Духовная жизнь животных - 01

Елена Петровна Блаватская
 
Давайте на мгновение представим себе развоплощённого разумного орангутанга1
или
какую-нибудь африканскую человекообразную обезьяну, то есть лишённую своего
физического тела, но обладающую астральным, если не бессмертным телом. Мы
встречали в духовных журналах много случаев, когда люди видели призраков умерших
любимых собак и других животных. Поэтому, основываясь на свидетельстве
спиритуалистов, мы должны думать, что такие животные «духи» действительно
появляются, хотя мы оставляем за собой право соглашаться с древними, что эти формы
– всего лишь уловки элементалов. Однажды открыв дверь общения между земным и
духовным миром, что мешает обезьяне производить физические феномены, такие как
она видит производимыми духами людей? И почему их феномены не могут превзойти
1 Орангутанг — крупная человекообразная обезьяна Pongo pygmaeus из лесов Суматры
и Борнео, с косматой рыжевато-коричневой шерстью и сильными руками. Слово
происходит от малайского слова «орангхутан», где «оранг», человек, «хута», лес или
лесной человек. Словарь Коллинза. (ККА)
Теософ эпохи Водолея, апрель 2023 17
в изобретательности многие феномены, наблюдавшиеся в кружках спиритуалистов?
Пусть спиритуалисты ответят. Орангутанг с острова Борнео по разуму мало, если
вообще, уступает дикарю. Уоллес и другие великие натуралисты приводят примеры
его удивительной сообразительности, хотя его мозг меньше по объёму, чем у самых
неразвитых дикарей. Этим обезьянам не хватает речи, чтобы быть людьми низшего
ранга. Часовые у обезьян, выбранные орангутангами места для устроения спален,
предвидение ими опасности и их прогнозы говорят о большем, чем просто об
инстинкте; их выбор вождей, которым они подчиняются, а также обладание многими
способностями, безусловно, даёт им право занимать место, по крайней мере, на одном
уровне со многими плоскоголовыми австралийцами. Уоллес говорит: «Умственные
потребности дикарей и способности, которыми они на самом деле обладают, очень
мало превосходят способности животных».
Итак, люди предполагают, что «на том свете» не может быть обезьян, потому что у
обезьян нет «души». Но у обезьян, оказывается, столько же ума, как и у некоторых
людей; почему же тогда эти люди, ни в коем случае не превосходящие обезьян, имеют
бессмертных духов, а обезьяны – нет? Материалисты ответят, что ни в том, ни в
другом нет духа, но что оба подлежат уничтожению при физической смерти. Но
духовные философы всех времён соглашались на том, что человек занимает ступеньку
на один уровень выше животного и обладает тем, чего тому не хватает, будь он самым
необразованным из дикарей или мудрейшим из философов. Древние, как мы видели,
учили, что, хотя человек представляет собой троичность из тела, астрального духа и
бессмертной души, животное же – всего лишь двоичность или существо, имеющее
физическое тело и оживляющий его астральный дух. Учёные не умеют различать
элементы, составляющие тела людей и животных. А каббалисты согласны с ними
постольку, поскольку они говорят, что астральные тела (или, как бы их назвали физики,
«жизненные принципы») животных и людей, по сути, идентичны. Физический человек
есть всего лишь высшее развитие животной жизни. Если, как говорят нам учёные,
даже мысль материальна, то любое ощущение боли или удовольствия или любое
мимолётное желание сопровождается возмущением эфира; а эти смелые мыслители,
авторы «Невидимой вселенной»2
, полагают, что мысль приходит в голову, чтобы
«воздействовать на материю другой вселенной одновременно с этой»; почему же тогда
грубая, животная мысль орангутанга или собаки, воздействующей на эфирные волны
астрального света так же, как мысли человека, не может обеспечить животному
продолжение жизни после смерти или какое-то «будущее состояние»?
Каббалисты считали и до сих пор считают, что не по-философски признавать, что
астральное тело человека может пережить телесную смерть, и в то же время
утверждать, что астральное тело обезьяны растворяется до несвязанных друг с другом
молекул. То, что продолжает жить как индивидуальность после смерти тела, является
астральной душой, которую Платон в «Тимее» и «Горгие» называет смертной душой,
поскольку, согласно герметическому учению, она сбрасывает свои более материальные
частицы при каждом поступательном изменении, восходя в более высокую сферу.
Сократ рассказывает Калликлу3
, что эта смертная душа сохраняет все характеристики
тела после смерти последней, и, в действительности, настолько, что у человека,
выпоротого кнутом, его астральное тело будет «всё в следах от кнута и шрамах».
2 «Невидимая вселенная». Информация Бориса де Цыркова: книга П.Г. Тейт и Б.
Стюард. Четвертое издание, Лондон, Великобритания, 1876 г. (ККA)
3 «Горгий». (примечание ЕПБ)
Теософ эпохи Водолея, апрель 2023 18
Астральный дух является точной копией тела, как в физическом, так и в духовном
смысле. Божество – высший и бессмертный дух – не может быть ни наказано, ни
вознаграждено.
(Продолжение следует)
000
Приведено из Разоблачённой Изиды том I, стр. 326-327. Длинные абзацы разделены
на более короткие, чтобы облегчить чтение.


Рецензии