Кубышкин в газету. Ч. 1

В этом году болотнинцы будут отмечать 115-летие со дня рождения поэта и писателя-прозаика Михаила Павловича Кубышкина, волею судьбы ставшего нашим земляком и большую часть жизни прожившего в Болотном.

Несколько месяцев я изучал непростую историю этого человека и его семьи. Настало время поделиться ею с читателями-болотнинцами. Буду очень благодарен, если услышу в ответ замечания и дополнения от людей, лично знавших писателя или его домочадцев. История должна пополняться новыми фактами, раскрываться новыми сведениями.

Михаил Павлович Кубышкин родился 29 сентября 1908 году в селе Никольское Кузнецкого уезда Саратовской губернии в бедной крестьянской семье.

Село, в котором родился Кубышкин, существует в Пензенской области и сегодня, в настоящее время являясь административным центром и единственным населенным пунктом Никольского сельсовета Кузнецкого района.

В 1914 году умер отец Кубышкина. Михаил Павлович оставил совсем немного воспоминаний о своем отце. Не дошли до нас и фотографии и документы отца Кубышкина. Интересным сведением является то, что отец маленького Михаила был грамотным, после него в семье долго оставалась небольшая книжка о святом Серафиме Саровском, принадлежавшая ему.

Мать Кубышкина – Елена Федоровна была совершенно неграмотной, но понимала пользу от школы для сына – и Михаил стал учеником Никольской сельской школы, 3 класса которой и окончил.

Дальше учиться маленький Кубышкин не захотел: ему не давалась математика, и на фоне остальных учеников Михаил заметно отставал. Мальчик перестал ходить в школу.

В 1918 году мать Михаила Кубышкина вышла вторично замуж за такого же бедняка, каким был ее первый муж - отец мальчика.

Весной 1921 года, после революций, Гражданской войны и военного коммунизма в стране наступил НЭП. Отчим Кубышкина жил мечтой обзавестись собственным зажиточным хозяйством на новом месте, таким богатым местом ему представлялась Сибирь. Тем не менее, мечтая о Сибири, и о том, как там у него наконец дела пойдут в гору, глава семейства все тянул с отъездом – у семьи не было денег на переезд.

В будущем отчим послужит прототипом для главного героя повести Кубышкина «Осиновый кол» - Ивана. В этой же повести всего несколькими словами Кубышкин опишет и свое родное село: «…село Никольское, лапотное село, соломенное…»

Михаил, бросив школу, много читал. Подростком он пробует писать первые простенькие свои стихотворения, которые, вероятно, по своей форме напоминали хорошо известные нам частушки. Соседи называли их между собой «песнями».

«Песни» юного Михаила посвящались крестьянам-односельчанам: «Вот два мужика поругались или даже подрались в поле из-за того, что один у другого отпахал две борозды, или украл снопы – мне заказ: «Сложи про них песню!»

Сочинитель надиктовывал свои «песни» местному заводиле - балалаечнику и тот по памяти, наигрывая на инструменте, пел их в воскресенье, развлекая народ. «Мужики слушали, смеялись. Складно!»

Позже, под влиянием книг или в силу своего взросления, Михаил отошел от сочинительства «песен» и приобщился к иной лирике. Вот что об этом он сообщал сам: «В то время я уже читал сказки Пушкина и стихотворения Никитина…Позднее мои стихи помещали в стенной газете». Что это была за стенная газета и где она размещалась, Кубышкин не пояснял. Быть может, это была стенная газета в деревенском клубе или в избе-читальне.

Вероятно, одним из первых опубликованных в печати стихотворений молодого 19-летнего Кубышкина было стихотворение «Апрельской ночи мгла седая…», напечатанное в 1927 году в приложении «Большевистский молодняк» газеты «Саратовские известия». Публиковался ли там еще автор – мы не знаем.

В двадцать лет, в 1928 году Кубышкин с матерью и отчимом наконец переехал в Сибирь («…В Сибирь поезжай…В Сибири лошади дешевые! Кряжимские ездили, артелью собирались, вагон откупали. Восемнадцать лошадей привезли! Поезжай, поезжай! А туда товару захвати какого-нибудь, чтобы дорогу оправдать! Ложек! Там ложки, сказывают, в цене!..»).

Не сумев осесть на земле в деревне (они так и не смогли купить лошадь), Кубышкины обосновались в Болотном и зарабатывали на хлеб работой в одной из кустарных артелей – вили веревки.

В том же году началась коллективизация в деревне. Мечта отчима Кубышкина завести единоличное хозяйство в деревне рухнула.

Так Кубышкины остались в Болотном насовсем. Жили Кубышкины в это время на улице Ремесленной. По воспоминаниям самого писателя, в это время семья его едва сводила концы с концами, бедность не покинула Кубышкиных и на новом месте.

Евгений Терентьев


Рецензии