Раскол

  Это ещё одна из страниц истории, которая повлияла на культурный и общественный уровень жизни на Руси.
  С воцарением на престоле Михаила Романова (1623 - 1645) происходит укрепление патриаршей власти. Патриархом с титулом великого государя был избран вернувшийся в 1619 году из польского плена Филарет, отец молодого царя и он же, двоюродный брат последнего из рода Рюриковичей покойного царя Фёдора Иоанновича. Опытный политик, энергичный патриарх практически сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть. Влияние Церкви в делах государства становилось определяющим.
  Медленно, но неуклонно в стране наводился порядок. На Руси наметился новый культурный подъём. Была создана "еллино-славянская" школа, в которой учили греческому и славянскому языкам. Вновь заработали типографии, и теперь они печатали не только церковные книги, но и светскую литературу, а также "Грамматику" Смотрицкого, "Синопсис"(русскую историю)Гизеля, "Букварь славянский", Катехизис Петра Могилы. Митрополит и просветитель Пётр Могила в 1631 году основал в Киеве Киевскую коллегию (академию) - родоначальницу всех русских университетов, оказавшую огромное влияние на просветительско-церковную мысль в Москве.
  Следующий царь Алексей Михайлович, даты правления с 1645 по 1676 годы, за незлобивый нрав, доброжелательность и приветливость был прозван Тишайшим, но именно при нём произошёл религиозный раскол, принесший России огромные бедствия. Раскол возник из-за того, что патриарх Никон, в миру Никита Минов, провёл церковную реформу. Этот незаурядный человек с детства читал религиозные книги и мечтал о монастыре. Начав своё служение простым священником, он вскоре после смерти трёх своих детей добровольно расходится с женой и принимает постриг в Анзерском скиту на Белом море. Жизнь вёл строгую, отшельническую, за что получил известность и стал игуменом Соловецкого монастыря. В 1646 году Никон по делам своей обители отправился в Москву. Он был принят царём и произвёл на него сильное впечатление. Алексей Михайлович, которому в ту пору было девятнадцать лет, оставил Никона в Москве. Вскоре его сделали архимандритом Ново-Спасского монастыря. Поскольку в этом монастыре была родовая усыпальницы Романовых, царь часто ездил туда молиться, делал щедрые пожертвования монастырю, беседовал с архимандритом, а тот каждую пятницу бывал во дворце.
  В 1648 году Никон стал митрополитом в Новгороде и по указанию царя занимался не только церковными, но и мирскими делами. Он ввёл новый порядок церковных служб. По его инициативе мощи Святого митрополита Филиппа, задушенного по приказу Ивана Грозного Малютой Скуратовым, перевезли из Соловецкого монастыря в Москву и положили в Успенском соборе. Место патриарха освободилось в связи с кончиной патриарха Иосифа, и Алексей Михайлович решил поставить во главе Русской Православной Церкви своего друга и советчика.
  В первые годы своего патриаршества Никон начал исправление богослужебных книг. Он тщательно сверил старые списки церковных книг с новыми и выяснил, что РПЦ по небрежению переписчиков отступила от греческого образца. От этой небрежности возникла новая церковная традиция. За двести лет церковной изоляции в русском православии накопилось немало обрядовых особенностей, отличавших его от других родственных православных церквей. Ошибки в рукописях обнаруживались и раньше. Правки делались и при патриархе Филарете. Предшественник Никона патриарх Иосиф создал целую комиссию "правщиков", которая исправила и напечатала несколько книг.
  Реформа РПЦ назрела давно, и Никон поставил правильную задачу: церковь необходимо было избавить от различных напластований, разнотолков, нелепиц и ошибок, упорядочить религиозную жизнь, унифицировать обряды, установить единые тексты молитв, одинаковый чин Богослужения. Исправление церковных книг и обрядов по греческому образцу нашло поддержку у государства. Реформы Никон стал проводить с позиции силы. В результате часть священнослужителей отказалась выполнять его указания и откололась от РПЦ. Их стали называть старообрядцами, или раскольниками. Их духовным пастырем стал протопоп Аввакум. Причина раскола была, конечно, намного глубже и лежала в переоценке самобытности русского православия недовольных реформами патриарха и слепом следовании обрядам в ущерб духовной жизни.
  Патриарх Никон, человек волевой, с сильным характером стремился поставить духовную власть над светской, что неизбежно привело к конфликту и затяжному противостоянию с царём. Кончилось это тем, что Никон был вынужден сложить с себя патриарший сан и удалиться в Воскресенский монастырь на Истре, прозванный Новым Иерусалимом. Собор 1666 года окончательно лишил Никона звания патриарха и отправил его в заточение простым монахом в Белозерский ферапонтов монастырь.
  Масштабы преследования непокорных никоновской реформе были огромны. Старообрядцев ссылали по отдалённым монастырям, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. В 1682 году в Пустозёрске был сожжён Аввакум. Опорой старообрядчества стал Соловецкий монастырь, где отказались служить по новым церковным книгам. Для подавления сопротивления монахов были посланы войска, державшие монастырь в осаде восемь лет. С 1675 года среди старообрядцев начались массовые самосожжения. Они продолжались и в 18 веке и прекратились только при правлении Екатерины Второй.

 


Рецензии