности…. Такая тактика приносит замечательные плоды: детки самостоятельно(я только наблюдаю) выстраивают свои отношения друг с другом, помогают, самопроизвольно происходит обмен эмоциями. Уикальный социальный опыт ранее мало кому из них был доступен в прошлом (многие обучение проходили на дому).
После психокоррекционных занятий, следую, словно тень, за детками согласно расписанию реабилитационных мероприятий(лечебную физкультуру, творчество, ритмику, театральную студию), продолжая собирать бесценные «пазлы» к портрету каждого….
Как правило, родители с большим вниманием наблюдают за ходом реализации индивидуальных программ реабилитации и с надеждой ждут результатов.
Получая обратную связь от психолога, крайне удивляются тому, что по факту оказывается: многого не знали о своих детках.
Каждая встреча с детками и для меня приносит массу новых открытий:
- на первых занятиях человечек с ОВЗ из предъявленных букв алфавита методом проб и ошибок пытался назвать букву, то на групповом занятии вдруг совершенно неожиданно начинает помогать товарищу в поиске нужной буквы и, о чудо, делает это без ошибок;
- "аутенок", который ходил на занятия, наглухо прячась в собственный капюшон, до этого не сказавший не единого слова, в нашем присутствии, вдруг сам снимает свой защитный башлык, по собственной инициативе берет в руки игрушку-перчатку (персонажа кукольного театра) и разыгрывает мини-сценку с глубоким смыслом, при этом четко и внятно произносит название предмета;
- ребенок с застревающим сценарием действий вдруг выбирает новый для него развивающий тренажёр;
- замкнутый человек с высоким уровнем тревожности вдруг начинает делиться своими страхами, облегченно вздыхая после своего монолога, делится улыбкой победителя;
- ранее не знакомые между собой детки артистично и слаженно выступают на сцене перед зрителями с подготовленным и разученным танцем…
Все эти и многие другие открытия безусловно радуют специалистов и родителей.
Комплексная реализация реабилитационных мероприятий позволяет значительно обогатить опыт процесса социализации получателей социальных услуг, активизировать психическую активность, актуализировать коммуникативные навыки человека с ОВЗ.
иллюстр. Инга Измайлова - БЛАГОДАРЮ АВТОРА! В свободном доступе в интернете.
Свидетельство о публикации №223041301050
Успехов.
Геннадий Шлаин 21.05.2023 22:21 Заявить о нарушении
Альбина Алдошина 24.05.2023 16:45 Заявить о нарушении